Танк «Кромвель» (Mk. VIII Cromwell) | Танки в бою

Танк «Кромвель» (Mk. VIII Cromwell)





Рисунок британского среднего крейсерского танка «Кромвель» (Cruiser Mk. VIII Cromwell) в бою

Рисунок британского среднего крейсерского танка «Кромвель» (Cruiser Mk. VIII Cromwell) в бою

«Кромвель» (английский вариант – Cruiser Mk. VIII Cromwell) – британский средний крейсерский (кавалерийский) танк периода 1942-1945 годов. Назван в честь лидера английского революционного движения в XVII веку Оливера Кромвеля. В британских военных перечнях при обозначении танка «Кромвель» использовался еще и индекс A27M.

Танк «Кромвель» британского производства в музее города Латрун (Израиль)

Танк «Кромвель» британского производства в музее города Латрун (Израиль)

История и предпосылки создания.

К концу 1942 года руководство британской армии понимало угрозу со стороны появившихся на фронтах немецких тяжелых танков. Для борьбы с ними необходимо было создать крейсерский танк, который мог бы хоть и не на равных, но все же на достойном уровне противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам». Попытка реализовать эту задумку в начале 1942 года в танке «Кентаур» (Mk. VIII Centaur) провалилась из-за ненадежности двигателя. Взяв за основу компоновочную схему «Кентаура», фирма BRCWc представила военному ведомству в октябре 1942 года новый крейсерский танк, который получил название «Кромвель» (Cruiser Mk. VIII Cromwell). После принятия его на вооружение в декабре этого же года был запущен в серийное производство на заводах городов Ковентри и Бирмингема. За период серийного выпуска с конца 1942 года до средины 1945 года было выпущено 1070 машин этого класса.

Британский крейсерский танк «Кромвель» (Cruiser Mk. VIII Cromwell) у стен завода-производителя в Бирмингеме, март 1943 года

Британский крейсерский танк «Кромвель» (Cruiser Mk. VIII Cromwell) у стен завода-производителя в Бирмингеме, март 1944 года

Компоновка.

Крейсерский танк «Кромвель» был скомпонован по классической схеме, характерной для британского танкостроения. Двигатель, топливные баки и системы охлаждения располагались в моторном отделении, которое распространялось на кормовую часть броневого корпуса, боевое отделение занимало среднюю часть корпуса и башню, здесь располагалась основная часть экипажа, откатная часть орудия и боекомплект, трансмиссионное отделение и отделение управления практически сопрягались и находились в передней части корпуса.

Экипаж среднего крейсерского танка «Кромвель» состоял из пяти человек. Командир танка и орудийная обслуга располагались в башне и частично в средней части корпуса. Место механика-водителя находилось с незначительным смещением от продольной оси танка вправо в передней части корпуса, а радист, который так же совмещал свои функции с функциями стрелка из лобового пулемета, находился слева.

Посадка и высадка из танка «Кромвель», производилась через два прямоугольных люка в крыше башни, расположенные над местом расположения командира и наводчика и через передний люк в крыше приподнятой правой передней части корпуса чуть правее места механика-водителя.

Средний крейсерский танк «Кромвель» (Cruiser Mk. VIII Cromwell) и его экипаж, Северная Франция, 1944 год

Средний крейсерский танк «Кромвель» (Cruiser Mk. VIII Cromwell) и его экипаж, Северная Франция, 1944 год

Бронезащита корпуса и башни.

Корпус среднего крейсерского танка «Кромвель» собирался из листов катаной брони, которые с помощью заклепок крепились между собой и на каркас практически без рациональных углов наклона к вертикали. Максимальная толщина броневых листов, формировавших лобовую часть корпуса, достигала 64 миллиметров. Борта и корма корпуса имели бронирование в основных направлениях в 32 миллиметра за счет ориентации под прямым углом к горизонту основных бронеплит. Крыша корпуса, как и его днище, не имели постоянной толщины брони, которая колебалась в пределах от 6 до 14 миллиметров в зависимости от места бронирования.

Башня танка «Кромвель» имела практически квадратную форму с незначительным возвышением кормовой части над лобовой. Все броневые листы, формировавшие башню, крепились без углов наклона к вертикали с помощью заклепочных и болтовых соединений между собой и уголковым каркасом. Броневые листы, из которых собиралась лобовая часть башни, имели толщину в 76 миллиметров, а листы бортов и кормы – 51. В танках «Кромвель» Mk. VII практиковалось наращивание бортовой и кормовой брони за счет накладных экранов толщиной в 12,7 миллиметров. Наклонная крыша башни была сформирована из плоского бронелиста толщиной в 20 миллиметров, в котором выполнялись отверстия под монтаж люков и оптических приборов.

Штурмовой вариант британского танка «Кромвель» (Mk. VIII Cromwell Mk. VIII), вооруженный 95-миллиметровой гаубицей

Штурмовой вариант британского танка «Кромвель» (Mk. VIII Cromwell Mk. VIII), вооруженный 95-миллиметровой гаубицей

Вооружение.

Основным вооружением среднего крейсерского танка «Кромвель» модификаций с Mk. I  по Mk. III являлась нарезная пушка QF 6 pounder калибра 57 миллиметров с длиной ствола в 50 калибров. Модернизированные до стандартов «Кромвеля» танки «Кентаур», получившие модификационный индекс Mk. IV, и модификации Cromwell Mk. V  были вооружены 75-миллиметровой нарезной пушкой QF 75 mm. А модификации Cromwell Mk. VI  и Cromwell Mk. VIII  вооружались 95-миллиметровой гаубицей и были отнесены к классу штурмовых танков. Боекомплект к пушке QF 6 pounder состоял из 75 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались по бортам башни и средней части корпуса. Боекомплект к пушке QF 75 mm несколько уменьшился до 65 унитарных выстрелов, а к 95-миллиметровой гаубице уменьшился существенно до 28 выстрелов за счет их раздельного заряжания.

Пушка устанавливалась в переднюю часть башни в квадратную маску и закрывалась внешним накладным бронелистом.

В качестве вспомогательного вооружения среднего крейсерского танка «Кромвель» использовали 2 7,7-миллиметровых пулемета либо Besa, либо Bren, которые являлись британскими производными чехословацких пулеметов серии ZB. Один пулемет устанавливался, как спаренный к орудию, второй в качестве лобового в левую переднюю часть корпуса с защитой в виде небольшого кожуха. Боекомплект обеих пулеметов состоял из 3000 патронов, которые снаряжались в рожковые магазины.

Колонная британских крейсерских танков «Кромвель» движется в сторону фронта, Северная Франция, 1944 год

Колонная британских крейсерских танков «Кромвель» движется в сторону фронта, Северная Франция, 1944 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки базовой модели танка «Кромвель» использовался V-образный двенадцацилиндровый карбюраторный двигатель Rolls-Royce Meteor с жидкостным радиаторным охлаждением, который мог развивать мощность до 600 лошадиных сил, что давало танку возможность развивать максимальную скорость при движении по шоссе в 64 километра в час.

Трансмиссия среднего крейсерского танка «Кромвель» состояла из нескольких узлов и агрегатов, к числу наиболее важных относятся:

основной (главный) фрикцион, работавший по принципу сухого трения и являвшийся частью маховика двигателя;

удлиненный многоступенчатый карданный вал;

коробка передач, оснащенная синхронизаторами;

механизм поворотов из двойных дифференциалов.

Ходовая часть танка «Кромвель» применительно по каждому борту состояла из стальных с добавлением марганца одногребневых гусениц, которые опирались на пять опорных обрезиненных катков малого диаметра, ведущего и направляющего колес. Опорные катки выполняли так же функцию поддержки верней ветви гусеницы в отсутствии поддерживающих катков.

Британский танк «Кромвель» 8-й танковой бригады входит во французский городок Три-Шато, 1944 год

Британский танк «Кромвель» 8-й танковой бригады входит во французский городок Три-Шато, 1944 год

Боевое применение.

Средний крейсерский танк «Кромвель» принял участи в боевых действиях Второй мировой войны как в Северной Африке, так и в Западной Европе. Практика использования танка выявила его наиболее яркие недостатки, заключавшиеся в недостаточном бронировании и слабой огневой мощи. Танк «Кромвель» еще мог на равным при определенных условиях соперничать с немецкой «Пантерой», но был практически бессилен перед тяжелым танком «Тигр». Наиболее примечательным в этом случае является бой в районе французского городка Виллер-Бокаж 13 июня 1944 года, когда немецкая рота Михаэля Виттмана, вооруженная тяжелыми танками «Тигр», разгромила без явных потерь британскую колонну, основную часть из которых составляли крейсерские танки «Кромвель».

В послевоенный период танки «Кромвель» пробыли на вооружении британской армии вплоть до начала 50-х годов, уступив свое место в строю более новым модификациям.

Начавшие морально устаревать танки «Кромвель» после войны начали продавать в различные страны мира, среди которых следует выделить Израиль, Австрию, Иорданию, Финляндию, а так же социалистические страны Польшу и Чехословакию, которым машины передавались, еще как странам участницам Антигитлеровской коалиции.

В составе израильской и иорданской армий танк «Кромвель» принял участие в Шестидневной войне, но особых лавров там не снискал в виду устарелости и явному уступанию по всем основным показателям более новым в тот период танкам.

В Советский Союз по программе Ленд-лиза было поставлено 6 машин этого класса, но информации о их боевом применении на Восточном фронте нет.

Британский танк «Кромвель» (VIII Cromwell) с бортовым номером T187608 сержанта Холлоуэя (Holloway), подбитый ротой Микаэля Виттмана в Виллер-Бокаж, июнь 1944 года.

Британский танк «Кромвель» (VIII Cromwell) с бортовым номером T187608 сержанта Холлоуэя (Holloway), подбитый ротой Микаэля Виттмана в Виллер-Бокаж, июнь 1944 года.

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх