САУ Panzerjäger I | Танки в бою

САУ Panzerjäger I





Рисунок немецкой легкой противотанковой САУ Panzerjäger I

Рисунок немецкой легкой противотанковой САУ Panzerjäger I

Panzerjäger I (руссифицированный вариант – Панцеръегер I) – немецкая легкая противотанковаяя самоходно-артиллерийская установка времен первой половины Второй мировой войны, созданная на базе легкого танка Panzerkampfwagen I Ausf. B. Официально в немецких военных сводах обозначалась как 4.7 cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw. I Ausf.B.

САУ Panzerjäger I в военном музее города Кобленец (Германия)

САУ Panzerjäger I в военном музее города Кобленец (Германия)

История и предпосылки создания.

К началу 1940 года немецкий легкий танк Panzerkampfwagen I оказался морально устаревшим и абсолютно не удовлетворявшим требованиям современной, в тот период, войны. Для того чтобы как модернизировать и в последствии эффективно использовать работоспособные танки Pz.Kpfw. I, фирма Alkett разработала на его базе несколько проектов САУ. Приоритетным был выбран проект противотанковой САУ с установленной на ней чехословацкой пушкой PaK 36(t), поступившей на вооружение Вермахта после оккупации Чехословакии. Безлафетная пушка не снискала успеха в полевых частях немецкой армии, но при установке ее на шасси танка Pz.Kpfw. I получалась довольно неплохая САУ. После принятия данной САУ на вооружение она получила маркировку 4.7 cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw. I Ausf. B, чуть позже в танковых частях Вермахта ее стали называть Panzerjäger I. Первые САУ были переоснащены с танков Pz.Kpfw. I на берлинских заводах фирмы Alkett уже конце января 1940 года. Всего в период с 1940 по 1941 год было произведено 202 машины Panzerjäger I (из которых 132 на заводах фирмы Alkett и 70 – фирмы Skoda).

САУ Panzerjäger I в Северной Африке, весна 1941 года

САУ Panzerjäger I в Северной Африке, весна 1941 года

Компоновка.

Самоходно-артиллерийская установка Panzerjäger I была скомпонована следующим образом. Двигатель САУ размещался в кормовом отделении корпуса, там же находились и топливные баки. В передней части корпуса размещалось трансмиссионное отделение. Отделение управления частино сопрягалось с боевым отделением и находилось в средней части корпуса со смещением влево от продольной оси САУ. Открытая рубка САУ устанавливалась на приподнятую над корпусом круглую плиту, что фактически и являлось боевым отделением. Экипаж легкой противотанковой САУ Panzerjäger I состоял из трех человек — командира САУ, исполнявшего также обязанности наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Для посадки в САУ и высадки из нее экипаж использовал открытую часть рубки, вернее ее задний профиль, который выполнялся в виде ярко выраженного проема.
Бронезащита корпуса и рубки.

Бронезащита немецкой легкой противотанковой САУ Panzerjäger I была выполнена по дифференцированному противопульному принципу, при этом броня рубки и корпуса защищала ее экипаж исключительно от поражения стрелкового оружия среднего калибра и мелких осколков.

Корпус САУ Panzerjäger I был полностью заимствован у легкого танка Pz.Kpfw.I. Он собирался из катаных листов хромоникелевой гомогенной броневой стали с общей толщиной от 6 до 13 миллиметров. Сборка бронелистов проводилась путем их сваривания между собой и каркасом.

Броневая рубка САУ Panzerjäger I была открытой сверху и с тыльной стороны. Ее лобовая часть и бокове фальшборта имели толщину бронирования 14,5 миллиметров. Собирались они также из листов катанной гомогенной брони при помощи сварки под. углом в 27 градусов к вертикальной нормали. Такой же толщины была и маска орудия, которая имела сферическую форму и устанавливалась впотай в прямоугольное отверстие (амбразуру) передней части рубки.

Немецкая Panzerjäger I в боях на территории СССР, август 1941 года

Немецкая Panzerjäger I в боях на территории СССР, август 1941 года

Вооружение.

Легкая противотанковая самоходно-артиллерийская установка Panzerjäger I водружалась чехословацкой трофейной нарезной противотанковой пушкой 4.7cm PaK. 36(t) с калибром ствола в 47 миллиметров при длине ствола в 43,4 калибра. Перевозимый боекомплект САУ к орудию составлял 86 в основном бронебойных снарядов, которые размещались по бортам боевой рубки.

Экипаж САУ Panzerjäger I для личной защиты вооружался пистолетами и пистолетами-пулеметами, а также ручными гранатами.

Немецкая легкая противатанковая САУ Panzerjäger I в боях на улицах Ростова-на-Дону

Немецкая легкая противотанковая САУ Panzerjäger I в боях на улицах Ростова-на-Дону

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

САУ Panzerjäger I, как и легкий танк Pz.Kpfw. I Ausf B, оснащалась рядным шестицилиндровым карбюраторным двигателем с жидкостным охлаждением фирмы «Майбах» модели NL 38 Tr при рабочем объеме двигателя в 3800 кубических сантиметров, что давало ему возможность при мощности в 100 лошадиных сил развивать максимальную скорость по шоссе в 42 километра в час. Двигатель САУ размещался в кормовой части корпуса. Два топливных бака, имевших общую емкость в 146 литров, размещались по правому борту центральной части корпуса.

Трансмиссия САУ Panzerjäger I размещалась в лобовой части корпуса и состояла из:

редуктора с передаточным числом 0,763, соединяющегося с двигателем;

карданного ступенчатого вала, проходящего через всю длину корпуса;

двухдискового главного (основного) фрикциона, работавшего по принципу сухого трения;

пятискоростной механической коробки передач модели Aphon-Getriebe F.G.35;

фрикционно-шестеренчатого механизма поворота;

двух бортовых однорядных передач.

Ходовая часть легкой противотанковой САУ Panzerjäger I применительно по каждому борту состояла из сдвоенного ведущего колеса, четырех одиночных обрезиненных опорных катков с диаметром в 530 миллиметров, также обрезиненного ленивца и трех поддерживающих обрезиненных катков.

Гусеницы САУ Panzerjäger I были разработаны по принципу цевочного зацепления. По своему типу они были мелкозвенчатые, двухгребневые. Их сборка производилась из литых стальных траков модели Kgs. 67 280-90, имевших ширину 260 и шаг в 91 миллиметр.

Немецкая легкая противаьанковая САУ Panzerjäger I, подбитая под Смоленском, 1941 год

Немецкая легкая противотанковая САУ Panzerjäger I, подбитая под Смоленском, 1941 год. На фото четко виден пролом в лобовой части броневой рубки

Боевое применение.

Первые переоборудованные машины Panzerjäger I подоспели к началу французской кампании. В боевых действиях на территории Франции легкими САУ Panzerjäger I в общем количестве 99 штук комплектовались 616, 521, 670 и 643 противотанковые батальоны бронетанковых подразделений Вермахта. Наиболее в этих боях был задействован только 521-й батальон. Эффективность машины Panzerjäger I показали только в единоборстве с французскими легкими танками, в остальных случаях из-за низкой бронепробиваемости орудий они были практически бесполезными.

В боях в Северной Африке принял участие лишь 605-й противотанковый батальйон, вооруженный 27-ю машинами Panzerjäger I. Он прибыл в Африку в район Триполи в период с 18 по 21 марта 1941 года. Его пытались усилить другими машинами, но большая часть из них затонула с транспортом Castellon на пути следования морского конвоя. В боевых действиях во время проведения британскими войсками операции «Крусейдер» 605-й батальон потерял по меньшей мере 13 машин Panzerjäger I. К началу Второго сражения при Эль-Аламейне в 605-м батальоне в качестве боеспособных насчитывалось всего 11 машин данного типа САУ. Практически все они были потеряны в боях до капитуляции африканского корпуса.

Немецкие солдаты у легкой противотанкой САУ Panzerjäger I в райне Мелитополя, сентябрь 1941 года

Немецкие солдаты у легкой противотанковой САУ Panzerjäger I в райне Мелитополя, сентябрь 1941 года

К началу вторжения Вермахта в СССР все имеющиеся САУ Panzerjäger I были оснащены подкалиберными снарядами, что в значительной мере повысило бронепробиваемость чехословацкой пушки даже в единоборствах с советскими танками КВ-1 и Т-34 на дистанциях в 400-600 метров. Более старые и легкие советские танки гарантировано поражались даже с 700 метров калиберными бронебойными снарядами. Специалисты все же склонны считать применение САУ Panzerjäger I на Восточном фронте неудачным из-за неприспособленности данного вида техники к специфическим климатическим и местностным условиям, что приводило к частым выходам машин из строя в небоевых ситуациях.

Официально считается, что последние машины Panzerjäger I в составе подразделений Вермахта были потеряны в средине 1943 года, однако, скорее всего, реально все они были потеряны еще зимой 1942-1943 года. Дальнейшее их использование было нецелесобразным и неэффективным из-за отсутствия в РККА целей, которые те могли бы эффективно поражать на средних и дальних дистанциях, кроме того, к этому периоду иссяк ресурс танков Pz.Kpfw. I Ausf B, которые можно было бы переоснастить под Panzerjäger I.

Красноармейцы рассматривают захваченную в районе Киеве немецкую САУ Panzerjäger I, лето 1941 года

Красноармейцы рассматривают захваченную в районе Киеве немецкую САУ Panzerjäger I, осень 1941 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх