Танк «Гарри Гопкинс» (Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins) | Танки в бою

Танк «Гарри Гопкинс» (Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins)





Компьютерный рисунок британского легкого танка «Гарри Гопкинс» ( Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins)

Компьютерный рисунок британского легкого танка «Гарри Гопкинс» ( Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins)

«Гарри Гопкинс» (английский вариант – Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins)  – британский легкий танк начала 40-х годов прошлого века. Танк разрабатывался для проведения разведок и несения охранной службы в британской армии. Танк получил свое название в честь Гарри Хопкинса – американского дипломатического и политического советника в администрации президента США Ф.Д. Рузвельта.

Британский легкий танк «Гарри Гопкинс» (Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins) в Музее города Бовингтон (Великобритания)

Британский легкий танк «Гарри Гопкинс» (Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins) в Музее города Бовингтон (Великобритания)

История и предпосылки создания.

Легкий аэротранспортабельный танк «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch) не удовлетворял запросов британских военных, которые в начале 40-х годов прошлого века хотели иметь разведывательно-дозорный танк с более мощной броней, который так же можно было бы использовать в десантных операциях. В конце 1941 года инженеры фирмы «Виккерс-Армстронг» разработали техническую документацию, которую сразу же представили в военное ведомство Британии. Но производство танка на заводе фирмы «Метро-Кэммелл», который получил название «Гарри Гопкинс» (Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins), из-за кабинетных проволочек началось лишь в начале лета 1943 года. Оно продолжалось до февраля 1945 года. За этот период удалось произвести всего около 100 машин данного типа.

Британский легкий танк «Гарри Гопкинс» ( Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins) у стен завода-производителя, 1944 год

Британский легкий танк «Гарри Гопкинс» ( Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins) у стен завода-производителя, 1944 год

Компоновка.

Как и его предшественник – танк «Тетрарх», легкий танк «Гарри Гопкинс» имел классическую компоновку. Отделение управление, совмещенное с трансмиссионным отделением, располагались в носовой части корпуса, боевое – в средней части и башне, а моторное – в корме.

Экипаж танка «Гарри Гопкинс» состоял из трех человек – командира танка (кроме командирских функций, выполнял еще и обязанности башенного стрелка), заряжающего и механика-водителя. Заряжающий и командир размещались в боевом отделении в средней части корпуса и башне танка (заряжающий слева от командира), а механик-водитель – на продольной оси корпуса танка в его передней части.

Экипаж использовал два основных люка для посадки в танк и для высадки из него. Механик-водитель пользовался люком в лобовой части корпуса. Командира танка и заряжающий пользовались большим прямоугольным одностворчатым люком в передней части крыши башни.

Танк «Гарри Гопкинс» в ходе полигонных испытаний

Танк «Гарри Гопкинс» в ходе полигонных испытаний

Бронезащита корпуса и башни.

Бронирование легкого танка «Гарри Гопкинс» (Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins) разрабатывалась по дифференцированному противопульному и противоснарядному принципу. Броневая защита танка «Гарри Гопкинс» защищала основные узлы танка и его экипаж от крупнокалиберных пуль и снарядов небольших калибров.

Корпус танка «Гарри Гопкинс» собирался путем склепывания броневых листов между собой и на каркас. Толщина броневых листов лобовой части составляла 38 миллиметров, бортов и кормы – 17, а крыши – 8 миллиметров. Броневые листы лобовой части, кормы и бортов корпуса имели незначительные углы наклона к вертикали, что, в какой-то мере, повышало бронестойкость.

Башня легкого танка «Гарри Гопкинс» по своей форме напоминала башню крейсерского танка «Крусайдер» и танков, производных от него. Она так же была шестигранной, но в данном случае имела кормовую нижу и в верхней части скос к корме. Башня изготавливалась путем заклепочных соединений броневых листов между собой. Толщина брони в лобовой части башни составляла также 38 миллиметров, а по бортам и в корме – 20 миллиметров. Толщина брони крыши люка не превышала 7 миллиметров. Броневые листы и броневая маска в лобовой части углов наклона к вертикали не имели. Броневые листы бортов башни были наклонены к вертикали, как в нижнем, так и в верхнем направлении.

Танк «Гарри Гопкинс» на полигоне курсов по подготовке британских танкистов в Бирмингеме, 1944 год

Танк «Гарри Гопкинс» на полигоне курсов по подготовке британских танкистов в Бирмингеме, 1944 год

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого танка «Гарри Гопкинс» использовалась нарезная 40-миллиметровая пушка QF 2 Pounder, которая имела длину ствола в 52 калибра. Боекомплект пушки состоял из 50 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались по бортам боевого отделения танка.

В качестве дополнительного вооружения танка «Гарри Гопкинс» использовали спаренный с пушкой пулемет BESA калибра 7,92 миллиметра. Боекомплект к пулемету состоял из 2025 патронов, которые снаряжались в магазины.

Британский легкий танк «Гарри Гопкинс» (Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins)

Британский легкий танк «Гарри Гопкинс» (Light Tank Mk. VIII Harry Hopkins)

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки британского легкого танка «Гарри Гопкинс» использовался горизонтально-оппозитный карбюраторный двенадцатицилиндровый двигатель Meadows с жидкостным охлаждением, который развивал мощность в 149 лошадиных сил, что позволяло танку развивать предельную скорость в 48 километров в час. Двигатель, радиаторы охлаждения и топливные баки размещались в кормовой части корпуса. При маршевом движении танка он мог оснащаться дополнительным подвесным баком, крепившимся на кронштейны за кормой корпуса.

В состав трансмиссии легкого танка «Гарри Гопкинс» входили следующие узлы и агрегаты:

основной (главный) фрикцион, работающий по принципу сухого трения;

коробка передач;

ступенчатый карданный вал;

поворотный механизм, состоящий из двойных дифференциалов.

Ходовая часть танка «Гарри Гопкинс» оснащалась индивидуальной гидропневмодинамической по каждому опорному катку подвеской. Его ходовая часть, как и у танка «Тетрарх» состояла из четырех опорных обрезиненных колес среднего диаметра, где задний каток выполнял функции ленивца, а передний – ведущего колеса.

Гусеница танка «Гарри Гопкинс» была одногребневой, мелкозвенчатой с цевочным типом зацепления.

Легкий танк «Гарри Гопкинс»

Легкий танк «Гарри Гопкинс»

Боевое применение.

Неудачное применение легких танков во Французской кампании 1940 года вселило британскому командованию опаску при их дальнейшем применении. Британцы предпочитали применять для разведки в боевых условиях либо бронеавтомобили, либо американские легкие танки. С танков «Гарри Гопкинс» произошел своего рода казус, когда, благодаря проволочкам, он поздно был запущен в производство, а когда все-таки начал серийно выпускаться, то уже морально и технически устарел. Поэтому он использовался, как учебный танк, как танк поддержки при боевом охранении тыловых объектов и аэродромов.

В послевоенный период легкий танк «Гарри Гопкинс» еще какое-то время пребывал на вооружении парашютно-десантных частей британской армии, но к концу 40-х годов был окончательно отправлен на пенсию.

Британский легкий танкий «Гарри Гопкинс» в Бирмингеме, 1945 год

Британский легкий танкий «Гарри Гопкинс» в Бирмингеме, 1945 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх