Танк ИС-3 | Танки в бою

Танк ИС-3





Рисунок тяжелого танка ИС-3 советского производства в бою в ходе Шестидневной войны

Рисунок тяжелого танка ИС-3 советского производства в бою в ходе Шестидневной войны

ИС-3 – тяжелый советский танк, созданный и запущенный в серийное производство в последние дни Великой Отечественной войны и поэтому не успевший принять участие в ее боях. Аббревиатура «ИС» обозначает серию тяжелых советских танков и расшифровывается, как «Иосиф Сталин», 3 – порядковый номер в порядковой линейке танков серии ИС. В танковых подразделениях Советской Армии танк ИС-3 получил прозвище «щука» из-за характерной конструкции передней части танка.

Тяжелый танк ИС-3 советского производства в Военном Музее Брюсселя (Бельгия)

Тяжелый танк ИС-3 советского производства в Военном Музее Брюсселя (Бельгия)

История и предпосылки создания.

Первые бои советских тяжелых танков ИС-1 и ИС-2 с немецкими средними и тяжелыми танками, а так же самоходками показали как преимущества первых, так и их недостатки, которые выразились в недостаточном бронировании, которое позволяло поражать советские танки боеприпасами крупных калибров. Именно это и побудило командование Советской армии поставить перед конструкторами задачу по созданию тяжелого танка с бронированием, которое бы защищало его и экипаж от немецких бронебойных снарядов крупных калибров в условиях современного в тот период боя. Создание нового советского тяжелого танка под предварительным названием «Кировец-1» (в проектной документации значился термин «Объект 703») началось еще в августе 1944 года. Прототип, который сразу же назвали ИС-3, был собран в конце марта 1945 года, а уже в начале мая первые серийные машины ИС-3, выпущенные Челябинским тракторным заводом (ЧТЗ) начали поступать в танковые подразделения Советской Армии.

Советский тяжелый танк ИС-3

Советский тяжелый танк ИС-3

Компоновка.

Как и предыдущие советские тяжелые танки серий КВ и ИС, танк ИС-3 был скомпонован по классической схеме, согласно которой по направлению от носовой части до кормы танк последовательно был четко разделен на три отделения: отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж танка состоял из 4-х человек. Место механика-водителя находилось в отделении управления, а три члена экипажа танка (командир, заряжающий и наводчик) размещались в боевом отделении, распространявшееся на среднюю часть бронекорпуса и башню. В боевом отделении так же располагались откатная часть орудия Д-25Т и боекомплект к нему. Узлы и агрегаты трансмиссии, а так же двигатель с радиаторными системами охлаждения располагались в кормовой части танка.

Погрузка экипажа в советский тяжелый танк ИС-3, 1954 год

Погрузка экипажа в советский тяжелый танк ИС-3, 1954 год

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита тяжелого танка ИС-3 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу. При этом она должна была защитить основные внутренние узлы и агрегаты танка, а так же его экипаж от поражения снарядами крупных калибров на основных противоснарядных направлениях. К этому числу отнесены бронебойные боеприпасы к немецким 88-миллиметровым нарезным танковым и зенитным пушкам 8.8 cm KwK 43 и 7,5 cm KwK 42, а так же к полевым противотанковым орудиям калибра 75 миллиметров7.5 cm Pak 40.

Бронекорпус производился при помощи сварки катаных броневых плит из гомогенной стальной брони толщиной в 20, 30, 60, 90 и 110 миллиметров в зависимости от направлений бронирования. Верх, средина и низ лобовой части корпуса, которые считались наиболее опасными в противоснарядном отношении, формировались из броневых плит толщиной в 110 миллиметров. Борта корпуса собирались из бронеплит толщиной в 90 миллиметров, а корма – в 60. На всех направлениях бронеплиты были ориентированы под максимально рациональными углами наклона к вертикальной нормали, что повышало на порядок бронестойкость конструкции.

Башня танка ИС-3 представляла собой фактически фасонную цельную отливку из броневой гомогенной стали и имела приплюснутую полусферическую каплевидную форму при максимально допустимых углах наклона стенок башни к вертикали, что усложняло ее поражение при обстреле бронебойными и кумулятивными боеприпасами. Толщина литой брони по обоим бортам и корме башни колебалась в пределах от 220 внизу до 110 миллиметров вверху. Толщина литой брони лобовой части в некоторых местах доходила до 255 миллиметров. Углы наклона брони к вертикали, которые составляли от 42 до 59°, подбирались так, что толщина наклоненной стенки башни в любой точке составляла не меньше 160 миллиметров. В лобовой части башни выполнялась амбразура под установку орудия и спаренного с ним пулемета. Орудие танка защищалось литой цилиндрической броневой маской толщиной в 250 миллиметров.

Для посадки в танк и высадки из него экипаж пользовался двумя основными люками в крыше башни. Один люк слева от продольной оси был круглой формы и ним пользовались заряжающий и механик-водитель, второй люк полуовальной формы размещался справа и ним могли воспользоваться командир танка и наводчик. Кроме этого в днище танка имелся днищевый люк, который использовался для экстренной эвакуации экипажа в случае его подбития или опрокидывания.

Тяжелый танк ИС-3 в составе бронетанковой колонны во время Парада на Красной Площади, 1955 год

Тяжелый танк ИС-3 в составе бронетанковой колонны во время Парада на Красной Площади, 1955 год

Вооружение.

В качестве основного вооружения тяжелого танка ИС-3 использовалась нарезная танковая пушка Д-25Т калибра 121,92 миллиметров с длиной ствола в 48 калибров, которая до этого с успехом использовалась на танках ИС-2. Орудие устанавливалось на цапфы в амбразуру башни. Орудие Д-25Т имело вертикальные углы наводки в пределах от −3° до +19°. Спуск для выстрела был электрическим, но имелась возможность и ручного спуска.

Боекомплект для орудия Д-25Т состоял из 28 выстрелов раздельного гильзового заряжания, которые разделялись на выстрелы с бронебойными снарядами и выстрелы с осколочно-фугасными стальными пушечными длинными гранатами. Боекомплект размещался по бортам боевого отделения, в лотках на полике поворотного механизма башни, в лотках за спиной механика-водителя и в укладках справа и слева от командира, заряжающего и наводчика.

Кроме пушки Д-25Т, тяжелый танк ИС-3 вооружался  так же и спаренным к орудию пулеметом ДТМ с калибром 7,62 миллиметра, который устанавливался в броневую маску справа от орудия. Боекомплект к пулемету ДТМ составлял 2000 патронов, которые снаряжались в магазины.

Кроме этого, на крыше башни в кольцевой установке турельного типа монтировался 12,7-миллиметровый крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК или ДШКМ. Пулемет оснащался коллиматорным прицелом К-8Т для ведения огня по низко летящим воздушным целям и закреплялся в правой от продольной оси части башни. Так же пулемет вполне мог быть использованным и для стрельбы по наземным целям, но для этого один из членов экипажа должен был либо полностью, либо наполовину покинуть башню. Боекомплект к крупнокалиберному пулемету состоял из 300 патронов, которые снаряжались в 6 лент по 50 штук в каждой.

В качестве вооружения для личной защиты экипажа вне танка использовались 25 гранат Ф-1 и РГ-42, а так же два 7,62-миллиметровых пистолета-пулемета ППС-43 с боекомплектом в 1000 патронов к ним.

Тяжелый танк ИС-3

Тяжелый танк ИС-3

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки тяжелого танка ИС-3 использовали четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель модели В-11-ИС3 с водяным охлаждением, развивавший мощность в 520 лошадиных сил, что позволяло танку развить максимальную скорость по шоссе в 40 километров в час. В конструкции танка ИС-3 была предусмотрена установка четырех топливных баков с общей емкостью в 425 литров, которые были расположены в моторном отделении по обе стороны от двигателя и в надгусеничных внутренних нишах. При необходимости танк оснащался еще и четырьмя наружными подвесными баками цилиндрической формы по 90 литров топлива каждый.

Тяжелый танк ИС-3 снабжался механической трансмиссией, которая состояла из:

многодискового основного (главного) фрикциона, который работал по принципу сухого трения (сталь по феродо) и был оснащен сервоприводом;

механической четырехходовой четырехступенчатой коробки передач с понижающей передачей;

двух бортовых механизмов поворота, которые состояли из планетарного ряда, остановочных барабанов, ленточного тормоза и многодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения «сталь по стали»;

двух планетарных бортовых передач.

Тип подвески у тяжелого танка ИС-3 следует классифицируют, как индивидуальную торсионную без амортизаторов, которая работала по каждому опорному катку. Ходовая часть танка по каждому борту состояла из ведущего колеса заднего расположения, ленивца, расположенного в передней части, шести литых сдвоенных опорных необрезиненных катков (диаметр 550 миллиметров) и трех поддерживающих обрезиненных сдвоенных литых  катков (диаметр 385 миллиметров).

Гусеницы тяжелого танка ИС-3 по типу были мелкозвенчатыми с цевочным зацеплением, которые собирались с 86 стальных литых траков шириной в 650 миллиметров в сопряжение с металлическим открытым шарниром. На начальных этапах производства танка его гусеницы собирались из 43 плоских и 43 гребневых траков, а, начиная с 1947 года, их начали собирать исключительно из гребневых траков.

Тяжелый танк ИС-3 советского производства, захваченный израильтянами у египтям в ходе Шестидневной войны на параде в Тель-Авиве

Тяжелый танк ИС-3 советского производства, захваченный израильтянами у египтям в ходе Шестидневной войны на параде в Тель-Авиве

Боевое применение.

Первые тяжелые танки ИС-3 начали поступать в танковые подразделения Советской Армии в средине мая 1945 года и не успели принять участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.

Известно, что 52 танка ИС-3 приняли участие в Берлинском параде союзников 7 сентября 1945 года в составе бронетанковых частей Красной Армии и произвели довольно сильное впечатление на западные делегации военных специалистов.

В составе подразделений Советской Армии танки ИС-3 приняли активное участие в подавлении беспорядков в Венгрии в 1956 году.

Наряду с танками ИС-2, три танка ИС-3 в качестве неподвижных огневых точек приняли участие в отражении нападения контрреволюционеров на Кубу в районе Плайя-Хирон.

Поставленные танки ИС-3 в Египет приняли участие, как в Шестидневной войне, так и в Войне Судного дня. Особых успехов в их применении не было и , главным образом, по вине мало обученных египетских танкистов, которые, завидев опасность, сразу же бросали машины и спасались бегством. При этом захваченные израильтянами ИС-3 еще долгое время использовались, как тягачи и как БРЭМы.

Танки ИС-3 состояли на вооружении армий Польши, КНДР, Сирии, Чехословакии, Ирака и Китая, где по различным оценкам специалистов, прослужили до конца 70-х годов прошлого века.

В составе Советской Армии установленные в качестве неподвижных огневых точек в районах Дальнего Востока танки ИС-3 прослужили до средины 60-х годов прошлого столетия и по моральной устарелости были сняты с вооружения.

Подбитый и уничтоженный внутренним взрывом в ходе боев в Будапеште советский тяжелый танк ИС-3, 1956 год

Подбитый и уничтоженный внутренним взрывом в ходе боев в Будапеште советский тяжелый танк ИС-3, 1956 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх