СУ-100Y | Танки в бою

СУ-100Y





Компьютерный рисунок советской тяжелой самоходно-артиллерийской установки СУ-100Y по версии игры World of tanks

Компьютерный рисунок советской тяжелой самоходно-артиллерийской установки СУ-100Y по версии игры World of tanks

СУ-100Y – советская опытная тяжелая самоходно-артиллерийская установка начала 40-х годов прошлого века. Аббревиатура «СУ» в названии машины расшифровывается как «самоходная установка», цифра «100» досталась от тяжелого танка Т-100, на базе которого она разработана, а латинская буква «Y» обозначает тип машины, который зависел от формы рубки. В ряде изданий употребляются так же такие варианты названия как СУ-100-Y и Т-100Y.

История и предпосылки создания.

В ходе советско-финской войны 1939-1940 года остро назрела потребность в создании и производстве для нужд действующей армии хорошо бронированных самоходных инженерных машин для укладки дорог и мостов, а так же для эвакуации подбитой и вышедшей из строя бронетехники. На создание такой машины завод №185 получил задание от руководства Северо-Западного фронта. В качестве базового конструкторского бюро завода № 135 использовало уже примененный в боевых условиях тяжелый танк Т-100. Однако вскоре поступило новое задание от начальника АБТУ РККА Д.Г. Павлова на установку на шасси танка Т-100 орудия калибром в 152 миллиметра для борьбы с дотами и другими фортификационными сооружениями противника. 8 января 1940 года чертежи и техническая документация на производство корпуса такого танка (САУ), который получил название Т-100-Х (Т-100-икс), были предоставлены Ижорскому заводу. Проект Т-100-Х от уже разработанного танка Т-100 отличала установка клиновидной броневой рубки вместо башни и 130-миллиметровой морской пушки Б-13. Однако для упрощения технологического процесса сборки рубки ее форму сделали прямоугольной, поэтому собранный прототип машины получил название СУ-100Y или СУ-100-Y (игрек). Первый (и как оказалось, единственный) прототип покинул стены цехов уже 14 марта 1940 года. Боевые действия Зимней войны к этому моменту уже закончились, и СУ-100Y удалось испытать лишь на полуразрушенных финских дотах. Результаты испытаний были более чем положительные, но в то же время машина имела и ряд недостатков (большая масса, ограниченная мобильность и трудности с транспортировкой), которые не позволили данной САУ быть запущенной в серийное производство.

САУ СУ-100Y в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Россия)

САУ СУ-100Y в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Россия)

Компоновка.

Компоновка СУ-100Y была классической для самоходно-артиллерийских установок советского производства. Моторное и трансмиссионное отделения, как и у танка Т-100, были сопряженными и располагались в кормовой части корпуса, а боевое отделение и отделение управления, так же сопряженные между собой, занимали переднюю и среднюю части корпуса, а так же боевую рубку.

Экипаж прототипа тяжелой САУ СУ-100Y состоял из шести человек. Командир САУ вместе с двумя заряжающими и наводчиком располагались в броневой рубке. Механик-водитель и его помощник размещались в передней части корпуса.

Экипаж САУ СУ-100Y  для погрузки в машину и выгрузки из нее использовал два основных люка: один прямоугольной формы в крыше рубки, другой в виде дверцы в кормовой части рубки. Для экстренной эвакуации в случае выхода машины из строя в бою можно было воспользоваться люком в днище САУ, который остался еще от танка Т-100.

Бронезащита корпуса и рубки.

Броневая защита тяжелой САУ СУ-100Y разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу и защищала основные агрегаты и экипаж САУ от поражения противотанковыми снарядами средних калибров с дистанции более 500 метров.

Броневой корпус САУ СУ-100Y, аналогично танку Т-100, имел коробчатую форму и собирался из катаных бронеплит, соединявшихся между собой с помощью сварки, заклепочных и болтовых соединений. Бронеплиты бортов, кормовой и лобовой частей имели толщину в 60 миллиметров практически без углов наклона к вертикальной нормали. Днище собиралось из плоских бронелистов с толщиной в пределах от 20 до 30 миллиметров в зависимости от места бронирования. Крыша корпуса формировалась броневыми листами в 20 миллиметров.

Боевая рубка тяжелой САУ СУ-100Y имела прямоугольную кубическую форму с незначительным передним клином и наклонным срезом крыши к корме. Рациональных углов наклона к вертикали броневые листы, формировавшие рубку, не имели. Рубка производилась путем сваривания между собой бронелистов из катаной стали, имевших толщину по бортах, корме и лобовой части в 60 миллиметров. Крыша рубки имела толщину броневого листа до 30 миллиметров.

Фото САУ СУ-100Y с боку (Кубинка)

Фото САУ СУ-100Y с боку (Кубинка)

Вооружение.

Тяжелая САУ СУ-100Y была оснащена 130-миллиметровой нарезной корабельной пушкой Б-13-IIс, которая устанавливалась в передней части броневой рубки и защищалась мощной полуцилиндрической броневой маской. Боекомплект к пушке состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. Выстрелы размещались по бортам рубки в стеллажах.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Тяжелая САУ ГАМ-34БТ оснащалась V-образным двенадцатицилиндровым карбюраторным четырехтактным двигателем ГАМ-34БТ с жидкостным охлаждением, который ранее устанавливался на торпедных катерах и глиссерах и был способен развивать мощность до 900 лошадиных сил, что позволяло САУ развивать максимальную скорость при движении по шоссе в 32-33 километров в час. Двигатель и радиаторы охлаждения располагались в кормовой части корпуса.

Тяжелая самоходно-артиллерийская установка СУ-100Y имела трансмиссию, состоящую из:

Главного (основного) многодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения «стали по феродо»;

пятиступенчатой коробки передач;

двух бортовых фрикционов;

двух бортовых планетарных редукторов;

тормозов ленточного типа.

Подвеска САУ СУ-100Y, как и у танка Т-100 была индивидуальной на листовых рессорах без использования амортизаторов, хотя, согласно проекта, она должна была быть торсионной. Ходовая часть САУ СУ-100Y состояла по обеим бортам из восьми двускатных опорных катков с массивными резиновыми шинами, пяти поддерживающих двухскатных обрезиненных катков, ведущего колеса с зубчатым венцом заднего расположения и направляющего колесо, расположенного спереди.

Гусеницы были мелкозвенчатыми с открытым шарниром с пальцами и стопорными кольцами.

Чертеж фронтальной проекции САУ СУ-100Y

Чертеж фронтальной проекции САУ СУ-100Y

Боевое применение.

Испытать тяжелую САУ СУ-100Y в боевых условиях советско-финской войны не удалось по причине ее окончания. Хотя машина все же была доставлена в Карелию и обстреляла несколько пустых дотов и надолбов.

После этого в средине 1940 года СУ-100Y была передана полигону в Кубинке и простояла там вплоть до начала Великой Отечественной войны. При подходе частей Вермахта к Москве самоходка не была эвакуирована, а вместе с двумя опытными САУ СУ-14, переоборудованными до СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) и вооруженными 152-миллиметровыми гаубицами, была зачислена в состав самоходно-артиллерийского дивизиона особого назначения. В боях под Москвой дивизион вел обстрел с закрытых позиций наступающие немецкие войска на подступах к станции Кубинка. К сожалению, информация о результатах боев САУ СУ-100Y до нашего времени не дошла, поэтому судить об успешности (неуспешности) боевого применения машины не представляется возможным.

Единственный опытный образец СУ-100Y в достаточно приличном состоянии сохранился до наших дней и в настоящее время экспонируется в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Россия).

Прототип САУ СУ-100Y после выхода из производственных цехов

Прототип САУ СУ-100Y после выхода из производственных цехов

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх