Танк КВ-1 | Танки в бою

Танк КВ-1





Рисунок советского тяжелого танка КВ-1 в атаке на позиции противника

Рисунок советского тяжелого танка КВ-1 в атаке на позиции противника

КВ-1 – советский тяжелый танк второй половины 30-х – начала 40-х годов прошлого века, принявший участие в Советско-Финской и Великой Отечественной войне. «КВ» — обозначает серию произведенных машин и расшифровывается, как «Климентий (Клим) Ворошилов», 1 – порядковый номер линейки модификаций советских тяжелых танков серии КВ. В самом начале войны немцы прозвали КВ-1 Gespenst, что переводится, как «призрак».

Советский тяжелый танк КВ-1 с частичным экранированием башни и корпуса у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» в районе города Кировск (Россия)

Советский тяжелый танк КВ-1 с частичным экранированием башни и корпуса у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» в районе города Кировск (Россия)

История и предпосылки создания.

Во второй половине 30-х годов прошлого века РККА остро нуждалась в тяжелом танке, способном выполнять задачи, которые были не под силу для состоявшего тогда на вооружении тяжелого пятибашенного танка Т-35. Танк Т-35, обладая достаточно большой массой, не отличался надежной броней и был уязвим для противотанковой артиллерии противника. Фактически, инициатором начала разработок и создания нового тяжелого танка стал комкор Д. Г. Павлов.

В конце 30-х годов советскими конструкторами предпринимались многочисленные попытки создать танк, аналогичный Т-35, но с уменьшенными размерами, при этом существенно наращивалась броня танка. Созданные прототипы разрабатывались по многобашенному принципу. Наиболее известные из них – это СМК (Сергей Миронович Киров) и Т-100, которые имели по две башни и вооружались пушками калибра 76 и 45 миллиметров. Как уменьшенный вариант СМК, был выпущен прототип с одной башней, при этом масса и длина танка существенно уменьшались, что повышало маневренность.  Принято считать, что именно этот прототип, названный экспериментальным танков, и слал впоследствии прообразом будущего танка КВ. Произведенный на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в начале августа 1939 года однобашенный прототип танка СМК был оснащен дизельным двигателем. Впоследствии он получил свое название КВ-1. На начальных стадиях разработки документации и сборки прототипа ведущим конструктором являлся А. С. Ермолаев, а потом — Н. Л. Духов.

В ходе Советско-финской войны в боевых условиях были испытаны все три прототипа советских тяжелых танков Т-100, СМК и КВ-1. Боевое испытание нового танка правительственная комиссия признала удовлетворительным и 19 декабря 1939 года приняла танк на вооружение РККА.

Запуск в серийное производство танка КВ-1 состоялся в начале февраля 1940 года на Кировском заводе. Так же в этом же году сборка танка началась и на Челябинском тракторном заводе. Всего за период серийного выпуска, который продолжался до средины 1942 года, было выпущено более 2700 танков.

Тяжелый советский танк КВ-1

Тяжелый советский танк КВ-1

Компоновка.

Танк КВ-1 стал первым советским тяжелым танком, скомпонованным по новаторской схеме, которая впоследствии стала классической для тяжелый и средних однобашенных танков. В этом случае бронекорпус последовательно разделялся от носа к корме на три основных отделения, которые имели четкие границы разделения. В носовой части корпуса находилось отделение управления, в котором размещались механик-водитель и стрелок-радист. В средней части корпуса и башне располагалось боевое отделение, в котором находились командир танка, наводчик и заряжающий. В корме корпуса в моторно-трансмиссионном отделении находился двигатель с радиаторами охлаждения и частью топливных баков.

Тяжелый танк КВ-1 выдвигается на позицию, Ленинградский фронт, 1941 год.

Тяжелый танк КВ-1 выдвигается на позицию, Ленинградский фронт, 1941 год.

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита тяжелого танка КВ-1 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу, которая защищала танк и его экипаж от поражения снарядами средних калибров и других средств борьбы с танками.

Броневой корпус танка КВ-1 собирался из катаных бронеплит путем сваривания их между собой. Плиты имели толщину 75, 40, 30 и 20 миллиметров, которая зависела от направления. К примеру, на противоснарядном направлении (верх и низ лобовой и кормовой частей корпуса) толщина брони составляла 75 миллиметров. Бронелисты кормовой части имели толщину 70 миллиметров внизу и 60 – вверху. Днище и крыша корпуса собирались из броневых листов толщиной от 20 до 40 миллиметров.  Все бронелисты имели рациональные углы наклона к вертикали, кроме бортов корпуса, что увеличивало бронестойкость конструкции.

Башни выпускающихся серийно КВ-1 были трех видов: башня цельно литая, башня сварная с развитой прямоугольной нишей и башня сварная с небольшой закругленной нишей. Толщина брони по кругу у сварных башен была 75 миллиметров, а у цельно литых — 95. Во второй половине 1941 года сварные башни и бортовые части корпусов на некоторых экземплярах танков стали усиливать укрепленными на болтах 25-миллиметровыми экранами, которые существенно усилили бронестойкость при поражении танков артиллерией противника, но это пагубно сказалось на ходовой части машины, и от данной идеи отказались.

Соединение лобовой часть танка с другими конструкционными делалями обеспечивалось путем их сваривания между собой. Башня танка была достаточно обтекаемой и представляла собой литую деталь сложной объемной формы. При этом для повышения устойчивости брони при попадании в нее снарядов, она имела толщину 90 миллиметров и  располагалась под углом к вертикальной нормали. Лобовая часть башни с проемом для маски орудия отливалась раздельно, а потом сваривалась с остальными деталями конструкции. Маска пушки выполнялась в форме цилиндрического сегмента изогнутой катаной броневой плиты, в которой выполнялось три отверстия, предназначенные для выводов пушки, прицела и спаренного пулемёта. Сама башня КВ-1 монтировалась на погон в диаметре 1800 миллиметров в броневую крышу боевого отделения. При установке башни производилась ее фиксация, которая предотвращала отрыв башни при сильном крене и опрокидывании танка набок.

Посадка и высадка экипажа производились через три основных люка: два круглых – в башне над расположением командира танка и в крыше корпуса над стрелком-радистом и днищевого люка для аварийной эвакуации в случае подбития танка.

Колонна советских тяжелых танков КВ-1 следует к линии фронта в районе Ленинграда, лето 1941 года

Колонна советских тяжелых танков КВ-1 следует к линии фронта в районе Ленинграда, лето 1941 года

Вооружение.

Основным вооружением советского тяжелого танка КВ-1 была нарезная пушка калибра 76,2 миллиметра. На различных этапах выпуска танка для его вооружения использовались различные модификации орудий. За все время из было четыре: Л-11, Ф-32, Ф-34 и ЗИС-5. По своим характеристикам первые три были почти идентичны, вот ЗИС-5 существенно их превосходила. Боекомплект для орудия состоял из 111 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались в укладке по бортам башни, в ее кормовой нише, в кассетах и контейнерах, установленных на полике поворотного механизма в днище корпуса.

Кроме пушки, танк КВ-1 вооружался тремя 7,62-миллиметровыми пулеметами ДТ-29. Один из них спаривался с орудием, второй был курсовым и третий устанавливался в кормовой нише в шаровых установках. Боекомплект к пулеметам ДТ состоял из 2772 патронов, которые снаряжались в дисковые магазины.

Некоторые экземпляры КВ-1 вооружались зенитным пулеметом ДТ, который устанавливался на зенитную турель и снабжался коллиматорным прицелом.

Тяжелый танк КВ-1 и его экипаж под командованием лейтенанта С. Копченского снаряжает боеприпасы в укладку в танке. На фото КВ-1, выпущенный Челябинским тракторным заводом, с литой башней и  литыми опорными катками (лето, 1942 год)

Тяжелый танк КВ-1 и его экипаж под командованием лейтенанта С. Копченского снаряжает боеприпасы в укладку в танке. На фото КВ-1, выпущенный Челябинским тракторным заводом, с литой башней и литыми опорными катками (лето, 1942 год)

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Тяжелый танк КВ-1 был оснащен V-образным четырехтактным двенадцатицилиндровым дизельным двигателем В-2К с жидкостным охлаждением, который был способен развить мощность 500 лошадиных сил, что позволяло танку развить максимальную скорость при движении по шоссе в 34  километра в час. Во второй половине 1941 года танки КВ-1 начали оснащать дизельными двигателями М-17Т мощностью 500 лошадиных сил. Это произошло по причине потери Харькова, где двигатель В-2К выпускался до войны. Двигатель и радиаторы охлаждения устанавливались в кормовой части корпуса. Топливные баки емкостью от 600 до 615 литров располагались как в боевом, так в моторно-трансмиссионном отделениях.

Тяжелый танк КВ-1 имел механическую трансмиссию, которая состояла из:

главного (основного) многодискового фрикциона, работающего по принципу сухого трения «стали по феродо»;

пятиступенчатой коробки передач тракторного типа;

двух бортовых многодисковых фрикционов, работающих по принципу трения «сталь по стали»;

двух планетарных бортовых редукторов;

ленточных плавающих тормозов.

Контратака красноармейцев при поддержке тяжелого танка КВ-1, Сталинградского направление, лето 1942 года

Контратака красноармейцев при поддержке тяжелого танка КВ-1, Сталинградского направление, лето 1942 года

Трансмиссионные приводы управления были механическими.

Тип подвески тяжелого танка КВ-1 — торсионный индивидуальный при внутренней амортизацией для каждого опорного катка. Шесть опорных катков малого диаметра выполнялись штамповкой и имели двускатную форму. По каждому опорному катку к броневому корпусу путем сваривания монтировались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса, оснащенные съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления, имели заднее расположение, а ленивцы — переднее. Верхняя часть гусеницы опиралась на три малых обрезиненных штампованных поддерживающих катка применительно по каждому борту. В 1941 году опорные и поддерживающие катки начали производить путем литья и без резиновых бандажей, что объяснялось нехваткой резины.

Каждая гусеница собиралась из 86—90 траков одногребневого типа, имевших ширину 700 миллиметров при шаге в 160 миллиметров.

Захваченный Вермахтом тяжелый танк КВ-1 советского производства, лето 1942 года

Захваченный Вермахтом тяжелый танк КВ-1 советского производства, лето 1942 года

Боевое применение.

Боевое крещение тяжелый танк КВ-1 получил 17 декабря 1940 года в ходе Советско-Финской войны в операции при прорыве Хоттиненского укрепленного района линии Маннергейма. В этих боях танк КВ-1 зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Ни одна противотанковая пушка противника не могла пробить его брони, правда, мощи орудия Л-11 порой не хватало для поражения дотов противника, что впоследствии побудило разработать тяжелый штурмовой танк КВ-2, вооруженного более мощным орудием.

После нападения Германии на СССР тяжелый танк КВ-1 с первых часов войны показал свое превосходство над танками и САУ противника. Его толстая броня не пробивалась не одним танковым орудием противника, а так же обычными полевыми противотанковыми орудиями. Поразить КВ-1 в тот период возможно было лишь 88-миллиметровым зенитным орудием или 105-миллиметровой гаубицей. Большие потери в танках КВ-1 на начальных этапах Великой Отечественной войны объясняются лишь низкой подготовкой личного состава и неумением производить быстрый ремонт в боевых условиях, что приводило к оставлению при отступлении практически боеспособных машин.

Тяжелые танки КВ-1 воевали практически на всех фронтах, но наибольшее их количество все же использовалось на Карельском и Ленинградском фронтах, что объясняется территориальным расположением завода-изготовителя. Танки КВ-1 принимали активное участие в обороне Москвы, Ленинграда и Сталинграда, где, по мнению некоторых специалистов, внесли едва ли не решающий вклад, в наступлениях РККА под Ржевом и в Курской битве. Постепенно КВ-1 выбывали из строя из-за боевых потерь и заменялись более новыми тяжелыми и средними танками. Закончил свой боевой путь КВ-1 там, где и начал, в Финляндии. При штурме линии Маннергейма в 1944 году командующий Карельским фронтом Мерецков настоял на применении в операциях по прорыву линии обороны противника исключительно танками КВ-1, которые пришлось собирать со всех фронтов.

Кроме РККА, захваченные танки КВ-1 использовали армии Германии и Финляндии. В Вермахте несколько десятков трофейных КВ-1 получили название Panzerkampfwagen KV-IA 753(r). В Финляндии танки КВ-1 использовались ее армией вплоть до заключения перемирья, а уцелевшие экземпляры состояли на вооружении даже до конца 1958 года.

В руках умелых экипажей тяжелый танк КВ-1 становился грозно и непреодолимой для немцев силой. Неизвестный экипаж КВ-1 под Расейняем (Литва) сковывал действие целой армейской группы на протяжении двух суток, на танке КВ-1 старший лейтенант Зиновий Колобанов в бою под Красногвардейском (Гатчиной) в августе 1941 года установил рекорд уничтожения  танков противника в одном бою, расстреляв из засады 22 танка и два орудия, оказавшись практически в аналогичной ситуации, в боях на Сталинградском направлении лейтенант Семен Коновалов на поврежденном КВ-1 подбил 16 танков и 2 бронеавтомобиля немцев. На танке КВ-1 воевал и прославленный советский ас Павел Гудзь, танк которого в первые часы войны совершил первый в ее истории танковый таран, опрокинув немецкий Pz. Kpfw. III. Именно Павел Гудзь а при обороне Москвы  3 декабря 1941 года на КВ-1 практически в одиночку отбил у гитлеровцев деревню Нефедово, уничтожив при этом 10 танков противника и раздавив две батареи противотанковых орудий.

По мнению многих специалистов, советский тяжелый танк КВ-1, являлся лучшим танком первого этапа Великой Отечественной войны и сдал свои позиции только тогда, когда появились другие новые танки с более мощной броней и огневыми характеристиками.

Подбитый и сгоревший советский тяжелый танк КВ-1, раннего периода выпуска, вооруженный 76,2-миллиметровой пушкой Л-11, Сталинградское направление, лето 1942

Подбитый и сгоревший советский тяжелый танк КВ-1, раннего периода выпуска, вооруженный 76,2-миллиметровой пушкой Л-11, Сталинградское направление, лето 1942

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх