Танк "Кавалир" (Mk. VII Cavalier) | Танки в бою

Танк «Кавалир» (Mk. VII Cavalier)





Модель британского крейсерского танка "Кавалир" (Mk VII Cavalier)

Модель британского крейсерского танка «Кавалир» (Mk. VII Cavalier)

«Кавалир» (английский вариант – Cruiser Mk. VII Cavalier)  – британский средний крейсерский (кавалерийский) танк периода 1941-1943 годов. Переводится на русский язык, как «всадник». Первоначально на стадии разработки обозначался, как А24.

Крейсерский танк "Кавалир" (Mk VII Cavalier) в Музее королевского танкового корпуса в Бивингтоне

Крейсерский танк «Кавалир» (Mk. VII Cavalier) в Музее королевского танкового корпуса в Бивингтоне

История и предпосылки создания.

В  1941 году в британской армии ощущалась острая нехватка хороших кавалерийских танков, которые могли бы выполнять возложенные на них функции огневой поддержки пехоты в обороне и при наступательных действиях. Принципиально новым танком должен был стать «Кромвель», но для его производства в тот период не хватало комплектующих. Фирма «Наффилд» (Nuffield) предложила на переходном периоде использовать как исходную уже существующую модель крейсерского танка «Крусейдер», оставив на создаваемом танке двигатель и вооружение «Крусайдера», которые первоначально не вызывали нареканий, и усилив при этом броню. Первоначально танк имел условное обозначение А24, а потом получил свое имя Mk. VII Cavalier («Кавалир»). Со средины лета 1942 года и к весне 1943 года с конвейера завода фирмы «Наффилд» (Nuffield) в Бирмингеме сошло 500 машин новой модели танка, но на протяжении 1942 года начали выявляться недостатки в огневой мощи и силовой установки. Танк «Кавалир» был сочтен неудачным и, почти не приняв участия в боевых действиях, стал учебным танком британской армии.

Британский крейсерский танк "Кавалир" (Mk VII Cavalier)

Британский крейсерский танк «Кавалир» (Mk. VII Cavalier)

Компоновка.

Крейсерский танк «Кавалир» был скомпонован классически. Двигатель располагался в кормовом отделении корпуса, боевое отделение распространялось на башню и среднюю часть корпуса, именно здесь находилась основная часть экипажа, трансмиссионное отделение и отделение управления располагалось в передней части корпуса и сопрягалось с боевым. Башня танка с установленным в ней орудием и спаренным пулеметом устанавливалась на продольную ось со смещением от поперечной оси к носу.

Экипаж танка «Кавалир» состоял из пяти человек, согласно боевого расписания, он располагался в боевом отделении танка. Командир танка, наводчик (слева от него) и заряжающий (справа от командира и чуть ниже) размещались в башне и частично в средней части корпуса танка. Место механика-водителя находилось в правой передней части корпуса танка, а место радиста – в передней левой. При этом радист при необходимости мог вести огонь из пулемета, установленного в лобовой части корпуса.

Посадка-высадка и эвакуация из танка «Кавалир», производилась через два люка в крыше башни (предназначались для командира и башенной обслуги) и передний люк в корпусе (предназначался для радиста и механика-водителя).

Танк k VII Cavalier готовят к транспортировке

Танк Mk. VII Cavalier готовят к транспортировке

Бронезащита корпуса и башни.

Корпус танка Mk. VII Cavalier собирался из листовой катаной броневой стали, которые с помощью болтовых соединений и заклепок крепились между собой и на каркас. Лобовая часть корпуса формировалась из двух сходящихся в передней части бронелистов, практически не имевших рациональных углов наклона к вертикали и линии горизонта. Толщина лобовой брони корпуса чуть превышала 70 миллиметров. Бортовые стороны корпуса и его корма формировались из катанных стальных листов толщиной в 48 миллиметров. Днище корпуса имело бронирование в 22 миллиметра.

Башня крейсерского танка Mk. VII Cavalier в фронтальном профиле существенно отличалась по форме от базового танка «Крусайдер» и имела практически прямоугольную форму, так же как и корпус, не имеющую рациональных углов наклона броневых листов. Передняя часть башни изготавливалась их цельно катанного бронелиста с проемом под выход маски с орудием и спаренным пулеметом. Маска не крепилась к внешнему лобовому броневому листу, а устанавливалась в каркас башни. Толщина лобовой брони башни составляла 70 миллиметров. Боковые бронеплиты башни имели толщину чуть больше 52 миллиметров, а кормовая броневая плита по толщине не превышала 40 миллиметров.

Танк "Кавалир" (Mk VII Cavalier) на учебной базе по подготовке танкистов недалеко от Ковентри, 1943 год

Танк «Кавалир» (Mk. VII Cavalier) на учебной базе по подготовке танкистов недалеко от Ковентри, 1943 год

Вооружение.

Как и на последних модификациях танка Crusader, в танке Mk. VII Cavalier основным вооружением являлась 57-миллиметровая пушка, устанавливавшаяся в маску башни. Боекомплект к ней состоял из 77 снарядов, которые размещались по бортам башни и на полике ее поддона в нижней части корпуса.

Так же танк Mk. VII Cavalier вооружался двумя пулеметами BESA калибра 7,92 миллиметра, который являлся британской версией чешского пулемёта ZB-53. Один пулемет устанавливался в маске рядом с орудием и являлся спаренным, а второй был установлен в левой лобовой части корпуса, и из него мог вести прицельный огонь радист. Боекомплект к обоим пулеметам состоял из 3200 патронов, которые укладывались в магазины.

Крейсерский танк "Кавалир" (Mk VII Cavalier) у стен завода в Бирмингема, осень 1942 года

Крейсерский танк «Кавалир» (Mk. VII Cavalier) у стен завода в Бирмингема, осень 1942 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки для танков «Кавалир» использовали, как и для «Крусейдеров» и «Ковенантеров», американский V-образный двенадцатицилиндровый авиационный карбюраторный двигатель Liberty с жидкостным охлаждением, частично усовершенствованный фирмой «Наффилд» (Nuffield) и получивший свое британское название Nuffield—Liberty, способный развить максимальную мощность в 340 лошадиных сил, что позволяло развивать танку скорость по шоссе до 40 километров в час. Топливные баки с высокооктановым авиационным бензином, который использовался в качестве топлива, располагались в двигательном отделении по правому и левому борту корпуса.

Трансмиссия танка  «Кавалир» состояла из следующих основных узлов:

главного многодискового фрикциона, работающего по принципу сухого трения;

многоступенчатого карданного вала;

четырехскоростной планетарной коробки передач;

поворотного механизма из двойных дифференциалов.

Ходовая часть танка «Кавалир» состояла из пяти опорных обрезиненных катков большого диаметра по каждому из бортов, ведущего заднего колеса с цевочным зацеплением и малого переднего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Подвеска была индивидуальной, на пружинных цилиндрических рессорах.

Гусеницы собирались из цельно литых низкогребенчатых траков шириной в 356 миллиметров.

Крейсерский танк "Кавалир" (Mk VII Cavalier) с сварной башней, таких танков "Кавалир" было выпущено в качестве экспериманта три экземпляра, Бирмингем, 1943 год

Крейсерский танк «Кавалир» (Mk. VII Cavalier) с сварной башней, таких танков «Кавалир» было выпущено в качестве экспериманта три экземпляра, Бирмингем, 1943 год

Боевое применение.

Крейсерский танк Mk. VII Cavalier практически не принимал участия в боевых действиях британской армии. По некоторым данным несколько танков «Кавалир» успели направить в Северную Африку, но там они проявили себя с наихудшей стороны, выйдя из строя из-за поломок двигателя и ходовой части.

Основным местом использования танков «Кавалир» стали учебные центры по подготовки танкистов и экипажей для самоходных орудий.

Несколько танков «Кавалир» использовались в качестве машин для артиллерийских наблюдателей, а оставшиеся без дела танки этого типа переделали к концу войны в БРЭМы.

Британский крейсерский танк "Кавалир" (Mk VII Cavalier) брошенный экипажем из-за поломки ходовой части в Ливии, Северная Африка, 1943 год

Британский крейсерский танк «Кавалир» (Mk. VII Cavalier) брошенный экипажем из-за поломки ходовой части в Ливии, Северная Африка, 1943 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх