Танк «Комета» (A34 Comet) | Танки в бою

Танк «Комета» (A34 Comet)





Рисунок британского среднего крейсерского танка «Комета» (A34 Comet) в бою

Рисунок британского среднего крейсерского танка «Комета» (A34 Comet) в бою

«Комета» (английский вариант – A34 Comet) – британский средний крейсерский (кавалерийский) танк периода 1944-1945 годов. Стал последним танком в линейке крейсерских и являлся переходным вариантом перед созданием машин класса общих танков.

Британский средний крейсерский танк «Комета» (A34 Comet) в музее города Лаппеэнранта (Финляндия)

Британский средний крейсерский танк «Комета» (A34 Comet) в музее города Лаппеэнранта (Финляндия)

История и предпосылки создания.

Еще до массового использования на фронтах Второй мировой войны танков «Кромвель» (Cruiser Mk. VIII Cromwell) стало ясно, что в силу своей слабой огневой мощи, бороться с тяжелыми танками противника они не смогут. Британское танкостроение в направлении усиления огневой мощи пошло по пути переработки иностранных танков. Так на базе среднего танка M4 Sherman американского производства путем усиления его орудия был создан Sherman Firefly. Но к концу войны Британия получала все меньше и меньше американских машин, поэтому назревала реальная необходимость создания своего танка с мощным артиллерийским вооружением. Разработка технической документации фирмой «Лейланд» (Leyland Motors) началась в средине 1944 года. За основу была принята конструкция среднего крейсерского танка «Кромвель», которая была несколько доработана и усовершенствована. После принятия на вооружения танк, который получил название «Комета» (A34 Comet), был запущен в серийное производство в конце октября 1944 года заводах «Лейланд» и серийно производился вплоть до декабря 1945 года. За этот период было выпущено более 1100 машин этого типа.

Крейсерский танк «Комета» (A34 Comet) во время полигонных испытаний, сентябрь 1944 года

Крейсерский танк «Комета» (A34 Comet) во время полигонных испытаний, сентябрь 1944 года

Компоновка.

Крейсерский танк «Комета», как и «Кромвель», был скомпонован по классической британской схеме. В моторном отделении танка, которое размещалось в корме корпуса, были установлены двигатель, системы его охлаждения и топливные баки. Боевое отделение распространялось на средину корпуса и башню, здесь находилась обслуга орудия, откатная часть орудия и боекомплект. Трансмиссионное отделение и отделение управления так же сопрягались между собой и располагались в передней части корпуса.

Экипаж танка «Комета» состоял из пяти человек. Командир танка, заряжающий и наводчик располагались в башне и средней части корпуса. Механик-водитель размещался, как и в «Кромвеле», с незначительным смещением вправо от продольной оси танка в отделении управления. Радист располагался в левой передней части корпуса напротив шаровой установки с лобовым пулеметом, из которого он мог вести огонь по противнику.

Посадка в танк и высадка из него, производилась через два одностворчатых люка прямоугольной формы в крыше башни, которые располагались над командиром и наводчиком орудия, а так же через передний люк в крыше передней приподнятой части корпуса справа от механика-водителя.

Колона британских крейсерских танков «Комета» (A34 Comet) в Западной Германии, 1945 год

Колона британских крейсерских танков «Комета» (A34 Comet) в Западной Германии, 1945 год

Бронезащита корпуса и башни.

Корпус среднего крейсерского танка «Комета» собирался из катаных бронелистов, которые сваркой сопрягались между собой и укреплялись на каркас. Лобовая часть корпуса собиралась из верхнего, среднего и нижнего бронелистов, из которых наиболее толстым (76 миллиметров) был верхний. Борт и корма, как и в танке «Кромвель» имели максимальное бронирование до 32 миллиметров. Крыша корпуса формировалась из бронеплит толщиной до 25 миллиметров, днище – до 14 миллиметров.

Башня танка «Комета» по своей форме несколько отличалась от башни «Кромвеля», прежде всего за счет установки более мощной маски орудия и закруглений бортов. Но, как и в случае со своим предшественником, все вертикальные броневые листы башни размещались без углов наклона к вертикальной нормали. Как и корпус, башня была сварной, при этом броневые листы крепились на уголковый каркас. Броня лобовой части башни и установленной в ней броневой маски усиливалась до 102 миллиметров. Усиливались и броневые листы бортов и кормы до 63 и 57 миллиметров соответственно.  Крыша башни, как и крыша корпуса, формировались из плоского броневого листа, который имел толщину в 25 миллиметров.

Британский танк «Комета» на марше с десантом на борту

Британский танк «Комета» на марше с десантом на борту

Вооружение.

Для вооружения среднего крейсерского танка «Комета» 17-фунтовой противотанковой пушкой, фирма «Виккерс-Армстронг» специально разработала ее облегченную танковую модификацию с несколько уменьшенным казенником  и укороченным стволом. Это орудие в самом начале получило свое название «Виккерс» HV QF 77 mm, где аббревиатура HV в переводе из английского обозначает «высокая начальная скорость», и имело калибр 76,2 миллиметра. Боекомплект к нему состоял из 65 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались по бортам в боевом отделении.

Пушка устанавливалась в переднюю часть башни в мощную прямоугольную броневую маску полуцилиндрической формы, которая качанием обеспечивала наведение орудия в вертикальной плоскости.

В качестве вспомогательного вооружения танка «Комета» использовалось два 7,92-миллиметровых пулемета Bren, один из которых устанавливался в шаровую установку в переднюю левую часть корпуса. Второй устанавливался в качестве спаренного с орудием по правую сторону от него. Боекомплект к пулеметам Bren состоял  из 3500 патронов, которые снаряжались в рожковые магазины.

Для задымления в случай необходимости по бортам башни устанавливались 12 гранатометов (по шесть с каждой стороны) для стрельбы дымовыми гранатами. Для этих же целей сверху на корме корпуса устанавливались дымовые шашки.

Британский танк «Комета» (A34 Comet) на военном параде (фото послевоенных лет)

Британский танк «Комета» (A34 Comet) на военном параде (фото послевоенных лет)

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки среднего крейсерского танка «Комета» использовался модернизированный двенадцацилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Rolls-Royce Meteor с жидкостным охлаждением, который развивал максимальную мощность в 600 лошадиных сил, что позволяло танку развивать скорость шоссе до 47 километров в час.

Трансмиссия среднего крейсерского танка «Комета» состояла из:

основного (главного) фрикциона, работавшего по принципу сухого трения;

удлиненного многоступенчатого карданного вала;

коробки передач, оснащенной симметричными синхронизаторами;

механизма поворотов, состоявшего из двойных дифференциалов.

Ходовая часть танка «Комета» была несколько изменена, по сравнению с танком «Кромвель». Применительно по каждому борту состояла из стальных одногребневых гусениц, которые собирались из более широких траков, пяти опорных обрезиненных катков малого диаметра и добавленных в конструкцию четырех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колеса. Первый, второй, четвертый и пятый по счету опорные катки оснащались гидравлическими амортизаторами.

Танк «Комета» готовят для погрузки на транспорт перед отправкой в Корею, 1952 год

Танк «Комета» готовят для погрузки на транспорт перед отправкой в Корею, 1952 год

Боевое применение.

Средний крейсерский танк «Комета» принял участие в боевых действиях заключительной фазы Второй мировой войны в Западной Европе и никак не мог коренным образом повлиять на ее исход. Примеры удачного применения этих машин в этот период единичны и не могут носить массового характера.

В период боевых действий Корейской войны «Кометы» использовали южнокерейцы и войска сил ООН. На практике оказалось, что более новые «Кометы» не имели преимущества в боевых столкновениях с устаревшими к этому времени танками советского производства, состоявшими на вооружении армии КНДР.

В армии Великобритании танк «Комета» прослужил вплоть до начала 60-х годов прошлого века, а в армиях стран, куда он стал поставляться (Финляндия, Ирландия, Куба, Бирма и ЮАР) ему удалось продержаться даже до начала 70-х годов.

Подбитый немецкой САУ британский танк «Комета» (A34 Comet), 1945 год

Подбитый немецкой САУ британский крейсерский танк «Комета» (A34 Comet), март 1945 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх