Танк "Крусейдер" (Crusader) | Танки в бою

Танк «Крусейдер» (Crusader)





Рисунок крейсерского танка Crusader А13 Mk. I. На рисунке четко видна установленная слева пулеметная башенка типичная для модификаци Mk. I

Рисунок крейсерского танка Crusader А13 Mk. I. На рисунке четко видна установленная слева пулеметная башенка типичная для модификации Mk. I

«Крусейдер» (английский вариант – Cruiser Mk.VI Crusader)  – британский средний крейсерский (кавалерийский) танк 30-х и начала 40-х годов прошлого века. Переводится на русский язык, как «крестоносец». Символ А (иногда употребляется при написании классификации танков) обозначал тип разработки по порядку конструкции крейсерского танка, а латинские буквы «Mk» с латинскими числами от I до IV, прописанные после названия танка обозначают его модификацию, например «Crusader А13 Mk. I»

Crusader Mk. IV в Военном музее в Бовингтоне

Crusader Mk. IV в Военном музее в Бовингтоне

История и предпосылки создания.

В  1936 году командующий британской 2-й пехотной дивизией генерал Арчибальд Уэйвелл и инженер Жиффар ле Квесн Мартел прибыли в СССР в Москву за идеями по созданию нового легкого (кавалерийского) танка. На полигоне в Кубинке британцам был представлен легкий советский танк  БТ-5, который глубоко запал им в душу и показался идеальным с точки зрения британской идеологии развития крейсерских (кавалерийских) танков. В разработках и производстве первой модификации танка «Крусейдер» (Crusader  Mk. I) приняла участие фирма «Наффилд» (Nuffield), которая произвела уже в начале 1940 года первый опытный образец. Танк производился серийно до мая 1942 года. Всего известно четыре модификации танка Crusader, которые поочередно сменяли друг друга. Последняя, четвертая модификация танка «Крусейдер» являлась наиболее удачной серией, и образцы приняли участие в ряде сражений Второй мировой войны до 1942 года включительно, когда были заменены более новыми типами танков, запущенными в производство или поставляемыми из США ( к примеру, М3 «Lee») для вооружения британской армии.

Британский крейсерский танк Crusader MK.III на позициях под Эль-Аламейном

Британский крейсерский танк Crusader MK.III на позициях пехоты под Эль-Аламейном

Компоновка.

Крейсерский танк «Крусейдер» скомпонован по классическому принципу. Двигатель был расположен в кормовом отсеке корпуса танка, боевое отделение размещалось в средней  части корпуса, здесь размещалась основная часть экипажа, отделение управления занимало переднюю часть корпуса и сопрягалось с боевым. Как главное отличие от классической компоновки, стоит отметить тот факт, что в первой модификации Crusader  Mk. I в конструкции танка предусматривалась небольшая пулеметная башенка, устанавливаемая спереди по правую сторону от места механика-водителя. Основная башня танка с установленным в ней орудием и спаренным пулеметом устанавливалась почти в центральной части конструкции на корпус. Экипаж, состоявший из четырех человек, располагался, главным образом, в боевом отделении танка. Командир танка размещался в основном башне, производя обзор местности через наблюдательные приборы и щели, заряжающий находился справа снизу от командира, а наводчик – в нижней левой части корпуса, место механика-водителя находилось в отделении управления в передней части корпуса танка, при необходимости он мог вести неприцельный огонь из пулемета в пулеметной башенке. Посадка-высадка и эвакуация из танка «Крусейдер», производилась через двойной люк в основной башне и передний люк в корпусе (предназначался для механика-водителя).

Британские танкисты отдыхают в тени своих танков Crusader MK.IV

Британские танкисты отдыхают в тени своих танков Crusader MK.IV

Бронезащита корпуса и башни.

Корпус танка «Крусейдер» собирался из листовой катаной стали в виде бронелистов, которые с помощью заклепок крепились к каркасу. Лобовая часть корпуса формировалась из двух сходящихся в передней части бронелистов толщиной в 52 миллиметра. Бортовые стороны корпуса формировались из цельно катанных листов толщиной в 45 миллиметров. Корма корпуса так же формировалась двумя бронелистами, но толщиной в 30,2 миллиметра. Днище корпуса состояло из бронелиста, сопряженного с аналогичными листами лобовой и кормовой части, имело толщину в 18 миллиметров.

Основная башня в фронтальном профиле имела форму вытянутого шестиугольника. Передняя часть башни изготавливалась их цельно катанного стального броневого листа с проемом под установку маски с орудием и пулеметом. Толщина брони лобовой части башни составляла 51,8 миллиметра. Боковые составляющие башни формировались из изогнутых под углом примерно в 30 градусов двух бронелистов толщиной 42,4 миллиметра. Крыша и кормовая часть башни имели бронирование в 30 миллиметров.

На модификациях танка «Крусейдер» с целью защиты ходовой части машины устанавливались броневые экраны из листовой стали.

Колона британских крейсерских танков Crusader MK.I в Бельгии, 1940 год

Колона британских крейсерских танков Crusader MK.I в Бельгии, 1940 год

Вооружение.

В первых модификациях танка Crusader основным вооружением была 40-миллиметровая пушка, установленная в маску башни. Боекомплект к ней состоял из 88 снарядов и размещался по бортам башни и на полике ее поддона в корпусе.

Так же первые модели танка Crusader были вооружены двумя пулеметами (один размещался в пулеметной башенке) BESA, который являлся британской копией пулемёта ZB-53 чехословацкого производства. Боеприпасы к пулемету Besa – 7,92-миллиметровые патроны производились в Германии, что уже само по себе являлось непрактичным. Боекомплект к обеим пулеметам состоял из 2100 патронов, размещенных в магазинах.

На более поздних модификациях танка Crusader и, в том числе, на Crusader Mk. IV стали устанавливать 57-миллиметровое орудие. Боекомплект к нему состоял из 70 снарядов, размещавшихся по обеим бортам корпуса.

От башенки с пулеметом отказались уже во время разработки и производства второй модификации танка, а вот от спаренного пулемета BESA, невзирая на его непрактичность, так и не избавились, поэтому им продолжали вооружать танки вплоть до их снятия с вооружения.

Британский танк Crusader MK.IV на подступах к Тобруку, Северная Африка, 1941 год

Британский танк Crusader MK.IV на подступах к Тобруку, Северная Африка, 1941 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Силовая установка танков Crusader — авиационный двигатель американской разработки Liberty времен Первой мировой войны, задросселированный до развиваемой мощности в 340 лошадиных сил, позволявший развивать скорость до 45 километров в час. Двигатель был достаточно пожароопасным, так как работал на авиационном высокооктановом бензине.  Баки размещались в двигательном отделении по бортам корпуса танка.

Трансмиссия танка  «Крусейдер» состояла из нескольких узлов, к числу наиболее важным следует отнести:

основной фрикцион, работающий по принципу сухого трения, являющийся частью маховика двигателя;

многоступенчатый удлиненный карданный вал;

коробка передач с синхронизаторами;

поворотный механизм из двойных дифференциалов.

Ходовая часть танка «Крусейдер» состояла из стальных двутрачных гусениц, которые опирались на передний и задний основные опорные катки при этом задний каток был выполнен в виде направляющей звезды. По корпусы танка с обеих сторон размещались по пять опорных катка для поддержания гусеницы (в первых двух модификациях по четыре).

Британский танк Crusader

Британский танк Crusader

Боевое применение.

Танк «Крусейдер» практически всех модификаций широко применялся на начальном этапе Второй мировой войны в составе французской и британской армий. В 1940 году большинство танков первой и второй модификаций было брошено французами и британцами у Дюнкерка и было захвачено немцами. Но упоминаний об использовании их Вермахтом нет. В Северной Африке танк Crusader  Mk. IV был основным танком британской армии вплоть до сражения у Эль-Аламейна, когда его начали постепенно вытеснять прибывшие американские танки М3 «Ли». Но, несмотря на это, танк Crusader продержался в строю до средины 1943 года.

По некоторым данным часть этих танков после Африки была отправлена в СССР, но данных об их использовании в боевых действиях на Восточном фронте нет.

Танк Crusader без особого труда поражался практически всеми противотанковыми средствами немцев калибром от 55 миллиметров, но, вооружив его 57-миллиметровой пушкой, британские инженеры сделали его серьезным соперником немецких танков аналогичного класса.

Британский крейсерский танк Crusader Mk.II подбитый во время утреннего боя немецкими танками на улицах городка Марса-Брега в Ливии

Британский крейсерский танк Crusader Mk.II подбитый во время утреннего боя немецкими танками на улицах городка Марса-Брега в Ливии

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх