Танк КВ-3 | Танки в бою

Танк КВ-3





Компьютерный рисунок прототипа советского тяжелого танка КВ-3 по версии игры World of tanks

Компьютерный рисунок прототипа советского тяжелого танка КВ-3 по версии игры World of tanks

КВ-3 – советский опытный тяжелый танк начала 40-х годов прошлого века. Аббревиатура «КВ» – обозначает серию произведенных машин и расшифровывается, как «Климентий (Климент) Ворошилов», 3 – порядковый номер в линейке модификаций советских тяжелых танков серии КВ. В проектной документации, а так же в ряде советских источников танк обозначен как «Объект 223».

Прототип тяжелого танка КВ-3

Прототип тяжелого танка КВ-3

История и предпосылки создания.

В начале лета 1940 года было принято решение свернуть работы по проектам тяжелых двухбашенных танков СМК и Т-100 в пользу дальнейшего развития программы усовершенствования и запуска в серийное производство тяжелого танка КВ-1. Однако уже в средине июля 1940 года Совет народных комиссаров СССР своим постановлением выдал задание Кировскому заводу в Ленинграде о создании на базе танка КВ-1 два прототипа с бронированием в 90-миллиметров, вооруженных пушками Ф-32 калибра 76-миллиметров и 85 миллиметров и два прототипа с бронированием в 100 миллиметров с аналогичным вооружением.

Прототип тяжелого танка с бронированием в 90 миллиметров предварительно обозначили индексом Т-150 или Объект 150 (в некоторых источниках встречается КВ-150), а с бронированием в 100 миллиметров – Т-220 или Объект 220 (так же встречается вариант КВ-220). В конце ноября – начале декабря 1940 года прототипы тяжелых танков были собраны и отправлены на полигонные испытания.

Примерно в начале марта 1941 года руководство РККА начало располагать информацией о разработках и выпуске в ближайшее время в Германии танков с усиленной броней. Реакцией Совета народных комиссаров СССР было постановление о скорейшем начале серийного  выпуска тяжелого танка Т-150 с пушкой Ф-34 калибра 76 миллиметров, который получил некоторые конструкционные изменения и название КВ-3. Однако чуть позже постановление СНК было изменено в части вооружения КВ-3 107-миллиметровой пушкой ЗИС-6, разработки которой велись параллельно КБ завода № 92. С этой целью было принято решение взять за основу некоторые узлы и агрегаты прототипа Т-220 (Объект 220).

После вторжения немецких войск в СССР прототип КВ-3 с 107-миллиметровой пушкой ЗИС-6 проходил полигонные испытания, а при приближении фронта к Ленинграду был отправлен на фронт. Другие прототипы, как и вся программа производства танков КВ-3 с ведущими специалистами, были эвакуированы в Челябинск, что, по сути дела, и стало началом сворачивания дальнейших работ по созданию танка КВ-3. В 1942 году данный проект был окончательно закрыт.

Компоновочный чертеж танка КВ-3 (виды сбоку и сверху)

Компоновочный чертеж танка КВ-3 (виды сбоку и сверху)

Компоновка.

Тяжелый танк КВ-3, как и базовая модель КВ-1, компоновался по классической схеме компоновки для советских тяжелых однобашенных танков. При этом броневой корпус последовательно подразделялся от носа к корме на три отделения, которые четко разграничивались. В носовой части располагалось отделение управления. В башне и средней части корпуса находилось боевое отделение, а в кормовой – моторно-трансмиссионное, где устанавливались двигатель и часть топливных баков.

Планировалось, что экипаж тяжелого танка КВ-3 будет состоять из 6 человек. Различные источники по разному приводят состав экипажа и описывают функциональные обязанности его членов. По наиболее распространенной версии, в состав экипажа КВ-3 входили командир танка, наводчик, заряжающий, его помощник, механик-водитель и помощник механика-водителя (техник) (в некоторых источниках вместо помощника механика-водителя в состав экипажа включают радиста).

Для посадки в танк и высадки из него экипаж пользовался тремя основными люками. Первый одностворчатый круглый люк находился в командирской башенке (для командира и помощника заряжающего), второй – непосредственно в крыше основной башни (для заряжающего и наводчика) и третий – в левой передней части крыши корпуса (для механика водителя и его помощника). Кроме этого, в днище корпуса танка имелся люк для экстренной эвакуации экипажа в боевых условиях.

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита прототипа тяжелого танка КВ-3 была разработана по дифференцированному противоснарядному принципу, при этом танк и его экипаж были защищены от поражения снарядами средних калибров и других средств борьбы с танками на средних и дальних дистанциях.

Бронекорпус КВ-3 собирался из катаных броневых плит путем сваривания их между собой. Толщина бронеплит, формировавших лобовую часть, составляла в верхней части 155, а в нижней – 120 миллиметров. Оба борта и корма имели бронирование в 90 миллиметров, а крыша и днище – до 40.  Все броневые листы имели незначительные углы наклона (кроме бортовых участков) к вертикальной нормали, что увеличивало броневую стойкость конструкции.

Башня прототипа КВ-3 имела коническую форму без кормовой ниши и производилась путем литья. Толщина брони лобовой, кормовой и бортовой части у выпущенного прототипа составляла 100 миллиметров, хотя по проекту она должна была быть по крайней мере не менее 115 миллиметров.

Соединение лобовой части башни танка КВ-3 с полуцилиндрической массивной сильно выступающей вперед броневой маской пушки и другими деталями производилось сваркой. Толщина брони бронемаски составляла до 115 миллиметров.

Вооружение.

Основным вооружением прототипа тяжелого танка КВ-3 была противотанковая нарезная пушка ЗИС-6 калибра 107 миллиметров и длиной ствола в 43 калибра. Боекомплект для пушки состоял из 55 выстрелов унитарного заряжания, размещенных в укладке в основном по бортам башни и корпуса.

Кроме пушки, прототип танка КВ-3 по проекту должен был быть вооружен тремя 7,62-миллиметровыми пулеметами ДТ-29. Один, по проекту, должен был быть спаренным с орудием, но в выпущенном прототипе его не было и амбразура под него в броневой маске не выполнялось. Второй пулемет устанавливался в шаровую установку в правую переднюю часть корпуса. В случае надобности из него мог вести огонь помощник механика-водителя (в других источниках – радист). Третий пулемет устанавливался в кормовой части башни так в шаровую установку, и из него в бою вел огонь помощник заряжающего. Боекомплект к пулеметам ДТ должен был состоять, по различным данным, от 2500 до 3500 патронов, снаряжавшихся в дисковые магазины.

Уже в Челябинске, в проект был включен и четвертый пулемет ДТ в качестве зенитного, который планировалось установить на турельную установку на крыше башни.

Чертеж танка КВ-3 (виды спереди и сзади)

Чертеж танка КВ-3 (виды спереди и сзади)

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Произведенный прототип тяжелого танка КВ-3 был оснащен V-образным дизельным четырехтактным двенадцатицилиндровым двигателем дизельный В-2СН с жидкостным охлаждением, который развивал максимальную мощность в 850 лошадиных сил, что позволяло танку развить скорость на шоссе до 30  километров в час. На стадии проектирования рассматривались и другие варианты двигателей.  Два топливных бака, имевшие емкость по 650 литров, размещались как в боевом, так в моторно-трансмиссионном отделениях.

Трансмиссия прототипа танка КВ-3, конструкционно напоминала аналогичный агрегат танка КВ-1 и включала в себя:

многодисковый главный фрикцион, который работал по принципу сухого трения «стали по феродо»;

пятиступенчатую коробку передач;

два многодисковых бортовых фрикциона, которые работали по принципу трения «сталь по стали»;

два бортовых планетарных редуктора;

плавающие тормоза ленточного типа.

Подвеска прототипа танка КВ-3, как и у КВ-1, была торсионной индивидуальной при внутренней амортизации для каждого опорного катка. Семь опорних штампованых катков по своей форме были двухскатными. Каждый опорный каток сопрягался с ограничителями хода балансиров подвески, которые сваркой монтировался к бронекорпусу. Ведущее колесо заднего расположения оснащалось съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления. В передней части ходовой устанавливалось направляющее колесо. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три штампованных обрезиненных поддерживающих катка. Стоит отметить, что, в связи с удлиненной базой корпуса, расстояния между опорными катками не было равномерным. Спереди наблюдалось их уплотнение, в то время, как в задней части межосевое расстояние между ними было увеличено.

Каждая гусеница собиралась из 102 литых стальных траков одногребневого типа, имевших ширину 720 и шаг в 170 миллиметров.

Боевое применение.

При приближении фронта к Ленинграду и в связи с нехваткой танков на данном направлении, прототип тяжелого танка КВ-3 был отправлен в действующую армию. Информации о том, в какое подразделение был зачислен танк, и о том, как он проявил себя в боевых условиях, в настоящее время нет. Единственное, что доподлинно известно так это то, что танк был потерян еще до начала зимы 1941 года. Вследствие чего это произошло, так же не известно. В некоторых источниках встречается информация, что танк погиб после попадания в него авиабомбы, но эта информация не является достоверной.

Эвакуированный в Челябинск прототип танка КВ-3, вернее его корпус, после закрытия проекта простоял на площадке завода до конца 1943 года, а потом с другими прототипами танков Т-29, Т-100 и КВ-7 был разобран на металл.

В настоящее время ни одного сохранившегося экземпляра танка КВ-3 нет, как и нет в большом количестве фотоматериалов на эту тему.

Чертеж танка КВ-3 при продольном разрезе

Чертеж танка КВ-3 при продольном разрезе

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх