СУ-14, СУ-14-1, СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) | Танки в бою

СУ-14, СУ-14-1, СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2)





Рисунок советской опытной тяжелой самоходно-артиллерийской установки СУ-14-1

Рисунок советской опытной тяжелой самоходно-артиллерийской установки СУ-14-1

СУ-14, СУ-14-1 и СУ-14-2 (СУ-14-БР-2) – серия советских опытных тяжелых самоходно-артиллерийских установок, разработанных в 30-е годы прошлого столетия на базе тяжелого танка прорыва Т-35. В названии машин аббревиатура «СУ» расшифровывается как «самоходная установка», числовой индекс 14 – номер разработки САУ по порядку, индексы «1» и «2» – тип САУ в зависимости от вида вооружения и конструкции ходовой части. САУ СУ-14-2 иногда в литературе обозначают как СУ-14-БР-2, где БР-2 марка орудия.

Один из двух прототипов САУ СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) в экспозиции музея в Кубинке (Россия)

Один из двух прототипов САУ СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) в экспозиции музея в Кубинке (Россия)

История и предпосылки создания.

Еще 17 сентября 1931 года опытный завод «Спецмаштреста» получил задание на разработку средств механизации артиллерийских установок с большой и особой мощностью. Эскизные проекты будущей САУ были предложены на рассмотрение правительственной комиссии уже в средине июля 1932 года. Для дальнейшей реализации было отобрано два проекта: САУ с гаубичным вооружением 203-миллиметровым орудием Б-4 и САУ с пушечным вооружением 152-миллиметровым орудием БР-2. В начале 1933 года на опытном заводе «Спецмаштреста» под началом П.И. Сячинтова начались работы по проектированию и изготовлению САУ без боевой рубки, которая получила индекс СУ-14). Первое шасси проектируемой САУ было готово уже в средине мая 1934 года. Его конструкция была заимствована у тяжелого танка прорыва Т-35, а трансмиссия у среднего танка Т-28, однако трансмиссия оказалась ненадежной и ее наладка продлилась до июля 1934 года. К концу лета опытный образец САУ СУ-14 был собран и отправлен на полигонные испытания, где произвел учебные стрельбы. Результаты испытаний, которые продлились до августа 1935 года, в целом оказались удовлетворительными, однако и выявили ряд существенных недостатком.

Учтя опыт при создании СУ-14, в начале 1936 года на Опытном заводе была разработана улучшенная конструкция новой САУ, которая получила индекс СУ-14-1. Ее конструкцию отличало от предшественницы улучшенная коробка передач, переработанная трансмиссия и замена некоторых ненадежных агрегатов машины аналогичными с танка Т-35. К исходу 1936 года опытный образец САУ СУ-14-1 прошел все полигонные испытания, показав в целом неплохие результаты. Однако дальнейшие разработки по проекту СУ-14 был свернут в виду того, что его руководитель П.И. Сячинтова был арестован за «вредительство». Два прототипа САУ СУ-14 и СУ-14-1 были переданы в распоряжение военного склада №37 в Москве.

Вспомнить о них довелось в декабре 1939 года, когда РККА столкнулась с большими проблемами при прорыве «Линии Маннергейма» во время Зимней войны. В тот период необходимы были бронированные артиллерийские установки больших калибров для обстрела и разрушения фортификационных сооружений противника. По постановлению Комитета Обороны СССР заводу №185 имени С.М. Кирова (ранее – Опытный завод «Спецмаштреста») надлежало экранировать бронелистами две машины СУ-14 для близкого подхода к финским позициям и стрельбы по укреплениям противника прямой наводкой. В конце января 1940 года прототипы СУ-14 и СУ-14-1 прибыли из Москвы на лениградский завод, но работа по их переоснащению затянулась. Экранирование САУ закончилось только 20 марта 1940 года, когда Зимняя война уже закончилась. В начале сентября 1940 года два переоборудованных прототипа передали на полигон в Кубинке, где они и простояли до начала обороны Москвы в ноябре 1941 года.

САУ СУ-14 во время полигонных испытаний, 1935 год

САУ СУ-14 во время полигонных испытаний, 1935 год

Компоновка.

Прототипы тяжелых САУ СУ-14 и СУ-14-1 не имели бронированных рубок, а имели в качестве защиты для артиллерийской обслуги фальш-борты. У САУ СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) монтировалась боевая рубка. Моторное и трансмиссионное отделения сопрягались между собой и находились в корме корпуса. Боевое отделение располагалось в передней части корпуса, а боевое – в средней. У СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) оно еще распространялось и на боевую рубку.

В состав экипажа тяжелых САУ СУ-14, СУ-14-1 и СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) входили 7 человек: командир САУ, три заряжающих, наводчик, механик-водитель и его помощник.

В боевых условиях, кроме возложенных на экипаж прямых обязанностей, его члены еще могли в случае надобности вести огонь и из пулеметов ДТ, которые устанавливались по бортам САУ.

Поскольку СУ-14 и СУ-14-1 не имели рубки, то все члены экипажа могли беспрепятственно попасть в машину и покинуть ее через борта и ее кормовой просвет. В СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) для этих целей имелся большой прямоугольный люк в крыше рубки и прямоугольные дверцы в ее корме.

САУ СУ-14 (вид  сзади сбоку)

САУ СУ-14 (вид сзади сбоку)

Бронезащита корпуса и рубки.

Броневая защита тяжелых САУ СУ-14 и СУ-14-1 разрабатывалась по противопульному принципу, а у СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) – по противоснарядному.

Корпус у всех прототипов данных САУ имел сложную коробчатую форму. Производился он путем сваривания и склепывания бронелистов между собой. Толщина броневых листов, из которых собирался корпус, в основном составляла 20 миллиметров.

Фальш-борта имели бронирование у СУ-14 – 10 миллиметров, а у СУ-14-1 до 6 миллиметров.

У САУ СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) за счет экранирования броня корпуса была усилена, а боевая рубка собиралась из броневых листов толщиной от 30 до 50 миллиметров в зависимости от профиля.

Прототип САУ СУ-14-1 во время учебных стрельб, 1936 год

Прототип САУ СУ-14-1 во время учебных стрельб, 1936 год

Вооружение.

В качестве основного вооружения САУ СУ-14 и СУ-14-1 использовалась 203-миллиметровая гаубица Б-4 разработки 1931 года. Она устанавливалась на лафет в открытом боевом отделении. Выстрелы погружались на платформу боевого отделения с помощью крановой лебедки и люльки, которые устанавливались по обоим бортам. Боекомплект, который непосредственно мог находиться в боевом отделении при передвижении САУ, состоял из шести выстрелов раздельного заряжания.

Прототипы САУ СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) в качестве основного вооружения имели 152-миллиметровую пушку БР-2 разработки 1935 года, которая устанавливалась в броневую рубку и защищалась овальной полуцилиндрической броневой маской. Возимый боекомплект для данного типа САУ состоял так же из 6 выстрелов раздельного заряжания, которые могли размещаться по бортам боевой рубки.

В качестве вспомогательного вооружения САУ СУ-14, СУ-14-1 и СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) использовались три пулемета ДТ калибра 7,62 миллиметра, которые могли устанавливаться в шести бугельных установках (по три с каждого борта). Кроме этого, в СУ-14 и СУ-14-1 имелась турельная установка с правой стороны палубы боевого отделения для использования одного пулемета ДТ в качестве зенитного. Боекомплект к трем пулеметам ДТ состоял из 2268 патронов, снаряжавшихся в 36 дисков.

Фото боевого отделения САУ СУ-14

Фото боевого отделения САУ СУ-14

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки тяжелой САУ СУ-14 использовался V-образный карбюраторный четырехтактный двенадцатицилиндровый авиационный двигатель М-17 с жидкостным охлаждением, который мог развить максимальную мощность в 650 лошадиных сил, что позволяло САУ двигаться по шоссе с максимальной скорость до 20-22 километров в час.

В качестве силовой установки САУ СУ-14-1 и СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) уже использовали улучшенную модификацию двигателя М-17Т, который мог уже развивать мощность до 680 лошадиных сил.

Трансмиссии прототипов тяжелых САУ СУ-14, СУ-14-1 и СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) в основном состояли из:

главного (основного) фрикциона, работавшего по принципу сухого трения «сталь по стали»;

пятиступенчатой коробки передач, обеспечивавшей четыре скорости вперед и одну назад;

многодисковых бортовых фрикционов с плавающими ленточными тормозами;

двух бортовых передач.

Ходовая часть состояла из восьми применительно по каждому борту опорных обрезиненных катков с малым диаметром, пяти поддерживающих катков, направляющего колеса переднего расположения и заднего ведущего колеса, оснащенного съемными зубчатыми венцами.

Гусеницы были мелкозвенчатыми и собирались из траков скелетообразного типа с открытым шарниром. Траки соединялись в гусеничные ленты при помощи пальцев, стопорящихся шплинтами.

САУ СУ-14 при подготовке к стрельбе. На фото видна четко кормовая часть САУ, лебедки с люльками по бортам и выдвижные опорные сошки

САУ СУ-14 при подготовке к стрельбе. На фото видна четко кормовая часть САУ, лебедки с люльками по бортам и выдвижные опорные сошки

Боевое применение.

Не успев повоевать на Зимней войне, обе САУ СУ-14, которые были переоборудованы в СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) были переданы в распоряжение полигона в Кубинке. С началом Великой Отечественной войны они не были эвакуированы в тыл, а вместе с прототипом САУ СУ-100Y были включены в состав Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения, которое вело обстрел из закрытых позиций прорывающиеся к станции Кубинка подразделения Вермахта. Каких-либо сведений об успешности применения двух прототипов САУ на данный момент нет.

В настоящее время один из прототипов САУ СУ-14-2 (СУ-14-Бр-2) находится в экспозиции музея в Кубинке, а другой примерно в 50-е годы прошлого века был разобран на металл.

Прототип САУ СУ-14 во времпосле выхода с помещений завода-производителя, 1935 год

Прототип САУ СУ-14 после выхода с помещений завода-производителя, 1935 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх