Танк М3 "Ли" (M3 Lee) | Танки в бою

Танк М3 «Ли» (M3 Lee)





Рисунок среднего танка М3 "Ли" в составе войск союзников в Северной Африке

Рисунок среднего танка М3 «Ли» в составе войск союзников в Северной Африке

M3 «Ли» (английский вариант — M3 Lee)  – американский средний танк в период Второй мировой войны. В ряде источников встречается название M3 «генерал Ли». Индекс «M3» обозначает третий порядковый номер модификации американских танков. Танк назван в честь легендарного американского генерала Роберта Эдварда Ли, главнокомандующего армии южан в Гражданской войне в США. Для британской армии была выпущена партия танков M3 с видоизмененной башней, которая получила название M3 «Грант» (английский вариант — M3 Grant) в честь американского генерала Улисса Симпсона Гранта, выдающегося полководца армии северян. В советский частях прибывшие по Ленд-лизу танки M3 «Ли», который, шутя, называли БМ-6, то есть «братская могила на шестерых».

Средние танки М3 "Ли" (на переднем плане) и М3 "Грант" (на дальнем плане) в военном музее в Yad la-Shiryon (Израиль)

Средние танки М3 «Ли» (на переднем плане) и М3 «Грант» (на дальнем плане) в военном музее в Yad la-Shiryon (Израиль)

История и предпосылки создания.

Разработка танка «M3 «Ли» началась еще в конце 1939 года, когда стало понятно, что его предшественник – танк М2 морально устарел и не соответствовал требованиям, выдвигаемым современным в то время боем. Танк М2 пытались оснастить 75-миллиметровым орудием, но эта затея успеха не принесла. Поэтому было принято решение разработать на основе танка М2 новую усовершенствованную модель, которая сразу же получила название МЗ «General Lee». За три месяца конструкторами была создана проектная документация новой машины, и создан опытный образец нового танка. Пройдя полигонные испытания, машина была запущена в серийное производство уже в июне 1941 года и выпускалась до появления танков М4 «Шерман» по декабрь 1942 года. Производство танков М3 было организовано на новом построенном заводе «Chrysler» в Детройте.

Средний танк М3 "Ли", 1942 год

Средний танк М3 «Ли», 1942 год

Компоновка.

Танк M3 «Ли» был скомпонован достаточно архаично. На разработку конструкции танка, скорее всего, в немалой мере повлияли стереотипы, выработавшиеся при разработке данного вида техники в Первую мировую войну.

Аналогично танкам времен Первой мировой войны основное орудие устанавливалось в бортовой спонсон (аналогично английским танкам Мk I и Mk VIII). Неподвижная рубка танка была заменена вращающейся башней, что и явилось основным отличием от указанных танков. Двигатель устанавливался в кормовом отделении, а вот трансмиссия – в переднем, коробка передач располагалась под поворотной основой башни. В средине между ними конструкторы расположили боевое отделение, где частично располагался экипаж. Двигатель был соединен карданным валом с трансмиссией, что приводило к потере мощности из-за его длины.  В правой стороне корпуса монтировался литой спонсон с установленной 75-миллиметров пушкой, которая не выходила за габаритные размеры корпуса. Как раз высота спонсона, так же как и размеры двигателя, определяли высоту танка. На корпус монтировалась цельно литая башня с установленным в ней 37-миллиметровым орудием, смещенная в левую часть корпуса, над орудийной башней монтировалась еще одна небольшая башня, в которой устанавливался пулемет. Полученная трехярусная (техэтажная) конструкция по высоте превышала 3 метра.

Экипаж танка М3 «Ли» состоял из 6 человек. Командир танка размещался в башне рядом 37-миллиметровым орудием и мог как вести наблюдение через маленькую башенку, так и стрелять из пулемета. Рядом размещался наводчик 37-миллиметрового орудия, а чуть ниже – заряжающий. Все они находились на поворотной половой основе башни. Наводчик 76-миллиметрового орудия находился в спонсоне, а чуть дальне его в корпусе танка – и заряжающий. Механик-водитель танка находился в лобовой левой части корпуса и при необходимости вел неприцельный огонь из двух пулеметов, установленных в лобовой части корпуса.

Средний танк М3 "Ли", захваченный немцами летом 1942 года на Восточном фронте

Средний танк М3 «Ли», захваченный немцами летом 1942 года на Восточном фронте

Бронезащита корпуса и башни.

Корпус танка М3 был сборным и изготавливался из плоских катаных листов. Толщина броневых листов составляла два дюйма (примерно 51 миллиметр) в лобовой части, полтора дюйма (примерно 38 миллиметров) по бортам и корме и полдюйма (примерно 12,7 миллиметров) по крыше корпуса. Броневой лист днища имел непостоянную толщину, и колебался от полдюйма в районе кормового отделения под двигателем до одного дюйма в районе расположения части экипажа и боевого отделения. Башня имела бронирование по кругу в два с четвертью дюйма (примерно 57 миллиметров), ее крыша – в примерно  22 миллиметра. Передняя бронированная плита башни монтировалась под углом 60 градусов по отношению к горизонту, а боковые и задняя плиты – в вертикальном положении. Броневые плиты закреплялись к каркасу при помощи заклепок в ранних модификациях танка М3 или же сваркой – поздних модификациях. Танк модели МЗА1 имел цельно литой корпус.

Захваченный в Северной Африке средний танк М3 "Ли" немцы пытаются погрузить на трейлер тягача для дальнейшей транспортировки

Захваченный в Северной Африке средний танк М3 «Ли» немцы пытаются погрузить на трейлер тягача для дальнейшей транспортировки

Вооружение.

Танк МЗ «Ли» имел довольно сильное для своего времени вооружение. Главным считалось орудие калибра 75 миллиметров, устанавливавшееся в спонсоне. Проектировка данного орудия производилась на основе французской пушки Пюто и Дюпона, разработанной еще в 1897 году. Разработанное орудие М2 имело ствол длиной в 3 метра и оснащалось стабилизатором наводки, системой вентиляции ствола после выстрела, а так же полуавтоматическим затвором. Наводка орудия производилась исключительно в вертикальной плоскости в диапазоне до 14 градусов. Поворот орудия в горизонтальй плоскости осуществлялся путем разворота корпуса танка. Боекомплект в 65 снарядов к данному орудию размещался в спонсоне, а так же на полу танка. В ряде случаев, во избежание выхода ствола за переднюю линию просвета корпуса, пушку М2 укорачивали до 2, 33 метра, что снижало ее огневые характеристики. Данной модели пушки присвоили индекс М3.

37-миллиметровая башенная пушка была разработана в начале 1938 года. В танке М3 «Ли» использовались ее модификации М5 либо М6. Углы вертикальной наводки позволяли вести огонь и по низко летящим самолетам. В башне рядом с орудием устанавливался спаренный пулемет, а в верхней башенке еще один автономный пулемет. Боекомплект башенного орудия состоял из 126 снарядов и размещался в башне по бокам.

Танк М3 «Ли» был так же вооружен четырьмя пулеметами «Browning» калибра 0,3 дюйма (7,62 миллиметра), которые устанавливались еще на танках Первой мировой войны. Один из пулеметов устанавливался в пулеметной башенке, но в английском варианте М3, именуемом М3 «Грант» эта башенка не устанавливалась. Второй пулемет спаривался с 37-миллиметровым орудием основной башни. Еще два пулемета жестко закреплялись в передней части корпуса, перед расположением места механика-водителя. Боекомплект для пулеметов состоял из 4000 патронов в дисках. Экипаж был вооружен автоматами «Tompson», калибра 11,43 миллиметра, а так же пистолетами и гранатами.

Танк М2 "Ли" британской армии на марше в Бирме. На фото четко видно, как танк оснащен дымовыми гранатометами, установленными на башне

Танк М2 «Ли» британской армии на марше в Бирме. На фото четко видно, как танк оснащен дымовыми гранатометами, установленными на башне

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

На танках МЗ всех модификаций устанавливался звездообразный карбюраторный авиационный девятицилиндровый двигатель «Wright Continental», имевший маркировку R 975 EC2 или R 975 EC2, развивавший мощность в 340 лошадинных сил, что позволяло танку М3 при общем весе в 27 тонн развивать максимальную скорость до 42 километров в час. Двигатель имел массу недостатков, одним из них была повышенная пожароопасность двигателя, работавшем на авиационном высокооктановом бензине.  С начала марта 1942 года фирмой «Baldvin» стали устанавливаться на танки М3 по два автомобильных дизельных двигателя «General Motors 6-71 6046» с водяным охлаждениемодяного с суммарной мощностью в 375 лошадинных сил, что привело к увеличению массы танка еще на 1,3 тонны.

Трансмиссия танка М3 «Ли» состояла из нескольких составляющих, основными из которых являлись:

главный многодисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения, конструкционно вмонтированный в маховик двигателя;

многоступенчатый карданный вал;

пятиступенчатая коробка передач с несколькими синхронизаторами и механизмами горного тормоза;

поворотный механизм, состоящий из двойных дифференциалов, разработанных по типу Клетрак;

нескольких бортовых передач.

Ходовая часть танка М3 «Ли» состояла из резино-металлической гусеницы, которая поддерживалась тремя тележками по борту. Тележка-опора состояла из сварной рамы, на которую устанавливалось коромысло с двумя катками опоры. Привод резино-металлической гусеницы производился через звездочку, установленной в передней части корпуса и имевшей два разъемных зубчатых венца, крепившихся болтами. В задней части корпуса устанавливался направляющий каток с натяжным механизмом, крепившийся так же к корпусу болтами.

Резино-металлические гусеницы состояли 158 траков каждая, шириной 421 миллиметров 152 миллиметра в длину. На танках более поздних модификаций из-за увеличения длины корпуса количество траков доходило до 166 штук. Основным недостатком ходовой части танка М3 «Ли» было то, что при наезде танка на огонь резино-металлическая гусеница либо выгорала, либо сильно деформировалась, что приводило к обездвиживанию танка. Кроме того, при передвижении танка по пересеченной местности гусеница часто слетала с опорных катков, что так же выводило танк из строя на длительное время.

Советские войска на танках М3 "Ли" входят в освобожденную Вязьму, март 1943 года

Советские войска на танках М3 «Ли» входят в освобожденную Вязьму, март 1943 года

Боевое применение.

Танк М3 «Ли» достаточно широко применялся странами – участниками антигитлеровской коалиции. Британцами и американцами танк широко применялся в боях в Северной Африке и в сражении при Эль-Аламейне в частности. На Восточном фронте полученные по ленд-лизу танки М3 «Ли» принимали участия в боях 1942-1943 годов на Северном Кавказе, в наступлениях под Вязьмой и Ржевом, а так же в битве на Курской дуге. Если на Восточном фронте они постепенно были заменены на другие танки к исходу 1943 года, то в сражениях американской армии на тихоокеанской театре военных действий и в Индокитае они достаточно широко применялись в плоть до окончания Второй мировой войны.

В послевоенный период танки М3 «Ли» состояли на вооружении армий Австралии, Новой Зеландии и Бразилии до тех пор, пока в 50-е годы прошлого века не были заменены на более совершенные танки.

Подбитые танки М3 "Ли" под Курском, лето 1943 года

Подбитые танки М3 «Ли» под Курском, лето 1943 года

 


Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх