Танк «Кентаур» (Mk. VIII Centaur) | Танки в бою

Танк «Кентаур» (Mk. VIII Centaur)





Компьютерная модель британского среднего крейсерского танка «Кентаур» (Cruiser Mk. VIII Centaur)

Компьютерная модель британского среднего крейсерского танка «Кентаур» (Cruiser Mk. VIII Centaur)

«Кентаур» (английский вариант – Cruiser Mk. VIII Centaur) – британский средний крейсерский (кавалерийский) танк периода 1941-1943 годов. Получил официальную маркировку по названию мифического существа с крупом лошади и торсом человека. В британских военных сводах на стадиях проектировки танк обозначался индексом A27L (L – от названия силовой установки Liberty).

Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр танка «Кентаур» (Cruiser Mk. VIII Centaur) с оригинальным двигателем Liberty в частной колекции сэра Чарльза Квимби (Девоншир)

Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр танка «Кентаур» (Cruiser Mk. VIII Centaur) с оригинальным двигателем Liberty в частной колекции сэра Чарльза Квимби (Девоншир)

История и предпосылки создания.

Потребность в средних крейсерских танках военное ведомство Великобритании в конце 1941 года решило удовлетворить за счет разработки, так называемого, промежуточного варианта танка с имевшимся в больших количествах авиационным двигателем Liberty. Работы по созданию танка с индексом А27М, который оснащался дефицитным в тот период двигателем Meteor и впоследствии получил название Mk. VIII Cromwell, были свернуты до лучших времен.  Двигатель Liberty хотя и отличался ненадежностью, но все же мог применяться в комплекте с новой в тот период трансмиссией Merritt-Brown, которая заменила старую планетарную трансмиссию типа Wilson, характерную для английских танках периода Первой мировой войны.

Проект нового танка разрабатывала фирма English Electric. На проектной стадии машина получила название A27L , в период серийного выпуска «Кентаур» (Mk. VIII Centaur). Сборка данных машин было налажено в начале августа 1942 года на производственных площадях фирм LMS, Leyland, Fowler, Hartand, Nuffield и English Electric. Серийное производство танка «Кентаур» продолжалось до средины февраля 1944 года, когда ему на смену окончательно пришел средний крейсерский танк «Кромвель» (Mk. VIII Cromwell) с более надежным двигателем «Метеор». Всего было выпущено 3134 машин различных модификаций танка «Кентаур» (Centaur), что делает его самым массовым британским крейсерским танком.

Один из первых выпущеных танков «Кентаур» (Mk. VIII Centaur) на полигоне завода English Electric, Ковентри, 1942 год

Один из первых выпущеных танков «Кентаур» (Mk. VIII Centaur) на полигоне завода English Electric, Ковентри, 1942 год

Компоновка.

Крейсерский танк «Кентаур» компоновался по классической схеме, которая была характерной для танкостроения Великобритании. Двигатель с топливными баками и системами охлаждения располся в моторном отделении, которое находилось в кормовой части бронекорпуса, боевое отделение распространялось на башню и среднюю часть корпуса сдесь располагалась большая часть экипажа, боекомплект и откатная часть орудия, отделение управления и трансмиссионное отделение практически были сопряжены друг с другом и находились в передней части корпуса.

Экипаж среднего крейсерского танка «Кентаур» состоял из пяти человек. Командир, наводчик и заряжающий находились в трехместной башне и в средней части корпуса танка. Рабочее место механика-водителя находилось в передней части корпуса с незначительным смещением вправо, а стрелка-радиста – слева.

Посадка в танк «Кентаур» и высадка из него, производилась через два прямоугольных люка в крыше башни, располагавшихся над местом командира и наводчика, а так же через передний люк в крыше приподнятой правой передней подбашенной надстройки корпуса справа от места механика-водителя.

Полигонные испытания опытной модели крейсерского танка «Кентаур» (Mk. VIII Centaur), начало лета 1942 года

Полигонные испытания опытной модели крейсерского танка «Кентаур» (Mk. VIII Centaur), начало лета 1942 года

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита танка «Кентаур» разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу. При этом бронирование танка было способно защитить его основные агрегаты и экипаж от поражения снарядами среднего калибра и осколков со средней кинетической энергией.

Корпус британского крейсерского танка «Кентаур» собирался из броневых листов катаной стали, которые при помощи заклепок и в ряде случаев болтовых соединений крепились друг с другом и каркасом, практически не имея рациональных углов наклона к вертикальной нормали. Максимальная толщина бронелистов, формировавших лоб корпуса, не превышала 64 миллиметров. Борта и корма имели бронирование в среднем до 32 миллиметров и так же не имели углов наклона к вертикали. Днище и крыша корпуса не имели постоянной толщины брони. Она в этих местах колебалась в пределах от 6 до 14 миллиметров.

Башня среднего крейсерского танка «Кентаур» имела практически кубическую форму при незначительном возвышении кормовой части над лобовой. Все броневые листы башни крепились между собой и уголковым каркасом заклепками и болтами, не имея рациональных углов наклона к вертикали. Бронелисты, из которых формировался лоб башни, имели толщину до 76 миллиметров, а броневые листы кормы и бортов – до 51. Крыша башни собиралась из двух плоских броневых листов толщиной в 20 миллиметров.

Танк «Кентаур» (Mk. VIII Centaur Mk. IV), вооруженный 95-миллиметровой гаубицей

Танк «Кентаур» (Mk. VIII Centaur Mk. IV), вооруженный 95-миллиметровой гаубицей

Вооружение.

В качестве основного вооружения крейсерского танка «Кентаур» модификаци с Mk. I  использовалась нарезная пушка QF 6 pounder калибра 57 миллиметров с длиной ствола 50 калибров. Модернизированные танки «Кентаур», получившие индекс Mk. III, уже были вооружены 75-миллиметровой нарезной пушкой QF 75 mm., а модификации Centaur Mk. IV вооружались 95-миллиметровой гаубицей, стрелявшей дымовыми и осколочно-фугасными снарядами и были отнесены к классу штурмовых танков. Боекомплект к пушке QF 6 pounder состоял из 75 выстрелов унитарного заряжания, размещавшихся в укладке по бортам башни и средней части корпуса. Боекомплект к пушке QF 75 mm уменьшили до 65 унитарных выстрелов, а к 95-миллиметровой гаубице – до 28 выстрелов за счет их раздельного заряжания.

Пушка монтировалась в переднюю часть башни и защищалась квадратной маской и внешним накладным броневым листом.

В качестве вспомогательного вооружения крейсерского танка «Кентаур» использовали два пулемета калибра 7,7 миллиметров либо Besa, либо Bren. Один пулемет устанавливался в спарку к пушке, второй в качестве лобового в левую переднюю часть корпуса и защищался небольшим кожухом. Боекомплект к обеим пулеметам состоял из 3000 патронов, снаряженных в рожковые магазины.

Крейсерский танк «Кентаур» (Mk. VIII Centaur) в составе британского учебного подразделения, лето, 1943 год

Крейсерский танк «Кентаур» (Mk. VIII Centaur) осматривает Уинстон Черчилль, лето 1943 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки крейсерского танка «Кентаур» использовался авиационный двигатель американской разработки периода Первой мировой войны Liberty, развивавший мощность до 500 лошадиных сил, что давало возможность танку двигаться по шоссе с максимальной скоростью примерно до 55 километров в час. Двигатель Liberty был ненадежным довольно пожароопасным, что в конечном итоге, не позволило танку «Кентаур» принять участие в боевых действиях Второй мировой войны.

Трансмиссия крейсерского танка «Кентаур» состояла из:

основного (главного) фрикциона, который работал по принципу сухого трения и являлся частью маховика двигателя;

удлиненного многоступенчатого карданного вала;

коробки передач, оснащенной синхронизаторами;

механизмов поворота, состоящих из двойных дифференциалов.

Ходовая часть среднего крейсерского танка «Кентаур» по каждому борту состояла из стальных одногребневых гусениц, опиравшихся на пять опорных обрезиненных катков малого диаметра. Опорные катки так же поддерживали вернюю ветвь гусеницы, так как поддерживающие катки отсутствовали.

Крейсерский танк «Кентаур» (Mk. VIII Centaur) в составе Первой польской танковой дивизии

Крейсерский танк «Кентаур» (Mk. VIII Centaur) в составе Первой польской танковой дивизии

Боевое применение.

По иронии судьбы ставший самым массовым британский средний крейсерский танк «Кентаур» так ни разу и не принял участия в боевых действиях. Главной причиной тому была ненадежность двигателей, которые портили в целом удачную конструкцию танка. Долгое время выпущенные танки «Кентаур» использовались в качестве учебных, вспомогательных и эвакуационных машин.

В конечном итоге основная масса танков «Кентаур» была доработана до стандартов практически аналогичного по конструкции танка «Кромвель» путем установки двигателя «Метеор». Появившиеся на свет таким образом «Кромвели» получили модификационный индекс Mk. IV и даже успели поучаствовать в завершающей стадии Второй мировой войны в боях в Западной Германии.

В послевоенный период переоборудованные в танки «Кромвель» состояли на вооружении британской армии до начала 50-х годов прошлого века, уступив свое место более новым танкам.

Британский мостоукладчик на шасси танка «Кентаур»

Британский мостоукладчик на шасси танка «Кентаур»

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх