Танк КВ-1с | Танки в бою

Танк КВ-1с





Рисунок советского тяжелого танка КВ-1с с подвесными баками

Рисунок советского тяжелого танка КВ-1с с подвесными баками

КВ-1с – советский тяжелый танк периода Великой Отечественной войны, разработанный на базе тяжелого танка КВ-1. Аббревиатура «КВ» обозначает серию произведенных машин и расшифровывается, как «Климент (Клим) Ворошилов», 1 – порядковый номер линейки модификаций советских тяжелых танков серии КВ, а буква «с» – сокращение от слова «скороходный» обозначает скоростную модификацию тяжелых танков серии КВ. Вряде советских источников встречается название данного танка «Объект 238», которое использовалось в период разработки технической документации и сборки прототипа.

Советский тяжелый танк КВ-1с у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» (Кировск, Россия)

Советский тяжелый танк КВ-1с у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» (Кировск, Россия)

История и предпосылки создания.

Советский тяжелый танк КВ-1 на начальном этапе Великой Отечественной войны зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Но к исходу 1941 года противник научился бороться с этим танком путем применения зенитных орудий. Кроме недостаточной огневой мощи, нарекания у танкистов РККА вызывала и слабые скоростные характеристики КВ-1, которые пагубно сказывались на маневренности танка в бою. В связи с этим конструкторское бюро Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) получило задание модернизировать максимальным образом существующую модель тяжелого танка КВ-1 в плане повышения скоростных характеристик машины. В период в мая — июля 1942 года техническая документация нового танка была готова, и рабочая конструкторская группа приступила к сборкам прототипа. Учитывая то, что обстановка на фронтах в этот период особо тяжелой, новый танк, получивший название КВ-1с сразу же был принят на вооружение РККА и уже в первых числах запущен в серийное производство на ЧТЗ. Серийное производство КВ-1с продолжалось до осени 1943 года и было прекращено в виду разработок и производства новых тяжелых танков ИС-1 и ИС-2.

Советский тяжелый танк КВ-1с

Советский тяжелый танк КВ-1с

Компоновка.

Тяжелый танк КВ-1с, аналогично базовой модели КВ-1, имел классическую компоновку. Он имел три четко разделенных между собой отделения, которые от носовой части до кормы размещались в следующем порядке: отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионое отделение. Экипаж танка КВ-1с состоял из 5 человек. В отделении управления находились системы управления машиной, места механика-водителя (на продольной оси корпуса) и стрелка-радиста (справа от механика-водителя). В боевом отделении размещались боекомплект, часть топливных баков и места командира, заряжающего и наводчика. В моторно-трансмиссинном отделении размещались двигатель, радиаторы охлаждения и вторая часть топливных баков.

Советский тяжелый танк КВ-1с на ходовых испытаниях, лето 1942 года

Советский тяжелый танк КВ-1с на ходовых испытаниях, лето 1942 года

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита советского тяжелого танка КВ-1с разрабатывалась конструкторами по дифференцированному противоснарядному принципу, которая должна была защитить основные агрегаты танк и его экипаж от поражения снарядами средних калибров, средних и крупных осколков.

Бронекорпус тяжелого танка КВ-1с собирался из катаных бронеплит, которые сваривались между собой под различными рациональными углами наклона к вертикальной нормали. Броневые плиты, из которых собирался корпус, как и у танка КВ-1, имели различную толщину, которая зависела от направления. На основных противоснарядных направлениях (низ и верх лобовой частей корпуса) толщина броневого листа достигала 75 миллиметров. Бронелисты бортов имели толщину 60, а бронелисты, формировавшие кормовую часть корпуса, – 40 миллиметров. Крыша и днище корпуса собирались из бронелистов с толщиной в 30 миллиметров.

Башня тяжелого танка КВ-1с имела сложную геометрическую обтекаемую форму из четырех полусфер, сходящихся к лобовой части. В этом месте имелось прямоугольное отверстие для установки маски цилиндрической формы, защищавшей орудие, оптические приборы и спаренный пулемет.  Основная часть башни производилась путем литья, а к ней в дальнейшем приваривались остальные детали, которые окончательно формировали ее форму. Толщина брони лобовой части башни за счет установки бронемаски составляла 82 миллиметра. Борта и корма башни КВ-1с были по форме изменены, по сравнению с танком КВ-1, и имели бронирование до 75 миллиметров. Крыша башни также была конструкционно изменена (в нее стали монтировать командирскую наблюдательную башенку) и ее бронирование несколько уменьшено (40 миллиметров).

Посадка в танк и высадка из него экипажа производились через два люка круглой формы: один в крыше башни над местом расположения заряжающего и один в крыше передней части корпуса над местом стрелка-радиста. Так же имелся днищевый люк для аварийной эвакуации экипажа.

Советский тяжелый танк КВ-1с 68 танковой бригады с десантом на борту, март 1944 года

Советский тяжелый танк КВ-1с 68 танковой бригады с десантом на борту, март 1944 года

Вооружение.

В качестве основного вооружения тяжелого танка КВ-1с использовалась в начале нарезная пушка Ф-34 (таких танков было выпущено немного) калибра 76 миллиметров, а затем ЗИС-5 такого же калибра. Пушка устанавливалась на цапфы в лобовой части башни и защищалась броневой маской. Боекомплект для орудия состоял из 114 выстрелов унитарного заряжания, которые, как и у танка КВ-1, размещались в укладках по бортам башни, в кассетах и контейнерах, установленных на полике поворотного механизма в днище корпуса, так же некоторое количество снарядов укладывалось по бокам от продольной оси в кормовой нише.

Так же танк КВ-1с вооружался и тремя пулеметами ДТ калибра 7,62 миллиметров. Один пулемет спаривался с орудием и устанавливался справа от него в броневой маске, второй был курсовым и третий монтировался в кормовой нише в шаровую установку. Боекомплект ко всем пулеметам ДТ состоял из 3000 патронов, которые снаряжались в дисковые магазины.

Были попытки вооружить отдельные экземпляры КВ-1с зенитными пулеметом ДТ, но от этой идеи впоследствии отказались и массовости она при производстве не нашла.

Танк КВ-1с поддерживает атаку пехоты, Курская дуга, лето 1943 года

Танк КВ-1с с пехотным десантом на борту, Курская дуга, лето 1943 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки тяжелого танка КВ-1с использовался V-образный четырехтактный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-2К с жидкостным охлаждением, который был форсирован до мощности в 600 лошадиных сил, что существенно увеличивало подвижность танка и позволяло ему развивать максимальную скорость при движении по шоссе в 42  километра в час. Двигатель, радиаторы охлаждения и вторая часть топливных баков устанавливались в кормовой части корпуса в моторно-трансмиссионном отделении. Стоит отметить, что помимо баков в боевом и моторно-трансмиссионном отделении танк мог на марше оснащаться и четырьмя подвесными баками, общей емкостью в 360 литров.

Тяжелый танк КВ-1с, аналогично танку КВ-1, имел механическую трансмиссию, состоящую из следующих основных узлов и агрегатов:

многодискового главного (основного) фрикциона, работающего по принципу сухого трения «стали по феродо»;

четырехступенчатой коробки передач, оснащенной демультипликатором (при 8 передачах вперед и 2 назад);

двух бортовых многодисковых фрикционов, работающих по принципу трения «сталь по стали»;

двух бортовых планетарных редукторов.

Подвеска советского тяжелого танка КВ-1с была торсионной индивидуальной при относительной внутренней амортизации по каждому опорному катку. Шесть опорных катков с малым диаметром (600 миллиметров) производились путем литья и имели двускатную форму. По каждому опорному катку к нижней части броневого корпуса сваркой монтировались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса в заднем расположении оснащались съемными зубчатыми венцами с цевочным зацеплением. Ленивцы с механизмами натяжения гусениц находились впереди. Верхние ветви гусениц опиралась на три малых поддерживающих обрезиненных штампованных катка по каждому борту.

Каждая из двух гусениц собиралась из 86—90 траков одногребневого типа, имевших ширину 608 миллиметров при шаге в 160 миллиметров.

Колонная советский тяжелых танков КВ-1с на марше

Колонная советский тяжелых танков КВ-1с на марше

Боевое применение.

Боевой дебют тяжелых танков КВ-1с состоялся в конце 1942 года на фронтах Сталинградского направления. В дальнейшем танк достаточно широко применялся РККА в боевых действиях на Дону и в Южной Украине, есть упоминания и об участии небольшого количества танков КВ-1с и в Курской битве. Достаточно ярких эпизодов в карьере КВ-1с нет, так как в армию успело поступить небольшое их количество, и их боевое применение не имело массового характера. Они применялись, как и танки КВ-1, при прорыве обороны противника на различных участках, как правило, южных фронтов. Они, как и другие танки РККА, при этом несли потери, подчас и неоправданные.

Два подбитых танка КВ-1с были захвачены немцами и доставлены для исследований на Куммерфсдорский полигон. Информации о боевом использовании трофейных танков этого типа Вермахтом нет.

К сожалению, уменьшение бронирования танка с целью увеличить его маневренность при прежней огневой мощи привело к приближению его к средним танкам. Поэтому он к средине 1943 года, как и его базовая модель КВ-1, морально устарел и начал постепенно через боевые и небоевые потери выбывать. К концу боевых действий Второй мировой войны в Европе в танковых частях РККА находилось небольшое количество танков этой модели и они использовались в основном в охранных целях.

Подбитый немецкой артиллерией советский тяжелый танк КВ-1с, Курская дуга, лето 1943 года

Подбитый немецкой артиллерией советский тяжелый танк КВ-1с, Курская дуга, лето 1943 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх