Танк КВ-5 | Танки в бою

Танк КВ-5





Рисунок предполагаемого боевого применения советского сверхтяжелого танка КВ-5

Рисунок предполагаемого боевого применения советского сверхтяжелого танка КВ-5

КВ-5 – советский проект сверхтяжелого трехбашенного танка прорыва начального периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура «КВ» расшифровывается как «Климент (Клим) Ворошилов», а индекс «5» обозначает порядковый номер данной модели в линейке модификаций советских тяжелых и сверхтяжелых танков серии КВ. В советской литературе иногда данный проект обозначают как КВ-6, однако это утверждение является более, чем ошибочным. В проектной документации данная модель танка так же обозначалась как «Объект 225».

История и предпосылки создания.

В начале марта 1941 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) анализировались итоги Зимней войны 1939-1940 годов, в ходе который был поднят вопрос об усилении брони танков КВ-1 и КВ-2 путем их экранирования, усиления артиллерийского вооружения разрабатываемого танка КВ-3 и о создании проектной документации танков КВ-4 и КВ-5 на период 1941 года. Проектирование и изготовление первого базового прототипа танка КВ-5 надлежало выполнить к 1 сентября 1941 года. Проведение проектных разработок поручалось работникам конструкторского бюро под руководством Ж. Я. Котина. Работы по сборке узлов и механизмов прототипа танка КВ-5 предстояло осуществить на Ленинградском Кировском заводе. Ижорскому заводу до 10 октября надлежало изготовить корпус и башни, Харьковскому заводу – спроектировать и разработать дизель с ориентировочной мощностью в 1200 лошадиных сил, Ворошиловградскому тепловозостроительному заводу – разработать пародизельную установку, а Горьковскому артиллерийскому заводу – пушку ЗИС-6 для стрельбы унитарными снарядами. Данные узлы так же планировалось использовать и для сборки прототипа тяжелого танка КВ-4. В июне 1941 года работы над созданием прототипа КВ-4 были свернуты в пользу дальнейшего развития проекта танка КВ-5. Работы над данным проектом были начаты в конце июня, уже после вторжения Германии в СССР. К августу месяцу проект сверхтяжелого танка КВ-5 был практически завершен, однако из-за тяжелого положения РККА под Ленинградом и в виду возможной сдачи города, работы по созданию прототипа были свернуты, а потенциал КБ был сосредоточен на дальнейшем усовершенствовании серийного танка КВ-1.

Компоновка.

Сверхтяжелый танк прорыва КВ-5 был скомпонован, как и его предшественники в линейке КВ: отделение управления в передней части, боевое отделение – в центральной и моторно-трансмиссионное – в задней. Пожалуй, главным отличием от предшественников, у КВ-5 являлось наличие, кроме основной башни, двух передних башен: для стрелка-радиста и механика-водителя.

По проектным данным экипаж танка КВ-5 должен был состоять из 6 человек. Командир танка размещался справа от орудия, руководил действиями экипажа и осуществлял осмотр местности через оптические приборы в командирской башенке, установленной в крыше основной башни справа. Наводчик, кроме наведения 107-миллиметрового орудия, в случае надобности мог вести огонь из пулемета, который устанавливался в пулеметной башенке в крыше основной башни слева от продольной оси танка. Два заряжающих располагались в центральной части башни и производили зарядку орудия. Механик водитель размещался в передней части корпуса слева и использовал для обзора местности левую переднюю башню, которая выполнялась в виде откидного броневого колпака. Стрелок-радист размещался в правой передней части корпуса и в случае надобности вел огонь из пулемета, установленного в правой пулеметной башне.

Для посадки в танк и высадки из него экипаж мог воспользоваться тремя люками в крышах основной башни, командирской и пулеметной башенок, а так же люком в крыше передней правой пулеметной башне и откидным колпаком передней левой башни механика-водителя. Днищевый люк позволял экстренно эвакуироваться экипажу из танка в боевых условиях.

Модель советского сверхтяжелого танка КВ-5

Модель советского сверхтяжелого танка КВ-5

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита сверхтяжелого танка прорыва КВ-5 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу. Она должна была защитить основные узлы танка и его экипаж от поражения основными противотанковыми средствами того периода любых калибров на средних и дальних дистанциях.

Бронекорпус танка КВ-5, как планировалось, должен был собираться из катаных бронеплит, которые крепились между собой гужонами и сваркой. При проектировании предполагалось, что толщина бронеплит в лобовой части корпуса будет достигать 180 миллиметров, в кормой части и по бортам – до 150 миллиметров, при толщине броневых плит днища и крыши в 40 миллиметров.

Вращающаяся основная башня танка КВ-5 имела ромбовидную форму с незначительной кормовой нишей и так же собиралась из катаных броневых листов, которые крепились между собой путем сваривания, а так же гуженными и шпоночными (двойной ласточкин хвост) соединениями. Согласно предварительных расчетов, лобовая часть башни должна была иметь бронирование в 180 миллиметров, а борта и корма – в 150. Бронирование крыши башни, как и у корпуса, не превышало 40 миллиметров.

Передние пулеметная башня и башня механика-водителя имели круглую форму и собирались из катаных бронеплит, имевших толщину в 180 миллиметров.

Вооружение.

В качестве основного вооружения сверхтяжелого танка прорыва КВ-5 планировалось использовать противотанковую нарезную пушку ЗИС-6 калибра 107 миллиметров. Пушка устанавливалась, по проекту, в переднюю часть башни и закрывалась массивной полуцилиндрической броневой маской. Боекомплект для пушки ЗИС-6, по оценкам конструкторов, должен был состоять из 40-50 выстрелов унитарного заряжания, которые должны были размещаться по бортам башни и в кормовой нише.

В качестве вспомогательного вооружения в танке КВ-5 предполагалось использовать при различных вариациях установки три пулемета калибра 7,62 миллиметра ДТ (в пулеметной башенке сверху основной башни, в пулеметной передней башне и в маске орудия в качестве спаренного). Так же предлагалось установить один пулемет калибра либо 7,62, либо 12,7 миллиметров в кормовую нишу, а так же, как отдельно взятый зенитный пулемет на турель на основную башню с правой стороны. Боекомплект к пулеметам ДТ в зависимости от вариантов установки, по предварительным данным, должен был состоять из примерно 6000-7000 патронов, снаряженных в дисковые магазины.

Чертеж танка КВ-5

Чертеж танка КВ-5

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Согласно предварительного расчета, сверхтяжелый танк КВ-5, как и разрабатывавшийся ранее танк КВ-4, должен был быть оснащен авиационным поршневым двенадцатицилиндровым V-образным четырехтактным дизельным двигателем М-40 с водяным охлаждением, который, как планировалось в тот период мог развивать максимальную мощность в 1200 лошадиных сил. Однако, по состоянию на июль 1941 года, двигатель М-40 еще не был создан. Конструкторы КВ-5 пошли по пути оснащения его силовой установкой из двух спаренных двенадцатицилиндровых V-образных дизельных двигателей В-2К с водяным охлаждением, которые обеспечивали такую же суммарную мощность. Предполагалось, что данная силовая установка могла бы позволить танку развить максимальную скорость при движении по шоссе в 35-40 километров в час.

Трансмиссия сверхтяжелого танка КВ-5 должна была состоять из следующих основных узлов и агрегатов:

основного (главного) фрикциона, который работал по принципу сухого трения «стали по феродо»;

пятиступенчатой коробки передач;

двух бортовых многодисковых фрикционов;

двух планетарных бортовых редукторов;

ленточных плавающих тормозов.

Подвеска у  сверхтяжелого танка КВ-5, как и танков-предшественников КВ-1, КВ-2, КВ-3 и КВ-4, классифицируется как индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией на каждый опорный каток. Ходовая часть, по имеющимся в настоящее время чертежам, должна была включать в себя восемь опорных штампованных двухскатных катков. Как и у танков-предшественников, каждый опорный каток имел сопряжение с ограничителями хода балансиров подвески. Ведущее колесо заднего расположения оснащалось съемными зубчатыми венцами с цевочным типом зацепления. Направляющее колесо устанавливалось спереди. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на четыре обрезиненных поддерживающих катка.

Боевое применение.

Проект сверхтяжелого танка КВ-5, как и его предшественника КВ-4, так и остался на бумаге. По данному проекту не было собрано ни одного опытного образца или прототипа танка. Естественно, ни о каком боевом применении танка КВ-5 не может быть и речи. Но все же наработки и навыки, полученные конструкторами в ходе работ по созданию КВ-5, в дальнейшем нашли свою реализацию при создании тяжелых САУ и танков серии КВ на заключительном этапе Второй мировой войны и в послевоенный период.

К сожалению, сейчас о возможном внешнем виде танка КВ-5 можно судить лишь по старым компоновочным чертежам в технической документации и компьютерным моделям в онлайн играх, которые имеют достаточную долю свободного трактования.

Компьютерная модель советского сверхтяжелого танка КВ-5 по версии игры World of Tanks

Компьютерная модель советского сверхтяжелого танка КВ-5 по версии игры World of Tanks

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх