Танк БТ-5 | Танки в бою

Танк БТ-5





Рисунок советского легкого колесно-гусеничного быстроходного танка БТ-5 в атаке

Рисунок советского легкого колесно-гусеничного быстроходного танка БТ-5 в атаке

БТ-5 – советский легкий колесно-гусеничный танк, разработанный и запущенный в серийное производство в первой половине 30-х годов прошлого века. Фактически БТ-5 стал дальнейшим развитием линейки советских быстроходный танков, открытой танком БТ-2. В названии танка аббревиатура «БТ» – обозначает особую серию легких быстроходных танков и расшифровывается, как «быстроходный танк», 5 – порядковый номер модификации легких танков серии БТ.

Легкий танк БТ-5 в экспозиции мемориала "Прорыв блокады Ленинграда", Санкт-Петербург (Россия)

Легкий танк БТ-5 в экспозиции мемориала «Прорыв блокады Ленинграда», Санкт-Петербург (Россия)

История и предпосылки создания.

Испытания и эксплуатация легкого быстроходного танка БТ-2 выявила его существенные недостатки в конструкции башни и огневой мощи. Поэтому перед конструкторами была поставлена задача по модернизации существующей модели танка БТ-2 с целью ее улучшения в различных компонентах и характеристиках. В конце 1932 года были разработаны технические документации на три типа нового легкого танка, которые получили индексы БТ-4, БТ-5 и БТ-6, наиболее удачной из них была признана модель БТ-5. Именно она была принята на вооружение РККА и запущена в серийное производство на площадях Харьковского паравозостроительного завода в средине 1933 года параллельно с выпускающимся БТ-2. Выпуск легких танков БТ-5 продолжался до декабря 1934 года, когда ему на смену пришел танк БТ-7. За весь период серийного выпуска данного танка было выпущено более 1880 машин.

Советский легкий танк БТ-5 на маневрах под Киевом, 1935 год

Советский легкий танк БТ-5 на маневрах под Киевом, 1935 год

Компоновка.

Компоновка легкого танка БТ-5 была характерной для всех моделей танков серии «БТ». Как и в случае с предшественником БТ-2, ее считают классической для советских легких танков 30-х годов прошлого века. Танк разделялся на четыре отделения, два из которых, трансмиссионное и моторное, располагались в кормовой части корпуса. На среднюю часть корпуса и башню распространялось боевое отделение, а в передней (носовой) части находилось отделение управления.

Экипаж легкого быстроходного танка БТ-5 состоял из трех человек: командира танка, заряжающего и механика-водителя. Механик-водитель располагался на своем месте в передней части корпуса. Командир танка, который располагался в башне и корпусе танка, кроме управления действиями экипажа, производил наблюдение за местностью и вел огонь из башенного орудия. В отличии от БТ-2, в состав экипажа легкого танка БТ-5 добавлялся заряжающий, который находился справа от командира танка, производил заряжание орудия и вел огонь из пулемета (пулеметов).

Экипаж танка БТ-5 использовал для посадки два прямоугольных люка в крыше башни (для заряжающего и командира), а так же люк для механика водителя, расположенный в  приподнятой лобовой части корпуса.

Экипаж советского легкого танка БТ-5. Слева направо: башенный стрелок В.Н. Ковалев, механик-водитель В.И. Леонов, командир С.Е. Обухов.

Экипаж советского легкого танка БТ-5. Слева направо: заряжающий В.Н.Ковалев, механик-водитель В.И.Леонов, командир танка С.Е.Обухов. Киевский военный округ, 1939 год

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита легкого танка БТ-5, как и у танка-предшественника, разрабатывалась по противопульному принципу. Она защищала агрегаты танка и его экипаж лишь только от пуль винтовочных калибров и мелких осколков с незначительной кинетической энергией.

Сборка броневого корпуса легкого быстроходного танка БТ-5 производилась путем соединения стальных катаных листов гомогенной брони с помощью заклепок и болтов между собой на общий корпусной каркас. Корпус танка БТ-5, аналогично своему предшественнику, почти не имел углов наклона бронелистов к вертикальной нормали. Лоб корпуса собирался из броневых плит толщиной в 13 миллиметров, кормовые плиты, плиты крыши  и бортов корпуса имели толщину 10 миллиметров, а плиты днища – 6.

Башня танка БТ-5 была едва ли не самым существенным отличием данной модели от танка-предшественника. Она имела эллиптическую вытянутую форму с развитой кормовой нишей, но по-прежнему углов наклона к вертикали она не имела. Она устанавливалась на продольную ось корпуса без смещения на уширенный погон. Башня, как и корпус, производилась с помощью болтовых и заклепочных соединений, которые сопрягали бронелисты друг с другом. Толщина броневых листов была однородной для лобовой, кормовой и бортовых частей и составляла 13 миллиметров. Крыша башни формировалась их плоского однородного катаного броневого листа толщиной 10 миллиметров. В лобовой части башни производилось отверстие прямоугольной формы для установки броневой маски, толщина которой так же составляла 13 миллиметров.

Экипаж советского легкого танка БТ-5 в районе реки Халхин-Гол. На заднем плане виден танк БТ-5, закопанный в капонир, 1939 год

Экипаж советского легкого танка БТ-5 в районе реки Халхин-Гол. На заднем плане виден танк БТ-5, закопанный в капонир, 1939 год

Вооружение.

Основным вооружением легкого быстроходного танка БТ-5 являлась 45-милиметровая нарезная пушка 20-К. Она устанавливалась в лобовую часть корпуса на цапфы и защищалась броневой маской. Боекомплект к пушке состоял из 115 выстрелов унитарного заряжания, которые укладывались по обоим бортам в боевом отделении.

Как дополнительное вооружение танка БТ-5, устанавливали в шаровую установку справа от опушки пулемет ДТ калибра 7,62 миллиметра. Боекомплект к пулемету состоял из 2709 патронов, которые снаряжались в 43 дисковых магазина. Иногда некоторые танки БТ-5 вооружали кормовым пулеметом, который при надобности мог устанавливаться в амбразуру в кормовой нише. В средине 1934 года несколько выпущенных единиц БТ-5 оснастили турельной установкой с зенитным пулеметом ДТ, который оснащался коллиматорным прицелом.

Колонна советских легких танков БТ-5 входит в Брест, 1939 год

Колонна советских легких танков БТ-5 входит в Брест, 1939 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки легкого быстроходного танка БТ-5 использовался V-образный двенадцатицилиндовый карбюраторный двигатель М-5 с жидкостным охлаждением, который являлся советской версией американского авиационного двигателя «Либерти». Двигатель развивал максимальную мощность в 400 лошадиных сил, что позволяло танку двигаться по шоссе со скоростью 51 километр в час на гусеницах и 72 километра в час на колесах.

Механическая трансмиссия легкого танка БТ-5, как и танка-предшественника, состояла из:

главного многодискового фрикциона, работающего по принципу сухого трения;

пятиступенчатой коробки передач (при четырех передачах вперед и одно – назад);

двух бортовых многодисковых фрикционов с тормозами ленточного типа;

двух бортовых одноступенчатых редукторов;

двух редукторов (гитар) привода к задним опорным каткам, которые были ведущими при движении танка на колесах.

Легкий танк БТ-5 оснащался индивидуальной пружинной подвеской, именуемой «подвеской Кристи», при которой три пружины вертикального расположения по обоим бортам корпуса монтировались между внутренней стенкой борта и наружным броневым листом, а еще одна устанавливалась горизонтально внутри бронекорпуса в боевое отделение. Вертикальные пружины через балансиры были связаны со средними и задними опорными катками, а пружины горизонтального расположения в боевом отделении сопрягались с управляемыми катками переднего расположения.

Как и БТ-2, легкий танк БТ-5 имел и колесно-гусеничный движитель, состоявший из двух ведущих колес заднего расположения диаметром в 640 миллиметров, двух направляющих колес переднего расположения при их диаметре в 550 миллиметров, восьми опорных катков диаметром в 815 миллиметров, которые обтягивались резиновыми бандажами, и двух многозвенных стальных гусеничных цепей, состоящих из траков шириной в 263 миллиметров.  При движении танка БТ-5 на колесах привод от коробки передач осуществлялся на задние опорные катки, а управление движением производилось через повороты передних катков.

Немецкие солдаты и офицеры осматривают подбитые и брошенные западнее Минска советские легкие танки БТ-5, лето 1941 года

Немецкие солдаты и офицеры осматривают подбитые и брошенные западнее Минска советские легкие танки БТ-5, лето 1941 года

Боевое применение. 

Боевое применение легких быстроходных танков БТ-5 произошло в ходе Гражданской войны в Испании. Здесь БТ-5 пришлось столкнуться с итальянскими танкетками и немецкими легкими танками PzKpfw. I и Pz.Kpfw.II, которые были слабо вооружены и практически не составляли конкуренции советским танкам. В боях в Испании приняли участие 50 танков БТ-5, из которых большая часть была потеряна, особенно при штурме Теруэль и Фуэнтес-де-Эбро, которые очень сильно были укреплены. После победы франкистов несколько захваченных трофейных БТ-5 использовались армией Франко вплоть до средины 50-х годов прошлого века.

В боях с японцами в районе реки Халхин-Гол легкие танки БТ-5 принимали участие в составе 11-й и 6-й легкотанковых бригад. Особенно они отличились 3 июля 1939 года в боях за высоту Баин-Цаган, участвуя в атаке 11-й легкотанковой бригады.

Танки БТ-5 принимали участие в Польской кампании 1939 года, где показали себя с достаточно хороших позиций.

В Зимней войне с Финляндией 1939-1940 годов танки БТ-5 принимали участие в составе в составе 34-й и 1-1 легкотанковых бригад, составив более, чем 15 процентов от всего танкового состава РККА.

При отражении нападения Вермахта в июне 1941 года большая часть легких танков БТ-5, которые составляли весомую долю в мехкорпусах, была безвозвратно потеряна, но некоторые танки продолжали воевать практически на всех фронтах вплоть до конца 1943 года, а на Ленинградском и Карельском фронтах даже до лета 1944 года, постепенно выбывая по причине боевых и небоевых потерь.

Простоявшие всю войну танки БТ-5 в составе дальневосточных частей, в августе приняли участие в боевых действиях с Квантунской армией в Манчжурии и при штурме укрепрайона на острове Сахалин. Боевых потерь при этом танки БТ-5 не имели, а выбывали из строя по причине технических неисправностей в ходе броска танковых подразделений через Хинган и пустыню Гоби.

Около 35 танков БТ-5 были захвачены Вермахтом в первые дни войны и, получив название Panzerkampfwagen BT 742(r), принимали участие битве под Москвой, где и были практически все потеряны. Захваченные БТ-5 использовались и армиями государств, являвшихся союзниками Германии. Есть документы об использовании танков данного типа подразделениями Венгрии, Румынии и Финляндии.

Подбитый советский легкий быстроходный танк БТ-5 в Риге на улице Аудею, лето 1941 года

Подбитый советский легкий быстроходный танк БТ-5 в Риге на улице Аудею, лето 1941 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх