Танк КВ-2 | Танки в бою

Танк КВ-2





Рисунок колонны советских тяжелых штурмовых танков КВ-2 на марше

Рисунок колонны советских тяжелых штурмовых танков КВ-2 на марше

КВ-2 – советский штурмовой тяжелый танк начального периода Великой Отечественной войны, разработанный на базе танка КВ-1 с усиленным артиллерийским вооружением. «КВ» – обозначает серию тяжелых советских танков и расшифровывается, как «Климент (Клим) Ворошилов», 2 – порядковый номер в линейке модификаций тяжелых танков серии КВ. В советской литературе встречается его название «танк КВ с большой башней».

Советский тяжелый штурмовой танк КВ-2 в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил (Москва, Россия)

Советский тяжелый штурмовой танк КВ-2 в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил (Москва, Россия)

История и предпосылки создания.

Боевое применения прототипов тяжелых танков КВ-1 (в особенности), Т-100 и СМК при прорыве сильно укрепленных позиций линии Маннергейма в Зимней войне 1939-1940 года показала недостатки их огневой мощи при поражении дотов противника. В связи с этим руководством РККА была поставлена задача инженерам Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) разработать штурмовой танк, который бы был предназначен для разрушения бетонных укрепленных сооружений противника при прорыве его линии обороны.

В этот период инженерами ЛКЗ уже был разработан тяжелый танк КВ-1, который готовился к запуску в серийное производство. На его базе группой конструкторов ЛКЗ под руководством Н. Л. Духова в январе 1940 года и был создан тяжелый штурмовой танк КВ-2, который уже в феврале этого же года был принят на вооружение РККА.

Как и его предшественник КВ-1, тяжелый танк КВ-2 был сразу же запущен в серийное производство на Ленинградском Кировском заводе и в таком режиме выпускался до июля 1941 года. За этот  период было выпущено 334 танка этой модели.

Советский тяжелый штурмовой танк КВ-2 преодолевает холм (фото 1940 года)

Советский тяжелый штурмовой танк КВ-2 преодолевает холм (фото 1940 года)

Компоновка.

Танк КВ-2 был скомпонован классически, аналогично своему предшественнику. В носовой части корпуса танка размещалось отделение управления, в средней части корпуса и башне – боевое, в корме – моторно-трасмиссионное.

Экипаж тяжелого штурмового танка КВ-2 состоял из шести человек. Механик-водитель находился в передней части корпуса в отделении управления практически на продольной оси корпуса. Справа от него находилось место стрелка-радиста. Командир танка, наводчик, заряжающий и помощник заряжающего размещались в башне и средней части корпуса в боевом отделении.

Тяжелый штурмовой танк КВ-2

Тяжелый штурмовой танк КВ-2

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита тяжелого штурмового танка КВ-2 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу, которая была способна защитить узлы и агрегаты танка и его экипаж от поражения снарядами средних калибров и крупных осколков.

Конструкция броневого корпуса танка КВ-2 была абсолютно аналогична КВ-1. Бронекорпус собирался из катаных бронеплит, которые соединялись между собой путем сваривания. Плиты гомогенной брони имели толщину 75, 40, 30 и 20 миллиметров, которая зависела от направления бронирования. На основных противоснарядных направлениях (верх и низ лобовой и кормовой частей корпуса) толщина брони составляла 75 миллиметров. Броневые листы в кормовой части имели толщину 70 миллиметров внизу и 60 – вверху. Днище и крыша корпуса собирались из броневых листов толщиной от 20 до 40 миллиметров в зависимости от места бронирования.  Все бронелисты устанавливались с рациональными углами наклона к вертикальной нормали, кроме бортов корпуса (углов наклона не имели), что существенно повышало бронестойкость конструкции.

Трофейный немецкий тяжелый танк КВ-2 советского производства разворачивается на дороге для занятия боевой позиции

Трофейный немецкий тяжелый танк КВ-2 советского производства разворачивается на дороге для занятия боевой позиции

Главным конструкционным отличием КВ-2 от КВ-1 являлась форма башни. Башни серийных танков КВ-2 выпускались двух видов. Это характерная для начального периода производства башневая установка МТ-1 и характерная для завершающих этапов выпуска «пониженная» башня с меньшей массой. Типы башен отличались лобовой оконечностью: башневая установка МТ-1 имела скуловые бронеплиты, расположенные с наклоном, а «пониженная» башня — без наклона к вертикали. И первый, и второй вариант башен сваривались из катаных броневых плит, толщина которых составляла 75 миллиметров. В случае с «пониженном» вариантом башни рядом танк вооружался дополнительным кормовым пулеметом ДТ. Башня монтировалась на погон в корпусе, диаметр которого составлял 1535 миллиметров, и фиксировалась крючковой формы захватами, что предотвращало ее смещение и отрыв при крене или опрокидывании танка.

В передней части башни изготавливался проем прямоугольной формы для установки в него бронемаски и орудия танка. Толщина брони броневой маски составляла 110 миллиметров.

Посадка и высадка экипажа танка производились через дверцу в корме башни и два люка круглой формы: один в крыше башни над местом расположения командира и один в передней части корпуса над местом расположения стрелка-радиста. В корпусе танка также находился днищевой люк для аварийной эвакуации экипажа.

Застрявший в болотистой местности и брошенный советский тяжелый штурмовой танк КВ-2. На фото невидно каких-либо внешних повреждений машины, скорее всего, танк пытались буксировать, но в виду безуспешности бросили его

Застрявший в болотистой местности и брошенный советский тяжелый штурмовой танк КВ-2. На фото невидно каких-либо внешних повреждений машины, скорее всего, танк пытались буксировать, но в виду безуспешности бросили его

Вооружение.

Основным вооружением тяжелого штурмового танка КВ-2 являлась 152-миллиметровая танковая гаубица (М-10Т), которая была модифицирована в 1940 году из полевой полевой гаубицы образца 1938 года М-10. Гаубица устанавливалась на цапфы в прямоугольный проем башни и защищалась броневой маской. Боекомплект для нее состоял из 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, которые укладывались по бортам башни.

Кроме пушки, танк КВ-2 вооружался еще и тремя пулеметами ДТ калибра 7,62 миллиметра. Один из них был спаренным с орудием, второй устанавливался, как курсовой, а третий монтировался в кормовой нише в шаровую установку. Боекомплект к пулеметам ДТ состоял из 3087 патронов, которые снаряжались в дисковые магазины.

Брошенный на дороге советский тяжелый штурмовой танк КВ-2 и немецкие солдаты, которые подготавливают его к транспортировке, Украина, лето 1941 года

Брошенный на дороге советский тяжелый штурмовой танк КВ-2 и немецкие солдаты, которые подготавливают его к транспортировке, Украина, лето 1941 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки тяжелого танка КВ-2 использовали четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-2К, который развивал мощность в 500 лошадиных сил.  В последствии мощность этого же типа двигателя форсировали до 600 лошадиных сил, но машин такого варианта было выпущено довольно немного.  Танк был недостаточно маневренным, главным образом, из-за своей массы, но все же развивал по шоссе максимальную скорость в 34 километра в час. Двигатель В-2К и радиаторы жидкостного охлаждения устанавливались в кормовой части корпуса. Топливные баки, имевшие емкость от 600 до 615 литров, размещались как в боевом, так в моторно-трансмиссионном отделениях.

Тяжелый танк КВ-2 имел механическую трансмиссию, состоявшую из:

Многодискового главного фрикциона, который работал по принципу сухого трения «стали по феродо»;

пятиступенчатой коробки передач тракторного типа;

двух многодисковых бортовых фрикционов, которые работали по принципу трения «сталь по стали»;

двух бортовых планетарных редукторов;

ленточных тормозов плавающего типа.

Трансмиссионные приводы управления были механическими.

Тип подвески тяжелого танка КВ-2, как и у его «младшего собрата» КВ-1, — торсионный индивидуальный при внутренней амортизацией относительно каждого опорного катка. Шесть опорных катков с малым диаметром технологически выполнялись путем штамповки и имели двускатную форму. По каждому опорному катку к нижней части броневого корпуса сваркой монтировались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса заднего расположения оснащались съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления. Ленивцы располагались спереди. Верхняя часть гусеницы опиралась на три малых штампованных обрезиненных поддерживающих катка  по каждому борту.

Каждая гусеница собиралась из 86—90 одногребневых траков, имевших ширину 700 и шаг в 160 миллиметров.

Немецкие танкисты рассматривают брошенный на улицах Харькова советский тяжелый танк КВ-2. На фото четко видна кормовая часть башни с открытой дверцей для входа-выхода членов экипажа и кормовым пулеметом ДТ в шаровой установке

Немецкие танкисты рассматривают брошенный на улицах Харькова советский тяжелый танк КВ-2. На фото четко видна кормовая часть башни с открытой дверцей для входа-выхода членов экипажа и пустой кормовой шаровой установкой под пулемет ДТ

Боевое применение.

Первые собранные на ЛКЗ два танка КВ-2 с башней МТ-1 успели принять участие и в Зимней войне. Их боевой дебют состоялся в боях при прорыве обороны противника в районе Суммы. Танки зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Имевшиеся в то время у финнов противотанковые средства не оставляли на броне танка КВ-2 даже следа, поэтому они с успехом подавляли доты и другие огневые точки противника обстреливая их бетонобойными снарядами.

После начала Великой Отечественной войны практически все имевшиеся в западных округах тяжелые танки КВ-2 были потеряны довольно быстро. Последнее упоминание о боевом применении их приходится на октябрь 1941 года на Карельском фронте. Не смотря на то, что тяжелый танк КВ-2 практически не имел себе равного противника в лице танков Вермахта, едва ли неосновными причинами потерь машин этого типа стали низкая профессиональная подготовка экипажей и использование их не по назначению.

Кроме РККА, несколько захваченных танков КВ-2 использовались Вермахтом вплоть до начала 1942 года, при этом они получили название (Sturm) Panzerkampfwagen KV-II 754(r).

Подбитый советский танк КВ-2, Украина, лето 1941 года

Немецкие солдаты позируют перед подбитым и брошенным советским тяжелым танком КВ-2, Украина, лето 1941 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх