Танк M3/М5 «Стюарт» (Stuart) | Танки в бою

Танк M3/М5 «Стюарт» (Stuart)





Рисунок танка М3 "Стюарт" в составе американской армии

Рисунок танка М3 «Стюарт» в составе американской армии

M3/М5 «Стюарт» (английский вариант — Stuart)  – американский легкий танк в довоенный период и период начала и средины Второй мировой войны. В ряде информационных источников встречается название M3 (или М4, М5) «генерал Стюарт». Индекс «M3» (или М4, М5) обозначает порядковый номер модификации американских танков. Танк получил название в честь выдающегося американского генерала-кавалериста Джеба Стюарта, полководца южан в Гражданской войне в США. Проводя краткий обзор танка «Стюарт» следует выделить его три основные модификация, которые сменяли друг друга на разных этапах его серийного производства.

ТанкМ3 "Стюарт" в Военном музее города Латрун (Израиль)

ТанкМ3 «Стюарт» в Военном музее города Латрун (Израиль)

История и предпосылки создания.

Разработка танка M3 «Стюарт» была начата еще в начале 1938 года. В последствии опыт Гражданской войны в Испании начал показывать уязвимость танков-предшественников не только противотанковыми средствами, но и обычным стрелковым оружием пехотинца. За основу была принята база танка М2А4 «Медиум» (М2А4 Medium), который выпускался вплоть до 1939 года в двухбашенной компоновке. Разработанный 5 июля 1940 года на его базе танк получил условное обозначение light tank M3.  С конца марта 1941 года, когда разработанный прототип был запущен в серию и сменил на конвейере M2A4, он получил свое название «Стюарт».

Американская морская пехота наступает при поддержке танка М3 "Стюарт" на атолле Тарава, ноябрь 1943 года

Американская морская пехота наступает при поддержке танка М3 «Стюарт» на атолле Тарава, ноябрь 1943 года

Компоновка.

Танк M3 «Стюарт» имел достаточно типичную для легких танков того времени компоновку. Двигатель танка и топливные баки размещались в, так называемом, силовом (двигательном) отделении, которое находилось в кормовой части корпуса расположено в задней части корпуса. Боевое отделение с экипажем танка, сопряженное с отделением управления располагались в его средней части, а трансмиссия с выходом на ведущие колеса помещались в передней (носовой) части корпуса.

Экипаж танка М3 «Стюарт» состоял из 4 человек. Учитывая габариты танка, остается просто-таки гадать, как экипаж мог располагаться внутри башни и корпуса. Несмотря на это, командир танка располагался в башне танка, производя обзор местности через приборы наблюдения или открытый верхний командирский люк. Заражающий и наводчик орудия располагались в средней части корпуса соответственно с правой и левой сторон, а впереди них со смещением к носовой части корпуса находилось место механика-водителя, который при необходимости мог вести неприцельный огонь из носовых пулеметов.

Легкий американский танк М3А1 "Стюарт" и советские танкисты на Западном фронте, зима 1942 года

Легкий американский танк М3А1 «Стюарт» и советские танкисты на Западном фронте, зима 1942 года

Бронезащита корпуса и башни.

Корпус и башня танка М3 «Стюарт» изготавливались методом сборки на каркас из листовой катаной стали. Листы к каркасу и между собой крепились в основном с помощью заклепок, но встречались и сварные соединения, которые в более поздних модификациях танка стали преобладать, со временем вытеснив заклепки полностью.

Лобовая часть корпуса состояла из трех броневых листов, соединявшихся между собой заклепками, а в более поздних модификациях заклепками. Ее толщина колебалась в пределах 16-44 миллиметров в М3 до 29-64 миллиметров у танков модификации М5А1. Борта и корма корпуса состояли из бронеплит неизменной толщины для всех модификаций танка «Стюарт» и составляли 25 миллиметров. Так же неизменной для всех моделей и оставалась броня днища корпуса – до 13 миллиметров.

Лобовая броня башни в М3 – 38 миллиметров, а вот моделях, последовавших после М3, она стала переменной и колебалась в пределах от 31 до 51 миллиметра, что объяснялось конструкционными особенностями башни. В М5А1 лобовая броня башни вообще была усилина до диапазона 44-51 миллиметр. Борта и корма танка М3 бронировались бронеплитами 25 миллиметров, что в последующем было сочтено недостаточным. Более поздние модификации танка «Стюарт» имели бортовую и кормовую броню башни в 32 миллиметра. Крыша башни состояла из плоской бронеплиты толщиной 13 миллиметров во всех без исключения модификациях танка.

Легкий танк М3 "Стюарт" в Северной Африке, 1943 год

Легкий танк М3 «Стюарт» в Северной Африке, 1943 год

Вооружение.

Танк «Стюарт» во всех модификациях и компоновках имел неизменно в виде основного вооружения орудие М6 калибра 37 миллиметров, которое устанавливалось в центральной части башни. Боекомплект к ней в 103 снаряда укладывался вдоль бортов корпуса и на полике нижней опоры поворота башни. Боекомплект в более поздних модификациях увеличивался и в М5, к примеру, он состоял из 147 снарядов.

Танк М3 «Стюарт» вооружался также пятью пулеметами «Браунинг» М1919А4 калибра 7,62 миллиметра, два из которых размещались в бортовых спонсонах и один был жестко закрепленным, являясь курсовым. Один пулемет был спарен с орудием, и пятый пулемет являлся зенитным. Боекомплект к ним в количестве 8270 патронов помещался в дисках. В более поздних модификациях танка «Стюарт» и в частности в танках модификации М5 от двух носовых пулеметов в спонсонах отказались, оставив лишь зенитный спаренный с орудием и курсовой (переместив его в правую сторону от места механика-водителя) пулеметы модификации М1919А5 и уменьшив боекомплект к ним до 6750 патронов.

Экипаж танка вооружался гранатами, пистолетами и пистолетами-пулеметами «Томпсон» калибра 11,43 миллиметра.

Боеприпасы к 37-миллиметровой пушке легкого танка M3 "Стюарт":  Выстрел со снарядом M51 (бронебойный остроголовый сплошной с бронебойным и баллистическим наконечниками, трассирующий) Выстрел со снарядом M74 (бронебойный остроголовый сплошной, трассирующий) Выстрел со снарядом M63 (осколочный) Выстрел с картечью M2

Боеприпасы к 37-миллиметровой пушке легкого танка M3 «Стюарт»: 1- выстрел со снарядом M51 (трассирующий остроголовый бронебойный сплошной с бронебойным и баллистическим наконечниками); 2 — выстрел со снарядом M74 (трассирующий, остроголовый бронебойный), 3 — выстрел со снарядом M63 (осколочный); 4 — выстрел с картечью M2

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

На танках МЗ «Стюарт» был установлен авиационный карбюраторный звездообразный семицилиндровый двигатель «Континентал» W670-9A с воздушных охлаждением, который позволял развивать на выходе мощность в 250 лошадиных сил. Максимальная скорость при этом у танка по шоссе достигала 61 километра в час. Двигатель был довольно-таки пожароопасным, так как работал на авиационном высокооктановом бензине, которого в 1942 году ощущалась острая нехватка. Именно нехватка авиационного топлива подтолкнула инженеров к разработке и запуска в серию танков М3 «Стюарт» с дизельным радиальным девятицилиндровым двигателем Т-1020-4 фирмы «Гайберсон». Двигатель Т-1020-4 несколько уступал по выдаваемой мощности своему предшественнику (220 лошадиных сил), но был более надежным в плане пожароустойчивости, не давая сгорать экипажу при поражении брони танка боеприпасом.  В модификациях танка «Стюарт» М5 и М5А1 в качестве силовой установки использовали два спаренных восьмицилиндровых бензиновых V-образных двигателя серии 42 производства фирмы «Кадиллак» с жидкостным охлаждением, которые в суме выдавали мощность 220 лошадиных сил.

Трансмиссия танка М3 «Стюарт» состояла из нескольких узлов, среди которых следует выделить:

многодисковый основной фрикцион, устанавливаемый на двигателе и работающий по принципу сухого трения;

многоступенчатый карданный вал;

пятиступенчатая коробка передач с линейной синхронизацией;

дифференциал, сопряженный с коробкой передач, который так же исполнял функции торможения либо одной полуоси, либо всего танка;

бортовые однорядные передачи с фрикционами, работающие по принципу сухого трения.

Танки M5 «Стюарт», кроме двигателей фирмы «Кадиллак», получали и автомобильную полуавтоматическую коробку передач этого производителя Hydra-Matic.

Ходовая часть всех модификаций танков «Стюарт» была построена по единому не измененному ни разу принципу. Четыре одиночных опорных катка, покрытых губчатой резиной, по каждую сторону корпуса группировались парами в тележки. Тележки подвешивались на вертикальные буферные пружины. Непокрытый резиной ленивец приоритетного диаметра подвешивался аналогично и опускался до линии земли, при этом исполняя функции пятого опорного катка.  Вверху гусеница поддерживалась тремя небольшими покрытыми резиной катками. Зацепление гусениц производилось по цевочному принципу.

Двухгребневая, покрытая губчатой резиной гусеница собиралась из 66 траков, с шириной в 194 и шагом в 140 миллиметров.

Легкий танк М3А1 "Стюарт" американского производства в составе британской армии,Тунис, 1943 год

Легкий танк М3А1 «Стюарт» американского производства в составе британской армии,Тунис, 1943 год

Боевое применение.

Танки «Стюарт» всех модификаций достаточно широко применялись в боевых действиях в странах – участницах антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении армий США, Великобритании и Франции. Поставлялись в больших количествах по ленд-лизу в СССР, а впоследствии и Китай. Захваченный в районе Дюнкерка, Харькова и на Филиппинах немцами и японцами танки «Стюарт» с успехом использовались армиями Германии и Японии в боевых действиях на островах и в условиях горной и лесистой местности. В составе частей РККА танки «Стюарт» модификаций М3 и М3А1 участвовали в боях 1942 – начала 1943 годов практически на всех фронтах. Части, оснащенные «Стюартами», участвовали даже в Берлинской наступательной операции и вступили в столицу Рейха в апреле 1945 года. Особенно незаменимыми были танки «Стюарт» при высадках американской морской пехоты на островах в Тихом океане и в боях в Бирме и на Филиппинах. Поставленные Китаю танки «Стюарт» с успехом вели боевые действия с Квантунской армией.

В послевоенный период танки «Стюарт» состояли на вооружении ряда армий Южной Америки и Азии вплоть до начала 90-х годов прошлого века.

Советский солдат рассматривает подбитый в ночном бою 9 октября 1944 года под Техамарди (остров Сааремаа) захваченный немцами легкий танк М3 "Стюарт"

Советский солдат рассматривает подбитый в ночном бою 9 октября 1944 года под Техумарди (остров Сааремаа) захваченный немцами легкий танк М3 «Стюарт»

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх