Танк M1 (Combat Car M1, Light Tank M1) | Танки в бою

Танк M1 (Combat Car M1, Light Tank M1)





Модель американского легкого танка M1А1 (Tank M1А1)

Модель американского легкого танка M1А1 (Tank M1А1)

M1 (английский вариант – Combat Car M1, а чуть позднее – Light Tank M1) – американский легкий танк периода второй половины 30-х годов прошлого века. Индекс «M1» обозначает порядковый номер типа американских танков. Латинская буква «A» с цифровым индексом (например, М1А2) обозначает модификацию основного типа легкого танка М1. Поскольку в американской армии того периода танками назывались боевые машины, которые действовали в бою совместно с пехотой, то разработанный для кавалерии легкий танк М1 первоначально классифицировался, как бронемашина (Combat Car).

Американский легкий танк M1 (Combat Car M1),покинувший стены завода в Рок-Айленд Арсенал, США, 1936 год

Американский легкий танк M1 (Combat Car M1),покинувший стены завода в Рок-Айленд Арсенал, США, 1936 год

История и предпосылки создания.

В начале 30-х годов прошлого века для поддержки кавалерии армии США в бою необходима была боевая машина, обладающая высокими скоростными и огневыми качествами. Танк был создан в период с начала 1934 по средину 1935 годов на заводах Рок-Айленд Арсенал на основе устаревшего в тот момент танка Т5. Военное ведомство США, даже не взирая на несовершенство конструкции танка, получившего индекс М1, приняло его с оговорками на вооружение и оформило заказ с фирмой-разработчиком на его серийное производство. За время серийного производства базовой модели М1 и производный модификаций М1А1 и М1А2, которое продолжалось вплоть до 1940 года, по различным данным было выпущено от 128 до 142 машин. Гражданская война в Испании показала, что в современном, в тот период, бою пулеметного вооружения танка явно недостаточно, и танк М1 начал безвозвратно устаревать. Но несмотря на это, он базовой моделью при разработке легкого танка М2 (Light Tank M2), который постепенно вытеснил своего предшественника сначала с конвейера заводов, а потом и из американской армии.

Колонна легких танков M1 (Combat Car M1) перед военным парадом в Вашингтоне, 1937 год

Колонна легких танков M1 (Combat Car M1) перед военным парадом в Вашингтоне, 1937 год

Компоновка.

Танк M1 был скомпонован классически для американских легких танков того периода. Двигатель танка, фильтры системы воздушного охлаждения и топливные баки находились в моторном отделении, которое располагалось в корме корпуса. Боевое отделение было сопряжено с отделением управления и распространялось на среднюю часть корпуса и башню. Большая часть узлов и агрегатов трансмиссии монтировалось в передней части корпуса, где находилось, так называемое, трансмиссионное отделение.

Экипаж танка М1 состоял из 4 человек. Командир танка (он же стрелок первого пулемета) и  стрелок из второго пулемета располагались в двухместной башне. Для погрузки в танк и выгрузки из него они использовали большой сегментный откидной трехстворчатый люк в крыше башни. Механик-водитель и его помощник (который в  бою мог вести огонь из лобового пулемета) размещались в передней части корпуса. В их распоряжении был откидной люк прямоугольной формы, расположенный в подбашенном подъеме конструкции лобовой части корпуса.

Американские легкие танки M1 (Combat Car M1) в составе кавалерийских частей перед военными маневрами в Канзасе, 1937 год

Американские легкие танки M1 (Combat Car M1) в составе кавалерийских частей перед военными маневрами в Канзасе, 1937 год

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита легкого танка М1 была разработана по противопульному принципу и защищала его экипаж от поражения пулями винтовочных калибров и мелких осколков.

Корпус легкого танка М1 изготавливался методом крепления между собой и на каркас листов закаленной броневой стали. Бронелисты крепились к каркасу и сопрягались между собой при помощи заклепок и болтов. Сварка при сборке танка М1 начала применяться только в 1940 году, не задолго до прекращения выпуска данных танков.

Лобовая часть корпуса собиралась из трех бронелистов (верхнего, среднего и нижнего), соединявшихся последовательно между собой заклепками. Толщина верхнего, среднего и нижнего броневых листов не превышала 16 миллиметров. Нижний лист имел угол наклона к вертикали в 21 градус, а верхний – 17, а средний – 69 градусов. Оба борта корпуса были сформированы из 13-миллиметровых бронелистов, которые не имели углов наклона к вертикали. Толщина бронелистов кормы, днища и крыши корпуса составляла 6 миллиметров.

Башня легкого танка М1 имела форму усеченного в передней части овала. Она собирались из гнутых бронелистов толщиной в 16 миллиметров, которые не имели рациональных углов наклона к вертикали. Крыша башни, как и крыша корпуса, формировалась из броневого листа толщиной 6 миллиметров.

Легкий танк M1 (Combat Car M1) во время маневров в Канзасе, 1937 год

Легкий танк M1 (Combat Car M1) во время маневров в Канзасе, 1937 год

Вооружение.

Легкий танк М1 имел исключительно пулеметное вооружение. Вариантов его оснащения было несколько. Наиболее распространенным был вариант, когда в башне параллельно устанавливали пулеметы «Браунинг» M2HB калибра 12,7 миллиметров и M1919A4 калибра 7,62 миллиметров, при этом еще один пулемет M1919A4 устанавливался в правом бортовом наплыве корпуса. Второй вариант оснащения состоял в параллельной установке двух пулеметов M2HB в башне и одного M1919A4 в наплыве. Выпускались так же танки М1 и с вариантом вооружения, когда на нем устанавливалось три пулемета калибра 7,62 миллиметра M1919A4. Боекомплект к пулеметам в зависимости от варианта вооружения колебался от 3500 до 5000 патронов, которые снаряжались в ленты, уложенные потом в короба.

Иногда на танках M1 на башенную стойку устанавливали и зенитный пулемет «Браунинг» M2HB калибра 12,7 миллиметров. Таких машин было выпущено всего несколько экземпляров, так как использование зенитного пулемета в бою было крайне не эффективным и повышало вероятность поражения экипажа. В случае установки зенитного пулемета, боекомплект к нему дополнительно состоял из 850 патронов.

Для самообороны экипаж легкого танка М1 был вооружен 10-12-ю осколочными противопехотными гранатами, двумя пистолетами и 2 пистолетами-пулеметами «Томпсон» калибра 11,43 миллиметра с боекомплектом от 350 до 450 патронов.

Американские легкие танки M1 (Combat Car M1) в составе кавалерийских частей, 1938 год

Американские легкие танки M1 (Combat Car M1) в составе кавалерийских частей, 1938 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки легких танков базовой модели М1 и модели M1A1 с измененным вариантом подвески использовался семицилиндровый радиальный карбюраторный автомобильный двигатель Continental W-670-9A, имевший воздушное охлаждение и развивавший мощность в 250 лошадиных сил. Все это позволяло танку развивать скорость при движении по шоссе до 72 километров в час.  24 единицы легких танков модификации M1A2 были оснащены дизельным двигателем «Гайберсон» модели T-1020, который существенно не увеличил динамических характеристик танка, однако, по сравнению с карбюраторным двигателем Continental W-670-9A, был менее пожароопасным.

Трансмиссия легкого танка М1 состояла из нескольких основных узлов и агрегатов. А именно:

главного многодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения;

карданного вала;

ступенчатой коробки передач с линейной синхронизацией;

дифференциала, сопрягающегося с коробкой передач, который  выполнял функции тормоза;

однорядных бортовых передач.

Ходовая часть легких танков М1 состояла из четырех опорних спицованных обрезиненных катков, которые группировались парами в тележки и подвешивались на жестко закрепленные к бортам корпуса пружины. Ведущее колесо, оснащенное четырнадцатилучевым зубчатым венцом, устанавливалось спереди, а обрезиненный ленивец, который имел диаметр чуть больше, нежели опорные катки, монтировался сзади.  Верхняя лента гусеницы опиралась на две необрезиненные вращающиеся роликовые опоры.

Покрытая губчатой резиной двухгребневая с цевочным зацеплением гусеница собиралась из 44 траков, с шириной в 178 и шагом в 122 миллиметра.

Американский легкий танки M1А1 (Light Tank M1А1) во время подготовки экипажей для танков M3 «Стюарт» (M3 Stuart) и М3 «Ли» (M3 Lee) в Форт-Брег, США, 1941 год

Американский легкий танки M1А1 (Light Tank M1А1) во время подготовки экипажей для танков M3 «Стюарт» (M3 Stuart) и М3 «Ли» (M3 Lee) в Форт-Брег, США, 1941 год

Боевое применение.

Легкие танки М1 двух модификаций в боевых действиях участия так и не приняли. Еще до начала Второй мировой войны они и морально, и технически устарели. Поступив на вооружение кавалерийских корпусов американской армии, они приняли участие в ряде маневров 1937-1939 годов, где не показали себя с наилучшей стороны. В средине 1938 года легкими танками М1 начали комплектовать 1-ю танковую дивизию, дислоцированную в Форт-Беннинг (штат Джорджия), а в 1939 году 2-й Резервный танковый корпус в Форт-Рейли (штат Канзас).

С начала 40-х годов прошлого века и вплоть до окончания Второй мировой войны они использовались исключительно в учебных целях для подготовки экипажей для американских легких и средних танков сначала M3 «Стюарт» (M3 Stuart), М3 «Ли» (M3 Lee) и М4 «Шерман» (M4 Sherman).

Один экземпляр танка М1 (вероятнее всего базовая модель) летом 1940 года был передан Австралии. Дальнейшая его судьба остается неизвестной.

Официально легкий танк М1 всех модификаций был снят с вооружения армии США осенью 1945 года. К сожалению, стоит констатировать тот факт, что в настоящее время не сохранилось ни одного экземпляра танка М1, ни в музеях, ни в частных коллекциях.

Застрявший во время маневров легкий танк M1 (Combat Car M1), Канзас, 1937 год

Застрявший во время маневров легкий танк M1 (Combat Car M1), Канзас, 1937 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх