Танк КВ-85 | Танки в бою

Танк КВ-85





Рисунок советского тяжелого танка КВ-85 в бою

Рисунок советского тяжелого танка КВ-85 в бою

КВ-85 – советский тяжелый танк периода второй половины Великой Отечественной войны, разработанный на базе тяжелых танков КВ-1 и КВ-1с. Аббревиатура «КВ» обозначает серию советских тяжелых танков и расшифровывается, как «Климент (Клим) Ворошилов», 85 – калибр пушки указанного танка. На стадии разработки технической документации и производства прототипа танк условно называли «Объект 239», именно под таким названием он и встречается в ряде советских источников.

Единственный уцелевший до нашего времени экземпляр тяжелого танка КВ-85 на памятнике в Автово (Санкт-Петербург, Россия)

Единственный уцелевший до нашего времени экземпляр тяжелого танка КВ-85 на памятнике в Автово (Санкт-Петербург, Россия)

История и предпосылки создания.

Так получилось, что советский тяжелый танк КВ-1, которому не было равных на начальных этапах Великой Отечественной войны, к концу 1942 года начал устаревать, так как на фронтах в то время начали появляться немецкие тяжелые танки, с которыми он не мог бороться вследсвии своей недостаточной огневой мощи и малой подвижности. Попытки создать тяжелый танк более подвижный, нежели КВ-1, что вылилось в создание танка КВ-1с, не решили проблему слабой огневой мощи. Поэтому конструкторского бюро опытного завода № 100 получило задание на разработку тяжелого танка на базе КВ-1 и КВ-1с, вооруженного более мощной пушкой, который бы смог бороться с появившимися на фронтах немецкими танками «Тигр». Новый танк, получивший название КВ-85, был разработан в период мая — июля 1943 года, а уже 8 августа 1943 года, после недолговременных испытаний прототипа, принят на вооружение РККА. Серийное производство танка КВ-85 было организовано на Челябинском тракторном заводе (ЧКЗ) и продолжалось до октября 1943 года. Причиной приостановки выпуска танка стала загрузка производственных мощностей завода выпуском новых тяжелых танков ИС-1 и ИС-2. Всего за незначительных период серийного выпуска КВ-85 их было произведено, по разным оценкам, от 132 до 148 экземпляров.

Советский тяжелый танк КВ-85

Советский тяжелый танк КВ-85

Компоновка.

Советский тяжелый танк КВ-85, аналогично базовой модели КВ-1 и последующей его модернизации КВ-1с, имел классическую компоновку. От носа до кормы он четко разделялся на три отделения: отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионое отделение. Экипаж танка КВ-85 состоял из 4 человек (от стрелка-радиста пришлось отказаться). В отделении управления устанавливались системы ручного управления танком, а так же находилось место механика-водителя (на продольной оси корпуса). В боевом отделении находились места командира, наводчика и заряжающего,  размещались боекомплект и часть топливных баков. В моторно-трансмиссинном отделении устанавливались двигатель, вторая часть топливных баков и жидкостные радиаторы охлаждения.

Опытный образец тяжелого танка КВ-85 с 85-миллиметровой пушкой С-31 в ходе полигонных испытанием под Челябинском форсирует водную преграду, лето 1943 года. Н

Опытный образец тяжелого танка КВ-85 с 85-миллиметровой пушкой С-31 в ходе полигонных испытанием под Челябинском форсирует водную преграду, лето 1943 года. 

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита советского тяжелого танка КВ-85 разрабатывалась конструкторами по дифференцированному противоснарядному принципу и защищала танк и его экипаж от поражения снарядами средних калибров на основных противоснарядных направлениях, а так же от средних и крупных осколков.

Броневой корпус тяжелого танка КВ-85 собирался из катаных плит гомогенной брони, которые сопрягались между собой сваркой под различными рациональными углами наклона к вертикали. Бронеплиты, из которых формировался корпус, как и у танков КВ-1 и КВ-1с, имели различную толщину, которая зависела от направления и просвета. На основных противоснарядных направлениях (низ и верх лобовой частей корпуса) толщина броневого листа составляла 75 миллиметров. Броневые листы бортов имели толщину 60, а бронелисты, из которых формировалась кормовая часть корпуса, – 40 миллиметров. Крыша и днище корпуса собирались из бронелистов с толщиной до 30 миллиметров.

Башня танка КВ-85 была позаимствована своей формой у танка КВ-1с и, как у него, имела сложную геометрическую обтекаемую форму, состоящую из четырех полусфер, сходящихся к лобовой части. В передней части башни исполнялось прямоугольное отверстие для установки маски цилиндрической формы, которая защищала орудие, оптические приборы и спаренный пулемет.  Основа башни производилась путем литья, в дальнейшем к ней монтировались сваркой остальные детали, в результате чего окончательно формировалась форма. Толщина брони лобовой части башни с броневой маской, а так же бортов составляла 100 миллиметров. Крыша башни формировалась из плоского броневого листа  толщиной в 40 миллиметров. Установленная на основную башню со смещением влево командирская башенка имела основную броню в вертикальной части до 85 миллиметров. Конструкционно, главным отличием башни КВ-85 от башни КВ-1с был размеры погона (диаметр 1800 миллиметров), на который производился их монтаж. Его увеличение было вызвано установкой более мощного, по сравнению с КВ-1с, орудия.

Посадка в танк и высадка из него экипажа производились через два люка: один двухстворчатый в крыше командирской башни и круглый люк над местом расположения заряжающего. От люка в корпусе для механика-водителя отказались, что негативно сказывалось на возможности быстро покинуть танк при его подбитии последним. В днище корпуса так же имелся днищевый люк, предназначенный для аварийной эвакуации экипажа.

Тяжелый танк КВ-85 на полигоне под Челябинском, лето 1943 года

Тяжелый танк КВ-85 на полигоне под Челябинском, лето 1943 года

Вооружение.

В качестве основного вооружения советского тяжелого танка КВ-85 использовалась специально разработанная нарезная пушка Д-5Е калибра 85 миллиметров. Пушка устанавливалась на цапфы в лобовую часть башни и защищалась броневой маской. Боекомплект для орудия состоял из 75 выстрелов унитарного заряжания, которые укладывались по бортам башни и частично справа от продольной оси в кормовую нишу.

Так же тяжелый танк КВ-85 вооружался и тремя пулеметами ДТ калибра 7,62 миллиметров. Один пулемет был спаренным с орудием и устанавливался справа от него в броневой маске, второй устанавливался, как неподвижный курсовой в правой стороне возвышения корпуса и третий монтировался в кормовой нише в шаровую установку слева от продольной оси. В более поздний период выпуска танков этой модели, в следствии низкой эффективности огня и уменьшения бронестойкости конструкции броневого корпуса, от курсового пулемета отказались. Боекомплект ко всем пулеметам ДТ состоял из 3276 патронов, которые снаряжались в дисковые магазины.

Выстрелы и снаряды к 85-мм танковой пушке Д-5Т. 1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (Подкалиберный бронебойный снаряд трассирующий «катушечного» типа). 2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (Тупоголовый с баллистическим наконечником с локализаторами трассирующий). 3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (Остроголовый с локализаторами трассирующий). 4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (Стальная осколочная цельнокорпусная граната со взрывателем КТМ).

Снаряды и выстрелы к 85-миллиметровой танковой пушке Д-5Т советского тяжелого танка КВ-85. 1. Выстрел УБР-365П со снарядом БР-365П (бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд «катушечного» типа). 2. Выстрел УБР-365 со снарядом БР-365 (трассирующий тупоголовый с локализаторами с баллистическим наконечником). 3. Выстрел УБР-365К со снарядом БР-365К (трассирующий остроголовый с локализаторами). 4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (осколочная стальная цельнокорпусная граната со взрывателем КТМ).

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки тяжелого танка КВ-85 был использован V-образный двенадцатицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-2К с жидкостным охлаждением, который, как и в случае с КВ-1с, был форсирован до мощности в 600 лошадиных сил, что позволяло танку развивать по шоссе скорость до 42  километра в час. Двигатель, радиаторы охлаждения и вторая часть топливных баков размещались в кормовой части корпуса в моторно-трансмиссионном отделении. Так же, кроме баков в боевом и моторно-трансмиссионном отделении, танк на марше, как правило, оснащался и четырьмя подвесными баками с общей емкостью до 360 литров.

Тяжелый танк КВ-85, аналогично танкам КВ-1 и КВ-1с, имел механическую трансмиссию, которая состояла из:

главного (основного) многодискогового фрикциона, работающего по принципу сухого трения «стали по феродо»;

четырехступенчатой коробки передач, которая была оснащена демультипликатором (при 8 передачах вперед и 2 передачах назад);

двух многодисковых бортовых фрикционов, которые работали по принципу сухого трения «сталь по стали»;

двух бортовых планетарных редукторов.

Подвеска советского тяжелого танка КВ-85 была разработана, как и  танков КВ-1 и КВ-1с, по индивидуальному торсинному принципу при внутренней амортизации на каждый опорный каток. Шесть опорных катков с малым диаметром (600 миллиметров) производились путем литья. По каждому борту относительно каждого опорного катка к нижней части броневого приваривались ограничители хода для балансиров подвески. Ведущие колеса заднего расположения имели съемные зубчатые венцы с цевочным видом зацеплением. Ленивцы располагались впереди на оси выше осей опорных катков. Верхние ветви гусениц опиралась на три малых поддерживающих обрезиненных либо литых, либо штампованных катка по каждому борту.

Правая и левая гусеницы собиралась из 86—90 траков (как правило, из 90 траков) одногребневого типа, имевших ширину 608 миллиметров при шаге в 160 миллиметров.

Советский тяжелый танк КВ-85 при движении по шоссе

Советский тяжелый танк КВ-85 при движении по шоссе

Боевое применение.

Танковые подразделения РККА начали комплектоваться тяжелыми танками КВ-85, начиная со средины сентября 1943 года, примерно в средине октября этого же года они вступили в бой. Использовались танки КВ-85 в основном на южных участках советско-германского фронта. Стоит отметить, что в умелых руках хорошо подготовленных экипажей этот тип танков зарекомендовал себя достаточно хорошо, несмотря на то, что в общем КВ-85 уступал технически немецким тяжелым танкам. В качестве примера, можно привести действие трех танков КВ-85 в составе 7-го Отдельного гвардейского тяжелого танкового полка, которые 31 января 1944 года в районе совхоза Тельмана, попав в оперативное окружение, смогли не только организовать слаженную оборону подразделения, но в последствии, нанеся ощутимый урон противнику, и вырваться из окружения.

Стоит отметить, что ни один танк КВ-85 не был захвачен немцами и их союзниками в исправном состоянии, что не дало возможности противнику изучить машину в достаточной степени.

В Советской армии отдельные экземпляры КВ-85, закончив войну, находились на вооружении вплоть до 1947 года, когда были сняты с вооружения окончательно.

После окончания боевых действий Второй мировой войны пять машин КВ-85 были переданы Польше и долгое время использовались армией этой страны в качестве учебных машин при подготовке экипажей для тяжелых танков.

Немецкие солдаты осматривают подбитый советский тяжелый танк КВ-85, декабрь 1943 года

Немецкие солдаты осматривают подбитый советский тяжелый танк КВ-85, район Кировограда, декабрь 1943 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх