Танк M6 (Heavy Tank M6) | Танки в бою

Танк M6 (Heavy Tank M6)





Компьютерный рисунок американского тяжелого танка M6 (Heavy Tank M6) по версии игры World of Tanks

Компьютерный рисунок американского тяжелого танка M6 (Heavy Tank M6) по версии игры World of Tanks

M6 (по американской терминологии — Heavy Tank M6) – американский тяжелый танк периода начала 40-х годов прошлого столетия. Индекс «M6» обозначает порядковый номер модификации американских танков. Танк М6 стал первым американским тяжелым танком.

Тяжелый танк M6 (Heavy Tank M6) в экспозиции музея в Абердине (США)

Тяжелый танк M6 (Heavy Tank M6) в экспозиции музея в Абердине (США)

История и предпосылки создания.

Американские военные понимали, что в конце 30-х годов прошлого столетия остро назрела необходимость в тяжелом танке, который бы имел мощное артиллерийское вооружение и был способен как противостоять танкам противника, так и поддерживать атаку пехоты при прорыве сильно укрепленных позиций противника. Разработки такого танка начались в средине сентября 1939 года и были ускорены после того, как Вермахт в Польской и Французской кампаниях с успехом применил средний танк Pz.Kpfw. IV в качестве танка огневой поддержки. К началу марта 1941 года была разработана техническая документация нового тяжелого танка, который получил индекс М6, и был собран первый опытный образец с облегченной броней. Поскольку альтернативы у танка М6 в то время в США не было, он в июле 1941 года был запущен в серийное производство на заводе фирмы Baldwin, которое продолжалось до сентября 1942 года. За этот период было собрано 40 машин танка М6.

Тяжелый танк М6А1 на полигоне General Motors. На фото хорошо видно сварные стыки на корпусе, 22 января 1943.

Тяжелый танк М6А1 на полигоне General Motors. На фото хорошо видно сварные стыки на корпусе, 22 января 1943.

Компоновка.

Американский тяжелый танк M6 был скомпонован по классической схеме, характерной для американского танкостроения конца 30-хгодов прошлого века. Двигатель танка находился в кормовой части корпуса в моторном отделении. Основные элементы трансмиссии располагались в передней части корпуса в трансмиссионном отделении, а боевое отделение и отделение управления сопрягались между собой и занимали среднюю часть корпуса и башню.

Экипаж тяжелого танка М6 состоял из 6 человек: командира танка, двух наводчиков, заряжающего, механика-водителя и помощника механика-водителя. Механик-водитель находился в передней части корпуса со смещением влево от продольной оси танка, его помощник, который вел огонь из спаренных крупнокалиберного 7,62-миллиметрового пулеметов, размещался справа от него, командир, который так же выполнял обязанности заряжающего, заряжающий и два наводчика размещались в средней части корпуса и башне.

Для посадки в танк и высадки из него экипаж пользовался тремя основными люками: одним люком в крыше основной башни (для заряжающего и одного из наводчиков), люком в командирской башенке (для командира и второго наводчика) и люком напротив места механика-водителя (для механика-водителя и его помощника).

Американский тяжелый танк М6 на полигонных испытаниях, 1941 год

Американский тяжелый танк М6 на полигонных испытаниях, 1941 год

Бронезащита корпуса и башни.

Бронирование тяжелого танка М6 разрабатывалось по дифференцированному противоснарядному принципу, что позволяло выдерживать попадание снаряда среднего калибра до 75 миллиметров и осколков среднего и крупного размеров.

Корпус танка М6 производился путем литья. В экспериментальных модификациях М6А1 и М6А2 была попытка создания сварного корпуса, но от этой идеи впоследствии отказались. Лобовая часть корпуса имела толщину брони от 70 до 83 миллиметров в зависимости от направления бронирования с углом наклона деталей от 30 до 60 градусов к вертикальной нормали. Борта имели толщину брони от 44 (верх) до 70 миллиметров (нижняя часть) при наклоне верхней части в 20 градусов. Корма корпуса имела толщину в 41 миллиметр и ориентировалась под углом в 17 градусов к вертикали. Днище и крыша имели толщину по 25 миллиметров.

Башня тяжелого танка М6 так же была цельно литой. Толщина стенок башни по периметру составляла 83 миллиметра при наклоне лобовой части на 7 градусов к вертикали. Крыша башни, как и крыша корпуса, имела толщину 25 миллиметров. Для защиты орудий и спаренного к ним пулемета использовалась полуцилиндрическая броневая маска, которая имела погонную толщину брони в 102 миллиметра.

Американский тяжелый танк М6 с зенитным 12,7-миллиметровым пулеметом «Браунинг» M2HB

Американский тяжелый танк М6 с зенитным 12,7-миллиметровым пулеметом «Браунинг» M2HB

Вооружение.

В качестве основного вооружения тяжелого танка М6 применялась нарезная 76,2-миллиметровая пушка М7 с длиной ствола в 50 калибров и слева от нее в качестве спаренной устанавливалась 37-миллиметровая нарезная пушка M6 с длиной ствола в 53,5 калибра. Боекомплект к пушкам М7 и М6 составлял соответственно 75 и 202 выстрела унитарного заряжания, которые размещались по бортам боевого отделения и на полике поворотного механизма башни.

В качестве спаренного к орудиям в правой стороне от М7 устанавливался 7,62-миллиметровый пулемет «Браунинг» M1919A4 с ленточным питанием.  В правой передней части корпуса устанавливались в спарку крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемет «Браунинг» M2HB и еще один 7,62-миллиметровый пулемет M1919A4. В свою очередь еще один пулемет «Браунинг» M2HB устанавливался на турель на башне танка и использовался в роли зенитного. Боекомплект к двум пулеметам M2HB и двум M1919A4 состоял соответственно их 3500 и 5200 патронов, которые снаряжались в ленты, уложенные в короба.

Экипажа танка для самообороны вооружался четырьмя 11,43-миллиметровыми пистолетами-пулеметами M3 с общим боекомплектом в 650 патронов и 20-ю ручными гранатами.

Тяжелый танк М6 в ходе полигонных испытаний

Тяжелый танк М6 в ходе полигонных испытаний

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Тяжелый танк М6 оснащался радиальным девятицилиндровым карбюраторным двигателем Wright G-200 с воздушным охлаждением, который развивал максимальную мощность до 700 лошадиных сил, что обеспечивало танку максимальную скорость при движении по шоссе до 32 километров в час.

Трансмиссия тяжелого танка М6 состояла из нескольких основных узлов и агрегатов:

главного многодискового фрикциона, работавшего по принципу сухого трения;

многоступенчатого карданного вала;

пятиступенчатой синхронизированной коробки передач;

дифференциала;

бортовых передач с ленточными тормозами.

Ходовая часть тяжелого танка М6 по каждому борту состояла из восьми обрезиненных одиночных опорных катков малого диаметра, сгруппированных попарно в тележки, которые, в свою очередь, подвешивались на буферные вертикальные пружины. Ленивец заднего расположения имел средний диаметр и не обрезинивался. Он подвешивался к корпусу жестко и поднимался от уровня земли. Ведущее колесо переднего расположения оснащалось съемным зубчатым венцом цевочного типа. Между первым опорным катком и ведущим колесом устанавливался поддерживающий каток, кроме него в верхней части для опоры верхней ветви гусеницы устанавливалось еще 4 аналогичных поддерживающих катка.

Гусеница тяжелого танка М6 по типу была крупнозвенчатой и собиралась из стальных литых двухгребневых траков.

Для защиты ходовой части танка М6 использовались по каждому борту прямоугольные защитные экраны из катаной листовой стали толщиной до 15 миллиметров.

Американский тяжелый танк М6

Американский тяжелый танк М6

Боевое применение.

Оказалось так, что танк М6 еще до начала своего серийного выпуска был морально и технически устаревшим. Он был малоподвижен, несмотря на его вес, бронирование так же оставляло желать лучшего, а главное – его огневая мощь не позволяла ему на равных бороться с немецкими средними и появившимися позже тяжелыми танками. Поэтому М6 на поля сражений Второй мировой войны так и не попал. Он использовался в учебных центрах подготовки танковых экипажей, главным образом, для тяжелых танков М26 «Першинг». Прослужив в учебных частях на территории США до конца 1945 года танк М6 был снят с вооружения.

Единственный сохранившийся на сегодня образец танка М6 находится в Музее бронетанковых войск в Абердине (США) и экспонируется под открытым небом. Его состояние не очень хорошее, в частности отсутствуют гусеницы и надорван по левому борту экран, защищающий ходовую.

Тяжелый танк М6 после военного парада выставлен присутствующим для осмотра

Тяжелый танк М6 после военного парада выставлен присутствующим для осмотра

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх