Танк М4 «Шерман» (M4 Sherman) | Танки в бою

Танк М4 «Шерман» (M4 Sherman)





Рисунок танков Sherman Firefly и М4А2 (на дальнем плане) в бою в составе британского танкового подразделения

Рисунок танков Sherman Firefly и М4А1 (на дальнем плане) в бою в составе британского танкового подразделения

M4 «Шерман» (английский вариант – M4 Sherman)  – американский средний танк второй половины Второй мировой войны. Индекс «M4» обозначает порядковый номер модификации американских танков. Танк получил свое название, пребывая на службе в британской армии, (потом уже окончательно за ним закрепилось) в честь генерала периода Гражданской войны в составе армии северян Уильяма Шермана. Среди бойцов РККА, куда М4 поставлялся по Ленд-лизу, танк получил прозвище «эмча».

Американский средний танк M4A1 «Шерман» с пушкой M3 в музее Рок-Айленд Арсенал

Американский средний танк M4A1 «Шерман» с пушкой M3 в музее Рок-Айленд Арсенал

История и предпосылки создания.

К началу Второй мировой войны в Европе США подошли фактически не имея средних танков, кроме 18 единиц танка М2А4 Medium, который поспешили назвать средним. Разработанный в спешке на базе M2 и запущенный в серийное производство средний танк M3 «Ли» (M3 Lee) не в полной мере удовлетворял запросам военных. Срочно требовался новый танк с принципиально новой схемой компоновки и размещения вооружения, который бы был сравнительно дешев при производстве. Разработка такого танка возобновилась лишь 1 февраля 1941 года, в результате чего был создан прототип с рабочим обозначением T6, который 2 сентября 1941 года на полигоне Рок-Айленд Арсенал был представлен представителям военного ведомства США. Новый танк быстро прошел стандартизацию и был принят на вооружение под индексом М4, а уже в средине февраля 1942 года началось серийное производство. Массовый выпуск танка М4 «Шерман» продолжался по июль 1945 года. За этот период было выпущено 49 234 машин М4 различных модификаций, что позволило данному танку стать третьим по массовости после советских танков Т-34 и Т-54 (Т-55).

Средний танк М4 «Шерман» в составе бритаского танкового подразделения, 1942 год

Средний танк М4 «Шерман» в составе бритаского танкового подразделения, 1942 год

Компоновка.

Средний танк М4 «Шерман» имел классическую компоновку, заимствованную у немецких танкостроителей, при размещении моторного отделения в кормовой части корпуса, а трансмиссионного — в передней. Между ними находилось боевое отделение, распространявшееся на среднюю часть корпуса и башню кругового вращения, установленной практически на продольной и поперечной оси танка. Подобное компонование стало в целом характерным для немецких и американских средних и тяжелых танков в период Второй мировой войны. Хотя основное орудийное вооружение танка размещалось в башне (в отличии от спонсонного размещения в танке М3 «Ли»), все же высота корпуса танка осталась значительной. Причиной этому было вертикальное положение авиационного звездообразного двигателя и переднее расположение основных элементом трансмиссии, что определяло применение высокого короба для карданных передач к коробке от двигателя.

Экипаж американского среднего танка М4 «Шерман» состоял из 5 человек. Командир танка размещался в трехместной башне и вел наблюдение за местностью через оптические приборы, руководя действиями остальных членов экипажа. Справа и слева от него размещались заряжающий и наводчик орудия. Все трое использовали для погрузки в танк и выгрузки из него два круглых люка в крыше башни. Механик-водитель и стрелок-радист (в некоторых источниках его называют помощником механика-водителя) размещались в передней части корпуса.

Американский танк М4 «Шерман» в Италии, лето 1943 года

Американский танк М4 «Шерман» в Италии, лето 1943 года

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита танка М4 «Шерман» разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу. При этом броня танка могла защитить его основные узлы и экипаж от поражения снарядами незначительных калибров и осколков со средней кинетической энергией.

Корпус танка M4 «Шерман» в большинстве его модификаций сваривался из листов броневой катаной стали. Лобовая деталь корпуса, являющаяся одновременно еще и крышкой трансмиссионного отделения, производилась путем литья и сопрягалась с другими элементами корпуса болтовыми соединениями. У большинства модификаций танка М4 «Шерман» толщина лобовой брони корпуса и в верхней, и в нижней части составляла 51 миллиметр. Ориентирование обоих плоскостей производилось под углом в 56 градусов к вертикали. Бронелисты бортов и кормы имели толщину в 38 миллиметров без рациональных углов наклона. Крыша и днище корпуса формировались из бронелистов непостоянной толщины, максимальная их толщина не превышала 25 миллиметров.

Башня танка М4 «Шерман» производилась литьем имела цилиндрическую форму с неразвитой кормовой нишей. Ее монтаж производился на погон с диаметром 1750 миллиметров с шариковым подшипником. Толщина брони лобовой части башни составляла 76, а бортов и кормы до 51 миллиметра. Лобовая часть башни имела скос под углом в 60 градусов. В лобовой части производилось прямоугольное отверстие под установку маски орудия и спаренного пулемета, которая имела бронирование в 89 миллиметров. Крыша башни в среднем имела толщину в 25 миллиметров.

Средний танк М4 «Шерман» в составе танковой бригады РККА, осень 1943 года

Средний танк М4 «Шерман» в составе танковой бригады РККА, осень 1944 года

Вооружение.

В опытных образцах и первых серийных танков М4 «Шерман» в качестве основного вооружения использовали 75-миллиметровую пушку М2, заимствованную у танков М2А4 «Медиум» и М3 «Ли», но в последствии ее заменили на более совершенную пушку M3 L/37,5 аналогичного калибра с длиной ствола в 37,5 калибра. Чуть позже, для усиления бронепробиваемости основного вооружения средние танки М4 «Шерман» начали оснащать нарезными пушками М1  калибра 76,2 миллиметров, которые имели большую длину ствола. Для борьбы с тяжелыми танками противника в британской армии танки М4 перевооружали английскими противотанковыми 17-фунтовыми (76,2 миллиметра) орудиями Ordnance QF 17 pounder Mk.IV с длиной ствола в 55 калибров. При этом перевооруженные танки М4 получали названия Sherman IIC (при базовом варианте M4A1) и Sherman VC (при варианте M4A4), которые снискали себе известность и славу под общим наименованием Sherman Firefly. В конце войны танки М4 «Шерман» начали так же вооружать 105-миллиметровыми гаубицами М4. Танков с таким вооружением было выпущено весьма немного, но они оказались удачными и с успехом использовались при поддержке пехоты при прорыве обороны противника. Боекомплект к основным модификациям пушек танка М4 «Шерман» в среднем состоял из 97 снарядов унитарного заряжания, которые размещались в горизонтальных укладках, расположенных по обеим бортам корпуса в надгусеничных полках, в горизонтальной укладке на полике корзины башни и в вертикальной укладке в задней половине корзины.

С пушкой в качестве спаренного в маску устанавливался пулемет «Браунинг» M1919A4 калибра 7,62 миллиметра. В случае надобности огонь из данного пулемета мог вести наводчик при помощи электрического спуска. Аналогичный пулемет устанавливался в подвижную шаровую маску в передней лобовой детали. В боевых условиях из него вел огонь помощник механика-водителя (стрелок-радист). На крышу башни, в турельную установку, совмещенную с командирским люком, устанавливался крупнокалиберный зенитный пулемет «Браунинг» M2H. Боекомплект составлял 4750 патронов для спаренного и курсового пулеметов и 300 патронов для зенитного пулемета.  В июне 1943 года танк М4 «Шерман» начали оборудовать 51-миллиметровой дымовой мортиркой M3, установленной на крыше башни с левой стороны.

Захваченный немцами танк М4 «Шерман» американского производства на службе у Вермахта

Захваченный немцами танк М4 «Шерман» американского производства на службе у Вермахта

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки на средних танках М4 «Шерман» использовали несколько типов двигателей. На начальных периодах выпуска танков моделей M4 и M4A1 использовали авиационный звездообразный карбюраторный двигатель Continental R975 C1, с мощностью в 350 лошадиных силы. В модификации M4A2 использовалась установка из спаренных шестицилиндровых дизельных двигателей GM 6046 с суммарной мощностью в 375 лошадиных силы. Танки M4A3 оснастили бензиновым двигателем V8 Ford GAA, развивавшим мощность в 500 лошадиных сил. Экспериментальная серия танков M4A4 была оснащена 30-цилиндровой силовой установкой Chrysler Multibank A57, состоявшей из пяти карбюраторных автомобильных двигателей L6. Танки модификации M4A6, выпущенные в самом конце войны, были оснащены дизельным двигателем Caterpillar RD1820. В среднем все виды силовых установок позволяли танку М4 «Шерман» развивать максимальную скорость по шоссе  порядка 50 километров в час.

Трансмиссия среднего танка М4 «Шерман» состояла из нескольких составляющих, основными из которых являлись:

многодисковый главный фрикцион;

карданный многоступенчатый вал, проложенный по днищу корпуса;

механическая пятискоростная коробка передач при синхронизированных задней, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах;

двойной дифференциал типа «Cletrac»;

два раздельных тормоза;

нескольких бортовых передач.

Ходовая часть среднего танка М4 «Шерман» состояла из шести опорных обрезиненных катков. Подвеска танка М4 в целом соответствовала аналогичной конструкции танка M3 «Ли». По своему типу она была блокированной с тремя опорными тележками по каждому борту. В тележки группировалось по два опорных катка, по одному поддерживающему катку сзади и две буферные вертикальные пружины. Ведущее колесо с зубчатым венцом находилось в передней части танка, а ленивец – в задней.

Гусеница по своему типу была мелкозвенной, с параллельным резинометаллическим шарниром, собиралась из 79 траков и имела ширину в 420 миллиметров. В более поздних вариантах резинометаллический шарнир заменили на цельно металлический, что объяснялось недостатком каучука у стран Антигитлеровской коалиции.

Американский солдат рассматривает подбитый немецкой САУ танк М4 «Шерман», Северная Франция, осень 1944 года

Американский солдат рассматривает подбитый немецкой САУ танк М4 «Шерман», Северная Франция, осень 1944 года

Боевое применение.

Средний танк М4 «Шерман» принял свое боевое крещение в сражении при Эль-Аламейне осенью 1942 года в составе британских танковых частей. В противоборстве с немецкими танками аналогичных классов Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, вооруженных уже в тот период длинноствольными пушками, показал себя достаточно неплохо и внес, по мнению англичан, решающий вклад в тактическую победу стран коалиции.

Американцы применили впервые М4 «Шерман» в боях в Тунисе в декабре 1942 года, но неправильное их использование американским командованиям привело к большим неоправданным потерям от противотанковой артиллерии противника и на минных полях. В тот же момент в начале 1943 года в Тунисе первые столкновения «Шерманов» с немецкими тяжелыми танками PzKpfw. VI Tiger показали полную их беспомощность и выявили недостатки в конструкции и мощности вооружения.

В ноябре 1942 года танки М4 «Шерман» начали поставляться в СССР по программе ленд-лиза. На Восточном фронте в составе частей и подразделений РККА танки М4 «Шерман» принимали участие практически во всех операциях второй половины Великой Отечественной войны и закончили ее, дойдя до Берлина. В целом на этом театре военных действий они зарекомендовали себя неплохо, заслужив положительные отзывы советских танкистов. К явным недостаткам данного типа танков относили повышенную пожароопасность карбюраторных двигателей и недостаточную огневую мощь при борьбе с танками противника.

Летом 1945 года поставленные в СССР последние танки M4A2(76)W HVSS приняли участие в боевых действиях против Квантунской армии на Дальнем Востоке, пройдя наравне с танками советского производства длительным маршем через пустынную и горную местность Внутренней Монголии и Манчжурии.

Американская пехота продвигается по французскому городу под прикрытием среднего танка М4 «Шерман»

Американская пехота продвигается по французскому городу под прикрытием среднего танка М4 «Шерман»

Танки М4 «Шерман» широко применялись американцами и британцами в боевых действиях в Италии и в Западной Европе. Здесь особо проявилась их неспособность бороться с тяжелыми танками противника, что приводило к тяжелым потерям в людях и технике. Танки Sherman Firefly с усиленным вооружением несколько исправили соотношение с перевесом в пользу немецких танков, но повлиять на ситуацию коренным образом они не могли.

Армия и морская пехота США достаточно широко применяла танки М4 «Шерман» в боевых действиях на островах Тихого океана против Японии. Впервые данный тип танков был в этом регионе применен в боях на атолле Тарава в ноябре 1943 года. Здесь и на других островах «Шерманы», не имея достойного противника в лице японских танков, использовались в основном в качестве штурмовых танков и танков, предназначенных для огневой поддержки пехоты.

В период Корейской войны 1950-1953 годов, прибыв на поля сражений, переоснащенные «Шерманы» положили конец доминированию корейских и китайских танков Т-34-85, прежде всего, за счет более высокой подготовки экипажей и оптического оснащения.

Достаточно широко танки М4 «Шерман» применялись в ходе двух арабо-израильских войн, при чем, с той и с другой стороны. Недостаточно умелое их использование в арабских армиях привела к грандиозным безвозвратным потерям.

Большое количество танков М4 «Шерман», уже достаточно устаревших в тот период, приняло участие в индо-пакистанских войнах, пребывая на вооружении армий обеих сторон. Наиболее показательным стало сражение при Асал-Уттаре в сентябре 1969 года, когда устаревшие индийские «Шерманы» в чистую разгромили колонну пакистанский «Паттонов».

Танк М4 «Шерман» пребывал на вооружении армии США фактически до конца 1953 года, уступив свое место более новым машинам подобного класса. В армиях таких стран как Пакистан, Индия, Израиль, Египет, Бразилии и Югославии данный танк состоял на вооружении до начала 70-х годов прошлого века. А в армии Парагвая (5 единиц) состоит и в данный момент.

M4_8

Индийские офицеры у подбитого в ходе сражения при Асал-Уттаре пакистанского танка М4 «Шерман», сентябрь 1969 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх