САУ Marder I (Sd.Kfz.135) | Танки в бою

САУ Marder I (Sd.Kfz.135)





Рисунок немецкой легкой противотанковой самоходно-артиллерийской установки Marder I в бою

Рисунок немецкой легкой противотанковой самоходно-артиллерийской установки Marder I в бою

Marder I (руссифицированный вариант – Мардер I) – немецкая легкая противотанковая самоходно-артиллерийская установка периода второй половины Второй мировой войны, созданная на базе трофейных легких танков Hotchkiss H35 и FCM 36, а также тягача Lorraine 37L французского производства. Официально в немецких сводах бронетехники данная САУ обозначалась как Sd.Kfz.135. В зависимости от типа техники, на базе которого производилась САУ, она имела обозначение 7.5 cm PaK.40/1 auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper(f) Marder I, 7.5 cm PaK.40/1(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f) Marder I и 7.5 cm PaK.40/1(Sf) auf Geschutzwagen FCM36(f) Marder I. В переводе с немецкого Marder обозначает «Куница».

Немецкая САУ Marder I в экспозиции Военного музея в Сомюре (Франция)

Немецкая САУ Marder I в экспозиции Военного музея в Сомюре (Франция)

История и предпосылки создания.

После завершения французской кампании 1940 года в качестве трофеев Германия заполучила большое количество работоспособных и достаточно добротных легких танков Hotchkiss H35 и FCM 36, кроме них, было захвачено еще и определенное количество бронированных тягачей Lorraine 37L, которые французы еще использовали и как транспортеры для пехоты. По началу немцы не пределили должного внимания данной технике, однако острая нехватка самоходных противотанковых средств заставила руководство Вермахта обратиться с просьбой об увеличении производства противотанковых САУ на базе французской техники.

По распоряжению Управления вооружений Германии, в конце 1941 года фирма Alkett разработала учебно-боевую самоходно-артиллерийскую установку на шасси французского бронированного тягача Lorraine 37L, которая выявилась самой удачной из трех вариантов. После принятия на вооружение опытного образца фирме Alkett было заказано изготовить 150 единиц такой техники. В период с 1943 по 1944 год фирма Alfred Becker, согласно государственного заказа, изготовила 179 машин данной САУ, но уже на базе французских танков. Всего же за период серийного производства, которое продолжалось вплоть до апреля 1945 года, на заводах Германии было собрано, по различным данным, от 170 до 285 машин Marder I с различными шасси.

Немецкие солдаты и офицеры возле САУ Marder I, произведенной на базе французского легкого танка Hotchkiss H35

Немецкие солдаты и офицеры возле САУ Marder I, произведенной на базе французского легкого танка Hotchkiss H35

Компоновка.

Самоходно-артиллерийская установка Marder I была скомпонована, естественно, как и французская техника. Трансмиссионное отделение в САУ Marder I, как и на французском тягаче Lorraine 37L, было расположено в передней части корпуса, далее, чуть ближе к центральной части следовало отделение управления, а в центре – моторное. За моторным отделением у французького тягача находилось транспортно-грузовое отделение, которое в САУ стало боевым, боевое отделение также распространялось и на боевую полуоткрытую рубку. В САУ «Мардер I», произведенной на базе танков, моторное отделение находилось в кормовой части корпуса, а боевое – смещалось в центральную часть.

Экипаж легкой противотанковой САУ Marder I состоял чаще всего из четырех человек (на САУ более позднего выпуска – из пяти). В состав экипажа «Мардера» стандартного комплектования входили: командира САУ, заряжающий, наводчик и механик-водитель. Позже в состав экипажа стали добавлять радиста, который исполнял обязанности помощника заряжающего и стрелка из пулемета.
Для посадки в САУ и высадки из нее экипаж использовал заднюю открытую часть рубки, выполненную в виде проема. Механик-водитель также мог попасть в машину и выбраться из нее через откидной прямоугольный люк в передней части корпуса.

САУ Marder I на железнодорожной платформе

САУ Marder I на железнодорожной платформе

Бронезащита корпуса и рубки.

Броневая защита немецкой легкой противотанковой самоходно-артиллерийской установки Marder I разрабатывалась по дифференцированному противопульному принципу. Броня данной САУ могла защитить ее экипаж и основне узлы машины от поражения боеприпасами стрелкового оружия мелкого и среднего калибров, а также мелких осколков.

Корпус САУ Marder I, которая была произведена на базе французского тягача, имел бронирование в лобовой и кормовой части до 16 миллиметров при бронировании бортов в 9 миллиметров. Чуть позже бронирование бортовой части таких САУ начали усиливать за счет навесных экранов. «Мардеры», которые переоборудовались из французских легких танков Hotchkiss H35 и FCM 36, заполучили от них «по наследству» бронирование корпуса в лобовой части до 45, бортов – до 40 и кормы до 30 миллиметров при наличии рациональных улов наклона. Сборка корпуса из броневых плит была произведена с помощью заклепочных соединений.

Полуоткрытая броневая рубка САУ «Мардер I» производилась из листов катаной брони низкой и средней твердости, которые соединялись между собой путем сваривания. В лобовой части на машинах ранних серий выпуска броневые листы лобовой части, а также броневая маска имели толщину до 14 миллиметров, позже броня была усилина до 19 миллиметров. Борта (фальшборта) рубки имели толщину бронирования до 10 миллиметров без рациональных углов наклона к вертикальной нормали.

САУ Marder I с экипажем на марше

САУ Marder I с экипажем на марше

Вооружение.

Основным вооружением легкой противотанковой самоходно-артиллерийской установки «Мардер I» являлась нарезная противотанковая 75-миллиметровая пушка Pak 40/1 L/46 с длиной ствола в 46 калибров. Орудие устанавливалось в лобовой части рубки в прямоугольную амбразуру и защищалось такой же формы броневой маской. Перевозимый боекомплект САУ Marder I к ее орудию состоял из 40 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались вдоль фальшбортов боевой рубки.

В качестве вспомогательного вооружения использовался пулемет MG-34 калибра 7,92 миллиметра, который размещался в укладке и использовался по мере возникновения надобности как для отражения наземного нападения противника, так и в качестве зенитного. Боекомплект к пулемету состоял из 2500 патронов, которые снаряжались в ленты.

Экипаж САУ «Мардер I» для личной защиты вооружался также пистолетами, пистолетами-пулеметами и ручными гранатами.

Немецкий солдат возле САУ Marder I, Северная Франция, 1944 год

Немецкий солдат возле САУ Marder I, Северная Франция, 1944 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

САУ «Мардер I», произведенные на базе французских тягача Lorraine 37L и легкого танка Hotchkiss H35, оснащались шестицилиндровым карбюраторным рядным двигателем с жидкостным охлаждением Dela Haye 103 TT, который развивал мощность до 70 лошадиных сил при 2700 оборотах в минуту, что давало САУ возможность двигаться по шоссе с максимальной скоростью от 25 до 37 километров в час.

Те САУ «Мардер I», которые были произведены на шасси танка FCM 36, оснащались рядным четырехцилиндровым дизельным двигателем, который развивал мощность до 91 лошадиной силы, что давало возможность САУ двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 25 километров в час.

Трансмиссия большинства машин немецкой легкой провотитанковой САУ «Мардерr I» размещалась в лобовой части корпуса, и в ее состав входили:

редуктор, соединяющийся с двигателем;

короткий карданный вал;

основной фрикцион;

пятискоростная коробка передач;

блокируемый дифференциал Cletrac.

Применительно по каждому борту, ходовая часть САУ «Мардер I» состояла из шести опорных обрезиненных катков, которые блокировались в три тележки попарно и трех поддерживающих (также обрезиненных) катков. Каждая из трех тележек подвешивалась на полуэллиптическую листовую рессору. Направляющее колесо располагалось сзади, а ведущее – спереди.

Гусеницы САУ «Мардер I» собирались из коротких двухгребневых литых и штампованных траков. В зависимости от базовой машины их число в цепи колебалось от 88 до 132 штук.

Marder1_7

Немецкая САУ Marder I, захваченная Французским Сопротивлением. Фото, вероятнее всего, сделано в конце 1944 года

Боевое применение.

Легкие противотанковые самоходно-артиллерийские установки Marder I применялись немцами в период с конца 1942 года и практически до капитуляции Германии во Второй мировой войне. Данным классом машин комплектовались преимущественно немецкие противотанковые подразделения, которые участвовали в боях в Италии, Северной Франции и на Восточном фронте в Белоруссии. Об общей эффективности применения данного класса САУ говорить трудно, так как особо полной информации на этот счет нет. Скорее всего, успех их применения был переменным. Там, где «Мардерам I» удавалось занять выгодную позицию, они могли эффективно сдерживать наступление танков противника, а там, где танки выходили на оптимальную дальность ведения огня и обнаруживали позиции САУ, то лишенные надежного бронирования они становились легкой добычей более сильного противника.

Последнее упоминание о применении данного типа САУ немцами датировано 1 мая 1945 года на Западном фронте.

Информации о трофейных «Мардерах I», которые могли бы принимать участи в боях на стороне союзников по Антигитлеровской коалиции, нет. Однако имеется фото немецкой САУ «Мардер I», захваченной Французским Сопротивлением, вероятнее всего, в конце 1944 года.

Подбитая немецкая САУ Marder I, Западный фронт, 1944 год

Подбитая немецкая САУ Marder I, Западный фронт, 1944 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх