СУ-76И | Танки в бою

СУ-76И





Изометрический рисунок советской самоходно-артиллерийской установки СУ-76И

Изометрический рисунок советской самоходно-артиллерийской установки СУ-76И

СУ-76И – Советская средняя самоходная артиллерийская установка первой половины 40-х годов прошлого века, относящаяся к классу штурмовых орудий САУ СУ-76И была разработана на базе захваченных РККА в боях немецких танка Pz Kpfw. III и самоходного штурмового орудия StuG III. В названии САУ аббревиатура «СУ» расшифровывается, как «самоходная установка», число «76» обозначает калибр пушки, а буква «и» обозначает «иностранность» принадлежности базы орудия. В советских источниках так же встречается название СУ С-1 и СУ-76 (С-1).

Самоходная артиллерийская установка СУ-76И на постаменте памятка воинам-освободителям в городе Сарны (Украина)

Самоходная артиллерийская установка СУ-76И на постаменте памятка воинам-освободителям в городе Сарны (Украина)

История и предпосылки создания.

В конце 1941 года и в последующие периоды трофейными командами РККА было учтено большое количество захваченной немецкой техники. Среди захваченной в боях бронетехники, выделялись образцы танков Pz.Kpfw. III различных модификаций и самоходных штурмовых орудий StuG III. А учитывая тот факт, что на этом периоде войны РККА остро нуждалась в самоходных орудиях, было принято решения разработать и запустить в мелкосерийное производство самоходно-артиллерийскую установку с отечественным вооружением на шасси Pz.Kpfw. III и StuG III. Разработанной в начале 1943 года машине присвоили название СУ-76И и уже в марте 1943 года запустили ее в мелкосерийное производство на заводе № 37 в Мытищах. Выпуск данных САУ продолжался до конца ноября 1943 года и был прекращен в связи с нехваткой немецких шасси, которые уже так же начали постепенно выбывать из строя парцерваффе. Всего за период выпуска было произведено 201 САУ СУ-76И.

Советская самоходно-артиллерийская установка СУ-76И

Советская самоходно-артиллерийская установка СУ-76И

Компоновка.

САУ-76И, по аналогии с немецким средним танком Pz.Kpfw. III и самоходкой StuG III, была скомпонована по классической схеме. Моторное отделение располагалось в задней части корпуса. В центральной части корпуса и в рубке размещались боевое отделение, отделение управления, сопряженное с боевым, распространялось на среднюю часть корпуса, смещенную к его носовой части. Трансмиссионное отделение занимало переднюю часть корпуса САУ.

Экипаж САУ-76И состоял из четырех человек. Механик-водитель размещался в средней части корпуса при смещении к носу относительно рубки. Командир САУ, заряжающий и наводчик находились в рубке и средней части корпуса.

Для посадки в САУ и высадки из нее экипаж пользовался пятью люками. В верхней передней части корпуса размещалось два люка, одним из них, расположенным слева, пользовался механик-водитель, второй люк, предназначенный в немецком танке Pz.Kpfw. III для стрелка радиста, был резервным. Командир, наводчик и заряжающий пользовались двумя квадратными люками, размещенными в крыше или же распашным люком в левой части кормы рубки.

Советская самоходная артиллерийская установка СУ-76И у стен Мытищенского завода № 37. На фото изображен вариант машины с командирской башенкой, заимствованной у немецкого танка Pz.Kpfw. III

Советская самоходная артиллерийская установка СУ-76И у стен Мытищенского завода № 37. На фото изображен вариант машины с командирской башенкой, заимствованной у немецкого танка Pz.Kpfw. III

Бронезащита корпуса и башни.

Бронирование средней САУ СУ-76И было разработано по дифференцированному противопульному и противоснарядному принципу и могло обеспечить защиту, как от пуль различных калибров легкого стрелкового оружия и мелких осколков, так и снарядов незначительных калибров.

Корпус СУ-76И, как и танка Pz.Kpfw. III, был собран из катаных листов хромоникелевой стали при поверхностной закалке путем сварки и крепления на болтах броневых листов между собой и каркасом корпуса. Толщина бронелиста в лобовой части корпуса зависела от модификации выбранного для переоборудования немецкого танка. А поэтому она колебалась от 15 до 45 миллиметров. Аналогично и толщина бронеплит бортов и кормы зависела от переоборудуемого образца. Как правило, она колебалась в пределах от 15 до 40 миллиметров.

Боевая рубка САУ собиралась из катаных стальных бронелистов, которые соединялись между собой и каркасом путем сварки и болтовых соединений. Бронелисты в лобовой части рубки имели толщину в 40 миллиметров, на бортах и корме – в 30, а на крыше – 15 миллиметров. Лоб и борта рубки имели углы наклона к вертикальной нормали под углом в 25 и 28 градусов соответственно.

Вид сзади САУ СУ-76И с открытым кормовым люком

Вид сзади САУ СУ-76И с открытым кормовым люком

Вооружение.

При разработках документации на производство САУ СУ-76И планировали оснастить ее пушкой 76,2 миллиметров ЗИС-3Ш (где буква «Ш» обозначает «штурмовая»), но ее установка не обеспечивала надежной защиты амбразуры от пуль и осколков при поворотах. Проблему решили путем установки на САУ 76,2-миллиметрового орудия С-1, которое было разработано на основе танковой пушки Ф-34, которой оснащались средние танки Т-34. Главным отличием пушки С-1 от Ф-34 было наличие карданной рамки, что позволяло устанавливать ее прямо в лобовой лист боевой рубки, при этом освобождалось место в боевом отделении. Боекомплект к орудию состоял из 96 выстрелов унитарного заряжания, которые располагались на горизонтальном стеллаже в заднем правом углу рубки, вдоль левого борта в вертикальных стойках, а так же вдоль правого борта в вертикальной стойке.

Для личной защиты экипаж САУ СУ-76И вооружался одним пистолетом-пулеметом ППШ или в поздний период ППС с боекомплектом в 1000 патронов и двадцатью гранатами Ф-1, так же, как и в САУ СУ-76М, в укладке справа находился пулемет ДТ калибра 7,62 миллиметра и боекомплектом в 1206 патронов в дисках.

Опытный образц САУ СУ-76И, Софринский полигон, начало марта 1943 года

Опытный образц САУ СУ-76И, Софринский полигон, начало марта 1943 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки в САУ СУ-76И использовались в основном родные для немецкого танка Pz.Kpfw. III V-образные двенадцатицилиндровые карбюраторные  двигатели фирмы «Майбах» с жидкостным охлаждением двух модификаций Maybach HL 108TR и Maybach HL 120TR с мощностью от 250 до 300 лошадиных сил, которые обеспечивали САУ максимальную скорость при движении по шоссе в 40 километров в час. Иногда, но весьма редко, СУ-76И оснащались отечественными аналогичными двигателями.

Трансмиссии самоходно-артиллерийской установки СУ-76И состояла из следующих основных узлов:

главного (основного) двухдискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения сталь по стали;

карданного многоступенчатого вала;

механической шестиступенчатой коробки передач (пять передач вперед и одна назад);

одноступенчатого планетарного механизма для осуществления поворотов;

тормозов колодочного типа;

одноступенчатых бортовых передач.

Ходовая часть САУ СУ-76И, в точности напоминала ходовую немецких танков Pz.Kpfw. III, на основе которых производилась, что, собственно говоря, и неудивительно.  Учитывая то, что САУ-76И производилась из практически всех основных воевавших модификаций немецкого танка, то и ходовая САУ имела несколько основных конструкционных вариантов. В основном она состояла из шести и восьми опорных катков, индивидуального расположения или сформированных в тележки, трех верхних поддерживающих катков малого диаметра, передних ведущих колес с зубчатыми венцами и задних ленивцев, снабженных механизмом натяжения гусеницы.

Гусеницы  САУ СУ-76И работали по принципу цевочного зацепления. По типу они относились к мелкозвенчатым, двухгребневым и собирались из литых стальных двухгребневых траков.

СУ-76И во время испытаний на Софринском полигоне. Март 1943 года. Щиток на маске орудия отсутствует, хорошо видна форма литой бронемаски

Самоходно-артиллерийская установка СУ-76И во время ходовых испытаний на Софринском полигоне, начало марта 1943 года. На фото четко видно, что щиток на с маски орудия снят, а сама броневая маска изготовлена целиком с помощью литья

Боевое применение.

Самоходно-артиллерийские установки СУ-76И прибыли на фронт примерно к концу весны 1943 года и верой и правдой прослужили РККА примерно до средины 1944 года. При этом они воевали практически на всех важнейших фронтах восточного театра военных действий. Есть упоминания об участии САУ СУ-76И в Курской битве, в освобождении Киева, в операциях РККА на Волыни. В этих боях данная самоходка зарекомендовала себя хорошо, тем самым восполняя недостаток РККА в подобного рода технике чисто отечественного производства. Последнее упоминание о применении СУ-76И приходится на август 1944 года, когда, очевидно, последние экземпляры этих машин принимали участие в Ясско-Кишиневской наступательной операции в составе подразделений Второго Украинского фронта.

самоходки СУ-76И во время ходовых испытаний по снежной целине. Софринский полигон, март 1943 года

Самоходка СУ-76И во время движения по снегу на Софринском полигоне, начало марта 1943 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх