Танк Pz.Kpfw. III (Sd.Kfz. 141) | Танки в бою

Танк Pz.Kpfw. III (Sd.Kfz. 141)





Рисунок немецкого среднего танка Pz..Kpfw. III Ausf N в атаке

Рисунок немецкого среднего танка Pz..Kpfw. III Ausf N в атаке

Pz.Kpfw. III (Panzerkampfwagen III) (Sd.Kfz. 141) – немецкой средний танк конца 30-х – первой половины 40-х годов прошлого века, принимавший активное участие в боевых действиях Второй мировой войны. Занимает третье место в линейке немецких танков, разработанных и выпущенных в период после Первой мировой войны. В своде военной техники Вермахта данный танк обозначался, как Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeuge 141), что переводится, как машина специального назначения 141). В некоторых советских источниках долгое время обозначался, как Т-3 или Т-III.

Немецкий средний танк Pz..Kpfw. III Ausf J в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке (Россия)

Немецкий средний танк Pz..Kpfw. III Ausf J в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке (Россия)

История и предпосылки создания.

Первыми попытками преодолеть условия Версальского мирного договора в Германии было создание легких танков Pz.Kpfw. I и PzKpfw II. Но армия и ее бронетанковые части остро нуждались в среднем танке с более мощным вооружением и бронированием.

В начале февраля 1934 года Управление вооружений организовало конкурс по разработке принципиально нового по классу танка, которое условно назвали «танком командира взвода» (по-немецки Zugführerwagen, сокращенно – Z.W.). Участвовать в конкурсе пригласили четыре ведущие немецкие фирмы: «Крупп», «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл» и M.A.N.  Каждая из фирм-участниц представила по разработанному прототипу. Исходя из результатов испытаний, в качестве оптимального выбрали шасси «Даймлер-Бенц». Два вида башен для будущего танка были выбраны от «Круппа», которому отдали предпочтение по сравнению с аналогичными башнями от «Рейнметалла». Будущий танк получил обозначение Pz.Kpfw. III (Panzerkampfwagen III) и первые его образцы запустили в производство в конце октября 1936 года, а уже к апрелю следующего – с конвейера сошли первые 25 машин.

Немецкие средние танки Pz.Kpfw.IIIв наступлении

Немецкие средние танки Pz.Kpfw. III в наступлении

Компоновка.

Средний танк Pz.Kpfw. III был скомпонован по классической схеме. Моторное отделение находилось в задней части корпуса, тут же размещался двигатель, радиаторы охлаждения и топливные баки. В центральной части корпуса размещались боевое отделение и отделение управления, а в передней (носовой) – трансмиссионное отделение.

Экипаж танка Pz.Kpfw. III состоял из пяти человек. Механик-водитель размещался в средней части корпуса со смещением к носу. Командир танка, наводчик и заряжающий размещались в башне и средней части корпуса, а стрелок-радист занимал место в правой части боевого отделения. При этом командир танка осуществлял наблюдение за местностью через приборы наблюдения и осуществлял координацию действиями экипажа.

Средний танк Pz..Kpfw. III поддерживает атакунемецкой пехоты

Средний танк Pz..Kpfw. III поддерживает атакунемецкой пехоты

Бронезащита корпуса и башни.

Бронирование среднего танка Pz.Kpfw. III разрабатывалось по дифференцированному противопульному и противоснарядному принципу и обеспечивало защиту, как от пуль различных калибров (кроме ПТР) стрелкового оружия, так и снарядов незначительных калибров.

Корпус танка Pz.Kpfw. III собирался из катаных листов хромоникелевой стали с поверхностной закалкой путем сваривания броневых листов между собой и каркасом корпуса. Так же при монтаже корпуса в некоторых местах применялись болтовые соединения. Толщина броневого листа лобовой части корпуса колебалась в зависимости от модификации танка. Так, более ранних модификациях толщина брони составляла до 15 миллиметров, в средних – до 30, а в боле поздних доходила до 45 миллиметров. Аналогично можно сказать и о бронировании бортов и кормы. Здесь колебание толщины брони в зависимости от модификации составляло 15-50 миллиметров.

Башня среднего танка Pz.Kpfw. III устанавливалась на продольную ось корпуса без смещения в подбашенную коробку и имела прямоугольную форму в вертикальной проекции с рациональными углами наклона бортовых бронелистов к вертикальной нормали. Как и в случае с корпусом бронирование башни зависело от модификации танка. Так лобовая броня башни колебалась в пределах от 15 до 57  (у Ausf M и Ausf N) миллиметров.  Бронирование кормы и бортов башни значительных расхождений в зависимости от модификаций не имели и составляли от 15 до 30 миллиметров.

Количество люков для посадки в танк и высадки из него экипажа зависело так же от модификаций танка. В большинстве модификаций люки для башенной обслуги танка размещались в крыше и в бортах башни. Люки механика-водителя и стрелка-радиста были расположены в передней части корпуса.

Немецкий командирский танк на базе Pz.Kpfw. III Ausf. M — Panzerbefehlswagen III Ausf. K. Хорошо заметны антенна в задней части корпуса и бортовой номер «001».

Командирский танк на базе Pz.Kpfw. Ausf K, оборудованный экранами для защиты ходовой части и подбашенной коробки. На фото видна антенна и бортовой номер машины «001». Таких танков было выпущено порядка 50 штук.

Вооружение.

Основным вооружением среднего танка Pz.Kpfw. III модификаций до Ausf F включительно была нарезная 37-миллиметровая пушка KwK 36, которая устанавливалась в лобовой части башни в броневую маску, при этом длина ствола составляла 46,5 калибров. Беспомощность пушки калибра 37 миллиметров перед советскими средними танками, побудила немецких инженеров на вооружение Pz.Kpfw. III Ausf G 50-миллиметровым аналогом пушки KwK 38, а модификации Pz.Kpfw. III Ausf J1 и Pz.Kpfw. III Ausf L – KwK 39. В последней модификации Pz.Kpfw. III Ausf N была использована и 75-милиметровая пушка KwK 37, но таких танков было выпущено мало. Боекомплект к пушке зависел от ее модификации и калибра.  В среднем он составлял от 120 до 56 выстрелов унитарного заряжания и располагался вдоль бортов боевого отделения.

Кроме  пушки, вооружение среднего танка Pz.Kpfw. III ранних модификаций состояло еще с трех пулеметов MG-34 калибра 7,92 миллиметров, которые устанавливались соответственно в маску пушки (в спарку), в шаровую установку в правой части возвышения корпуса и в кормовую часть башни. В модификациях более позднего периода от кормового пулемета отказались. Боекомплект пулеметов в зависимости от модификации танка состоял от 1400 до 4500 патронов, снаряженных в магазины.

Экипаж немецкого среднего танка Pz..Kpfw. III производит чистку орудия. Северная Африка, 1943 год

Экипаж немецкого среднего танка Pz..Kpfw. III производит чистку орудия, Северная Африка, 1943 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

На средних танках Pz.Kpfw. III устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный  двигатель фирмы «Майбах» с жидкостным охлаждением. На танках модификаций до Pz.Kpfw. III Ausf D включительно использовался двигатель Maybach HL 108TR, который мог развивать мощность до 250 лошадиных сил. На модификациях, начиная с Pz.Kpfw. III Ausf E, стали использовать форсированную его версию – Maybach HL 120TR с мощностью до 300 лошадиных сил. Оба двигателя обеспечивали максимальную скорость танка при движении по шоссе в 40 километров в час.

В состав конструкции трансмиссии основных серийных модификаций среднего танка Pz.Kpfw. III входили следующие узлы и агрегаты:

главный (основной) двухдисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения сталь по стали;

карданный многоступенчатый вал протяжением через все боевое отделение;

механическая шестиступенчатая коробка передач при пяти передачах вперед и одной назад;

одноступенчатый планетарный механизм для осуществления поворотов;

тормоза колодочного типа;

одноступенчатые бортовые передачи.

Ходовая часть танков Pz.Kpfw. III была различной для каждой модификации. Так, к примеру, в число элементов ходовой части танка Pz.Kpfw. III Ausf А входило пять нижних опорных катка, а во всех последующих – шесть (у Pz.Kpfw. III Ausf В, D, C – даже восемь). Это можно сказать и о верхних поддерживающих катках малого диаметра, у Pz.Kpfw. III Ausf А их было два, в последующих модификациях – по три.  Различным было и формирование опорных колес в тележки. У Pz.Kpfw. III Ausf А они устанавливались на горизонтальные оси, с креплением у оснований жестко к корпусу, у Pz.Kpfw. III Ausf В – они собирались в две тележки по четыре в каждой, у Pz.Kpfw. III Ausf D и С –  в три тележки, в модификациях позднего периода – сборка катков была индивидуальной без использования тележек вообще.

Единственное, что было неизменным для всех модификаций, это конструкция передних ведущих колес с зубчатыми венцами и задних ленивцев, снабженных механизмом натяжения гусеницы.

Гусеницы  танка Pz.Kpfw. III были разработаны по принципу цевочного зацепления. По типу они относились к мелкозвенчатым, двухгребневым и собирались из литых стальных траков.

Советские танкисты изучают уязвимые места захваченного танка Pz..Kpfw. III, начало 1942 года

Советские танкисты изучают уязвимые места захваченного танка Pz..Kpfw. III, начало 1942 года

Боевое применение.

Средний танк Pz.Kpfw. III принял активное участие в боевых действиях на начальных этапах Второй мировой войны. Он достаточно хорошо зарекомендовал себя в Польше (где впервые был захвачен РККА) и Франции, а так же в боевых действиях Балканах. Как стало известно при его анализе и изучении, Pz.Kpfw. III превосходил практически все легкие танки как РККА, так и ее будущих союзников, по всем показателям, но заметно уступал советскому среднему танку Т-34.

В боях в Северной Африки танки Pz.Kpfw. III показали себя так же с хорошей стороны в разрезе ходовых характеристик и огневой мощи (по причине отсутствия достойных соперников у союзников), приняв участие практически во всех решающих сражениях на этом театре военных действий.

Средний танк Pz.Kpfw. III являлся самым численным танком панцерваффе при вторжении в СССР 22 июня 1941 года. Как и предполагалось ранее, средний танк Pz.Kpfw. III легко справлялся с советскими легкими и малыми танками, но существенные проблемы стали возникать в столкновениях со средними советскими танками Т-34, что и побуждало немецких инженеров время от времени модернизировать и бронирование, и огневую мощь танка. Танк принимал активное участие во всех сражениях и битвах на Восточном фронте вплоть до средины 1944 года, после чего упоминался в сводках лишь эпизодически.

Средние танки Pz.Kpfw. III состояли на вооружении, кроме Германии, в армиях ее саттелитов – Словакии, Румынии, Венгрии и Хорватии. Порядка 4-х десятков единиц танка были проданы в Турцию, откуда, вследствие устарелости, перекочевали в Сирию и Иорданию. Порядка трехсот машин были захвачены РККА и широко использовались вплоть до 1944 года, постепенно выбыв из строя по причине отсутствия комплектующих. Так, к примеру, на Сталинградском направлении оставшаяся в живых часть экипажа советского танка КВ-1 под началом лейтенанта Коновалова С.В., выходя из окружения, захватила немецкий танк Pz.Kpfw. III, после чего, пробившись к своим, на нем подбила три немецких танка.

Использовались трофейные машины Pz.Kpfw. III и при переоборудовании их в самоходно-артиллерийские установки (порядка 200 единиц), которые в РККА получили индекс СУ-76И.

Подбитый в ходе контратаки немецкий средний танк Pz..Kpfw. III, Сталинградское направление, лето 1942 год

Подбитый в ходе контратаки немецкий средний танк Pz..Kpfw. III, Сталинградское направление, лето 1942 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх