Танк «Черчилль» (Infantry Tank Mk. IV Churchill) | Танки в бою

Танк «Черчилль» (Infantry Tank Mk. IV Churchill)





Рисунок британского тяжелого пехотного танка «Черчилль» (Infantry Tank Mk. IV Churchill) в бою

Рисунок британского тяжелого пехотного танка «Черчилль» (Infantry Tank Mk. IV Churchill) в бою

«Черчилль» (английский вариант – Infantry Tank Mk. IV Churchill A22) – тяжелый британский пехотный танк, спроектированный в конце 30-х годов прошлого века и прошедший всю Вторую мировую войну. Танк был назван в честь тогдашнего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, который, по сути дела, являлся инициатором вооружения британской армии новым тяжелым танком. В некоторых британский изданиях и реестрах бронетанковой техники танк обозначается исключительно индексом А22.

Британский тяжелый пехотный танк «Черчилль» (Infantry Tank Mk. IV Churchill) в Имперском военном музее в Лондоне (Великобритания)

Британский тяжелый пехотный танк «Черчилль» (Infantry Tank Mk. IV Churchill) в Имперском военном музее в Лондоне (Великобритания)

История и предпосылки создания.

Для прорыва хорошо укрепленных позиций противника в конце 30-х годов прошлого века британским командованием предполагалось использовать средние пехотные танки «Матильда I» и «Матильда II». Но, несмотря на их броневую мощь, они все же были достаточно уязвимыми для противотанковой артиллерии вероятного противника (Германия в этой роли рассматривалась в первую очередь). Британской армии в этот период был просто необходим тяжелый пехотный танк, который смог бы выдержать попадание бронебойного снаряда, выпущенного орудием до 45-50 миллиметров. Начатые в конце 1938 года разработки завершились в начале 1940 года созданием опытного прототипа, который в апреле этого же года был направлен на полигонные испытания. После принятия танка на вооружение, которому было присвоено название «Черчилль» (Infantry Tank Mk. IV Churchill A22) в мае 1941 года начался серийный выпуск танка и продлился до осени 1945 года. По различным оценкам, за этот период стены завода в Бирмингеме покинуло от 5300 до 5700 машин различных модификаций, в том числе и огнеметные танки.

Британские танки «Черчилль» (Mk.IV Churchill), модификаций II (на первом плане) и III, с канадскими экипажами на маневрах в Грендон Андервуд.

Колонна канадских танков «Черчилль» Mk.II (на первом плане) и Mk. III следует для участия в маневрах в Грендон Андервуд.

Компоновка.

Тяжелый пехотный танк «Черчилль» был скомпонован по классической британской схеме танкостроения. Моторно-трансмиссионное отделение с двигателем, с его системой охлаждения, топливными баками и элементами трансмиссии располагалось в корме корпуса, боевое отделение распространялось на башню и среднюю часть корпуса, а отделение управления находились непосредственно в передней части корпуса.

Экипаж танка «Черчилль» состоял из пяти человек. Командир танка размещался в башне, заряжающий и наводчик по правую и левую от него стороны соответственно чуть ниже. Место механика-водителя находилось с незначительным смещением от продольной оси танка вправо. Слева от него размещался пулеметчик, который в модификации Churchill Mk. I выполнял функции заряжающего и наводчика гаубицы, установленной в лобовой части корпуса.

Посадка и высадка экипажа в танк и из него осуществлялась через два двухстворчатых люка прямоугольной формы в крыше башни. Правый люк использовался заряжающим, левый командиром и наводчиком. Так же два двухстворчатых люка прямоугольной формы располагались и в крыше передней части корпуса, ими пользовались механик-водитель и пулеметчик.

Советский танк «Черчилль» британского производства с экипажем и десантом проезжает по дороге мимо разбитого немецкого бронетранспортера

Советский танк «Черчилль» британского производства с экипажем и десантом проезжает по дороге, весна 1943 года

Бронезащита корпуса и башни.

Конструкция корпуса тяжелого пехотного танка «Черчилль» была достаточно примитивной и архаичной. Он имел коробчатую практически прямоугольную форму. Катанные броневые листы, формировавшие его, крепились с помощью заклепочных соединений на уголковый каркас. Толщина броневого листа в лобовой части корпуса достигала 102 миллиметров, а в бортовой и кормовой – 76 и 64 соответственно. Углов наклона к вертикали эти бронелисты не имели, что негативным образом сказывалось на снарядоустойчивости конструкции. Днище корпуса формировалось из броневых плит различной толщины до 19 миллиметров.

Башня тяжелого пехотного танка «Черчилль» имела форму вытянутого шестигранника, близкому к прямоугольнику. В машинах модификации Churchill  Mk. III она производилась путем сварки катаных броневых плит между собой и уголковым каркасом. В танках Churchill модификаций Mk. I, Mk. II, Mk. IV, Mk. V и Mk. VI башня изготавливалась путем литья, а в модификациях Mk. VII и Mk. VIII – комбинированным способом, при котором лобовая часть отливалась, а остальные профили формировались катаными броневыми листами, которые крепились между собой сваркой. Лобовая, кормовая и бортовые части башни, как и в случае с корпусом, рациональных углов наклона к вертикальной нормали не имели вообще. В модификациях «Черчиллей» с Mk. I по Mk. VI  лоб башни имел толщину брони в 102 миллиметра, а в танках последующих модификаций его усилили до 152 миллиметров. Бронирование бортов и кормы составляло 76 и 95 миллиметров соответственно. Не зависимо от модификации танков, толщина крыши башни составляла 20 миллиметров. Башня устанавливалась на подбашенную коробку на шаровую опору, ее вращение производилось с помощью электргопривода. Так же повороты башни можно было осуществлять и вручную.

Два танка «Черчилль» из состава 48-го полка тяжелых танков с бортовыми номерами 204 и G-01 въезжают в освобожденный Киев, Украина, ноябрь 1943 года

Два танка «Черчилль» из состава 48-го полка тяжелых танков с бортовыми номерами 204 и G-01 въезжают в освобожденный Киев, Украина, ноябрь 1943 года

Вооружение.

В качестве основного вооружения тяжелого пехотного танка Churchill Mk. I использовалась 40-миллиметровая нарезная танковая пушка QF 2 pounder Mk. IX с длиной ствола в 52 калибра, которая спаривалась с 7,92-миллиметровым пулеметом BESA. В этой модификации танка в лобовую часть корпуса устанавливалась 76-миллиметровая гаубица Howitzer OQF. В этом случае боекомплект к пушке QF 2 pounder Mk. IX состоял из 150  выстрелов унитарного заряжания, а к гаубице из 18.

В модификации Churchill Mk. II CS, который стоит классифицировать, как штурмовой танк, гаубицу и пушку меняли местами: пушка QF 2 pounder Mk. IX устанавливалась в корпус, а 76-миллиметровая гаубица в башню. Соответствующим образом изменялся размер и боекомплекта: 42 выстрела к пушке и 32 – к гаубице.

В танках Churchill модификаций Mk. III и Mk. IV в качестве основного вооружения была использована 57-миллиметровая пушка QF 6 pounder Mk. III, спаренная с пулеметом калибра 7,92-миллиметров, при этом еще один аналогичный пулемет устанавливался в лобовой части корпуса в место гаубицы. Боекомплект к пушке в этом случае состоял из 120 унитарных выстрелов.

Попытки вооружить танки Churchill Mk. IV NA 75 американской 75-миллиметровой пушкой M3 в последующем переросли в вооружение всех последовавших модификациях, начиная с Churchill Mk. VI, 75-миллиметровой пушкой Ordnance QF 75 mm, боекомплект к которой состоял из 58 выстрелов унитарного заряжания. При этом в качестве вспомогательного вооружения использовались два пулемета либо 7,92-миллиметровый BESA, либо (значительно реже) Bren калибра 7,7 миллиметров.

Стоит еще отметить, что с целью повышения штурмовых характеристик танка на его модификации Churchill Mk. V в качестве основного вооружения была установлена 95-миллиметровая гаубица (без спаренного пулемета).

Колонна танков «Черчилль» из состава 36-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва следует по улицам Выборга, июль 1944 года

Колонна танков «Черчилль» из состава 36-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва следует по улицам Выборга, июль 1944 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки в тяжелых пехотных танках «Черчилль» использовался двенадцатицилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный четырехтактный двигатель фирмы «Бедфорд» модели Twin-Six с водяным радиаторным охлаждением, который мог развить мощность в 350 лошадиных сил, что обеспечивало танку максимальную скорость при движении по шоссе в 25 километров в час.  Шесть баков с топливом общим объемом в 828 литров размещались в кормовой части корпуса. Вне корпуса мог устанавливаться съемный бак, который использовался в основном для движения танка на марше. Радиаторы располагались справа и слева от двигателя, а воздушные фильтры выводились в боевое отделение.

Трансмиссия тяжелого пехотного танка «Черчилль» состояла из:

однодискового главного фрикциона, работающего по принципу сухого трения, производства фирмы Borg & Beck, который устанавливался непосредственно на двигателе;

четырехскоростной механической коробки передач фирмы Merrit-Brown модели H41, которая объединялась в общем корпусе с поворотным механизмом;

поворотного механизма, который состоял из  двух планетарных механизмов, дифференциала и тормозов барабанного типа;

барабанных главных тормозов;

планетарных бортовых передач, располагавшихся внутри ведущих колес.

Ходовая часть тяжелого пехотного танка «Черчилль» применительно по каждому борту состояла из одиннадцати опорных сдвоенных катков, имевших диаметр в 254 миллиметра, ленивца и ведущего колеса. Подвеску опорных катков стоит классифицировать, как индивидуальную, пружинного типа. Ось каждого опорного катка укреплялась на балансир, который одним концом крепился шарнирно к кронштейну, приваренному на корпус танка, а другим упирался в пружину, закрепленную на кронштейне. Первый и последний катки по каждому борту были подняты и грунта не касались, работая только в случае преодоления машиной препятствий. По счету второй, девятый и десятый опорные катки с укороченным ходом подвески работали, как правило, при движении танка по мягкому и болотистому грунту. Поддерживающих катков в конструкции ходовой танка «Черчилль» не было, их функции по поддержанию верхней ветви гусеницы исполняли специальные направляющие, по которым и скользила гусеница.

Ход гусеничной ленты в конструкции был охватывающим через весь корпус, что, по мнению разработчиков танка, должно было повысить его проходимость. Сами гусеничные ленты собирались из литых, безгребневых траков с цевочным зацеплением, имевших ширину в 356 миллиметров. На «Черчиллях» в зависимости от их модификации использовались гусеницы двух основных типов: состоящие из 70 траков при шаге в 211 миллиметров и состоящие из 72 траков при шаге в 202.

Британский танк «Черчилль» на огневой позиции в районе реки Хан около Йонгдунгпо, Южная Корея, 11 февраля 1951 года

Британский танк «Черчилль» на огневой позиции в районе реки Хан около Йонгдунгпо, Южная Корея, 11 февраля 1951 года

Боевое применение.

Тяжелый крейсерский танк «Черчилль» не успел вступить в бой в самом начале Второй мировой войны на стадии крушения Франции. Но за то в последующих сражениях он достаточно широко применялся на различный театрах военных действий.

«Черчилли» с переменным успехом применялись в боевых действиях в Северной Африки. Здесь вскрылась их основная болезнь – недостатки в конструкции ходовой части при движении по песчаной грунту. Нередко машины застревали в сыпучих песках Сахары или же были мало подвижны в боевых условиях, что повышало возможность их поражения. Бронирование «Черчиллей» позволяло им справляться с попаданием немецких бронебойных снарядов, выпущенных из орудий калибром до 50 миллиметров, но оно было совершенно бессильно при попадании 88-миллиметровых снарядов зенитных орудий или орудий появившихся в тот период «Тигров».

Несколько танков «Черчилль» принимали участие в рейде на Дьепп в августе 1942 года. Практически все высадившиеся на побережье танки «Черчилль» были уничтожены огнем противотанковой артиллерии немцев еще на побережье. Рейд на Дьепп указал на необходимость вооружения «Черчиллей» более мощным штурмовым вооружением.

По программе Ленд лиза танки «Черчилль» основных модификаций широко поставлялись Советскому Союзу и принимали участие в основных сражениях, начиная с начала 1943 года, включая Курскую битву и операции по снятию Блокады Ленинграда. На Восточном фронте танки «Черчилль» зарекомендовали себя, в целом, достаточно хорошо, превосходя по бронированию средний советский танк Т-34. Их катастрофические потери (Курская битва) были связаны в основном с головотяпством и бездарным использованием без должной пехотной поддержки. В Красной, а потом и в Советской армии отдельные экземпляры танка «Черчилль», закончив боевые действия в мае 1945 года, состояли на вооружении вплоть до 1950 года.

Порядка двух десятков танков «Черчилль» были захвачены Вермахтом в Африке, под Дьеппом и на Восточном фронте и некоторое время использовались для различных целей в частях панцерваффе. Были так же попытки переоборудовать захваченные «Черчилли» в огнеметные танки, но они успехом не увенчались. А в целом информации о каком-либо боевом применении танков этого типа в боевых действиях на стороне Вермахта нет.

В составе Британской армии как основные серийные модификации, так и переоборудованные в огнеметные «Черчилль-Крокодил» указанные танки приняли участие в Корейской войне, где зарекомендовали себя посредственно, главным образом, из-за своей моральной и технической устарелости.

Поставляемый в послевоенный период в Ирландию, танк «Черчилль» стоял на вооружении армии этой страны вплоть до 1961 года.

Подбитые в ходе рейда на Дьепп британские тяжелые крейсерские танки «Черчилль» на побережье Ла-Манша. На фото так же можно увидеть тела убитых канадских солдат и горящий десантный транспорт на заднем плане, август 1942 года

Подбитые в ходе рейда на Дьепп британские тяжелые крейсерские танки «Черчилль» на побережье Ла-Манша. На фото так же можно увидеть тела убитых канадских солдат и горящий десантный транспорт на заднем плане, август 1942 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх