Танк КВ-4 | Танки в бою

Танк КВ-4





Примерная компьютерная модель танка КВ-4, наиболее близкая к проекту инженера Н. Шашмурина, однако как мы видим на рисунке изображена пушка не ЗИС-6

Примерная компьютерная модель танка КВ-4, наиболее близкая к проекту инженера Н. Шашмурина, однако как мы видим на рисунке изображена пушка не ЗИС-6

КВ-4 – проект советского тяжелого танка прорыва начала 40-х годов прошлого века. Аббревиатура «КВ» расшифровывается как «Климент (Клим) Ворошилов», 4 – порядковый номер в линейке модификаций советских тяжелых танков серии КВ.

История и предпосылки создания.

Опыт Зимней войны 1939-1940 года показал, что для прорыва хорошо укрепленных позиций противника необходимы танки, которые не только обладают внушительной броней, но и имеют мощное артиллерийское вооружение. Танки СМК и Т-100, которые были надежно защищены в плане бронирования, не имели достаточной огневой мощи для подавления огневых точек противника и разрушения его фортификационных сооружений. Поэтому было принято решение создать на базе уже существующих проектов тяжелых танков КВ-1, Т-150 и Т-220 тяжелый танк прорыва, который был бы вооружен пушкой калибра не менее 100 миллиметров и пушкой порядка 76 миллиметров. В начале апреля 1941 года возглавляющий в тот период СКБ-2 выдающийся конструктор тяжелых танков Ж. Котин объявил конкурс по разработке нового тяжелого танка прорыва КВ-4. В конкурсе приняли участие более 20 советских конструкторов, которые в скорости представили свои проекты. В качестве победителя был определен проект инженера Н. Шашмурина, в котором были совмещены установленная непосредственно в корпусе 107-миллиметровое орудием и 76-миллиметровая пушка Л-11 во вращающейся башне, заимствованной у танка КВ-1. К сожалению, уже в начале июня 1941 года работы над дальнейшим развитием проекта танка, который получил индекс КВ-4, были свернуты, а усилия КБ были сосредоточены на разработке танка КВ-5.

Компоновочный рисунок танка КВ-4 прокта инженера Н. Шашмурина (вид сбоку)

Компоновочный рисунок танка КВ-4 прокта инженера Н. Шашмурина (вид сбоку)

Компоновка.

Тяжелый танк прорыва КВ-4 был скомпонован по принципу двухярусного расположения вооружения, что было типично в тот период для советских многобашенных танков Т-35, СМК, Т-100, Т-28, Т-29, американского М3 «Ли» (M3 Lee), французского Char B1-bis и других. При этом бронекорпус делился на три отделения: отделение управления в носовой части, боевое отделение в средней части корпуса и башне и моторно-трансмиссионное – в корме корпуса. Так же стоит отметить, что отличительной спецификой компоновки КВ-4 было то, что боевое отделение и отделение управления частично сопрягались между собой, так как пушка калибра 107 миллиметров должна была быть установлена в переднюю часть корпуса.

Первоначально предполагалось, что экипаж тяжелого танка прорыва КВ-4 будет состоять из 9 человек. Из этих расчетов минимум 4 человека должны были обслуживать 107-миллиметровое орудие и минимум 2 – бешенную 76-миллиметровую пушку. Кроме них в состав экипажа планировалось включить командира, механика-водителя, его помощника или же радиста.

Для посадки в танк и высадки из него экипаж мог воспользоваться четырьмя основными люками, два из которых размещались в крыше верхней башни и два – в крыше тумбовидной рубки корпуса.

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита тяжелого танка прорыва КВ-4 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу, что должно было защитить танк даже от поражения ПТО средних калибров на незначительных дистанциях боя.

По предварительным расчетам инженера Н. Шашмурина броневой корпус танка КВ-4 должен был собираться из катаных броневых плит, которые сваривались между собой. Предполагалось, что толщина броневых плит в лобовой и бортовых частях будет составлять не менее 180 миллиметров в основных противоснарядных направлениях, у кормовых плит – порядка 130, а у плит днища и крыши – до 60 миллиметров.

Вращающаяся башня танка КВ-4 была полностью аналогична уже разработанной и запущенной в серию башни тяжелого танка КВ-1. Предполагалось на КВ-4 установить литой вариант башни КВ-1, которая имела сложную геометрическую форму с развитой кормовой нишей и толщину брони в 90 миллиметров.

Компоновочный чертеж танка КВ-4 с пушкой калибра 85 миллиметров во вращающейся башне

Компоновочный чертеж танка КВ-4 с пушкой калибра 85 миллиметров во вращающейся башне

Вооружение.

В качестве основного вооружения тяжелого танка КВ-4 предполагалось использовать противотанковую нарезную пушку ЗИС-6 калибра 107 миллиметров с длиной ствола в 43 калибра. Пушка должна была быть установлена казематным способом в тумбовидную рубку корпуса танка и защищена массивной полуцилиндрической маской. Сектор обстрела при этом ограничивался 30 градусами. Боекомплект для пушки ЗИС-6 должен был состоять из 40-50 выстрелов унитарного заряжания, размещенных в укладке по правому борту рубки корпуса.

Кроме ЗИС-6 во вращающейся башне должна была быть установлена нарезная пушка Л-11 калибра 76,2 миллиметра. Боекомплект к данной пушке должен был состоять примерно из 60-75 выстрелов унитарного заряжания, которые располагались бы в кассетах и по портам башни.

Кроме артиллерийского вооружения, тяжелый танк прорыва КВ-4 планировалось вооружить двумя 7,62-миллиметровыми пулеметами ДС с ленточным питанием и четырьмя пулеметами ДТ аналогичного калибра магазинного питания, которые должны были быть установлены во вращающейся башне в качестве спаренного к пушке Л-11, в кормовой нише, а так же в передней части тумбовидной рубки. Боекомплект к пулеметам ДС и ДТ должен был состоять примерно из 6-7 тысяч патронов в лентах и дисковых магазинах.

Один из конкурсных проектов танка КВ-4, предложенный колективом конструкторов в составе П. Тарапатина, К. Кузьмина и В. Таротько

Один из конкурсных проектов танка КВ-4, предложенный колективом конструкторов в составе П. Тарапатина, К. Кузьмина и В. Таротько

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Согласно предварительным расчетам по проекту, танк КВ-4 должен был оснащаться авиационным поршневым двенадцатицилиндровым V-образным четырехтактным дизельным двигателем М-40 с водяным охлаждением, который мог развить максимальную мощность в 1200 лошадиных сил. Трудно сейчас сказать какая бы скорость была бы у танка при его движении по шоссе, но предполагается, что она бы не превышала 30-33 километров в час.

Трансмиссия КВ-4 должна была состоять из::

многодискового главного (главного) фрикциона, работающего по принципу сухого трения «стали по феродо»;

пятиступенчатой коробки передач;

двух многодисковых бортовых фрикционов;

двух бортовых планетарных редукторов;

плавающих ленточных тормозов.

Подвеска у КВ-4, аналогично танку КВ-1, классифицируется как торсионная индивидуальная при внутренней амортизации на каждый опорный каток. Ходовая часть, по предложенному проекту инженера Н. Шашмурина, должна была состоять из восьми опорних штампованых двухскатных катков. Как и у танка КВ-1, каждый опорный каток сопрягался с ограничителями хода балансиров подвески. Ведущее колесо в заднем расположении оснащалось зубчатими съемными венцами цевочного типа зацепления. В передней части корпуса устанавливалось направляющее колесо. Верхняя часть гусеницы опиралась на четыре обрезиненных поддерживающих катка.

Каждая гусеница должна была собираться из 138 стальных траков, произведенных литьем, одногребневого типа, имевших ширину порядка 730-740 и шаг в 180 миллиметров.

Боевое применение.

Проект тяжелого танка КВ-4 остался всего лишь на бумаге. По нему не было собрано ни одного прототипа или опытной модели. Поэтому говорить о каком-либо боевом или небоевом применении данного танка не приходится. Однако стоит отметить, что идея компоновки, вооружения и размещения модулей и отделений нашла свое применение в проектировке и серийном производстве советских тяжелых САУ и танков во второй половине Великой Отечественной войны.

В настоящее время о предполагаемом внешнем виде танка КВ-4 можно судить по старым компоновочным чертежам да компьютерным моделям в игре World of tanks, которые порой существенным образом отличаются от проекта, предложенного инженером Н. Шашмуриным.

Проект танка КВ-4, предложенный инженером С. Федоренко

Проект танка КВ-4, предложенный инженером С. Федоренко

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх