Танк «Матильда I» (Infantry Mk. I Matilda I) | Танки в бою

Танк «Матильда I» (Infantry Mk. I Matilda I)





Рисунок британского среднего пехотного танка «Матильда I» (Mk. I Matilda I) в бою

Рисунок британского среднего пехотного танка «Матильда I» (Mk. I Matilda I) в бою

«Матильда I» (английский вариант – Infantry Mk. I Matilda I) – средний британский пехотный танк 30-х годов прошлого века. В названии латинская цифра «I» ранее практически не применялась до появления более усовершенствованного пехотного танка «Матильда II» (Infantry Mk. II Matilda II).

Британский пехотный танк «Матильда I» (Mk. I Matilda I)

Британский пехотный танк «Матильда I» (Mk. I Matilda I)

История и предпосылки создания.

В начале 30-х годов прошлого века британским командирам стало ясно, что для прорыва хорошо укрепленных позиций необходимы танки таранного типа, которые за счет мощной брони и неуязвимости для артиллерии противника могли бы поддерживать пехоту в наступлении и взламывать любую оборону вероятного противника. Разработки над первым танком этого типа начались еще в начале 1935 года специалистами фирмы «Виккерс». В этот период британские инженеры занимались поиском идей и новаций в области танкостроения. В средине 1935 года ими была предложена принципиальная модель нового танка поддержки пехоты, который впоследствии станет основоположников целого класса британских танков, именуемых «пехотными» (Infantry). Разработка документации и сборка прототипа такого танка, который получил в Британии название Infantry Mk. I Matilda (в нашей литературе он широко известен под названием «Матильда I») проводилась в период с 1935 по середину 1936 года, когда первый прототип танка начал проходить полигонные испытания. В августе 1936 года танк «Матильда I» был принят на вооружение британской армии, а уже с конца января года следующего начался его серийный выпуск на заводах в Бирмингеме. Серийное производство пехотного танка «Матильда I» продолжалось до июня 1940 года, когда он полностью уступил свое место на производственных площадях завода в Бирмингеме своему более совершенному и мощному последователю – танку «Матильда II».

Британские средние пехотные танки «Матильда I» (Mk. I Matilda I) возле завода в Бирмингеме перед отправкой в континентальную Европу

Британские средние пехотные танки «Матильда I» (Mk. I Matilda I) возле завода в Бирмингеме перед отправкой в континентальную Европу

Компоновка.

Средний пехотный танк «Матильда I» был скомпонован по классической схеме. Моторное отделение с двигателем, топливными баками и системой охлаждения располагалось в корме корпуса, боевое отделение – в башне и средней части корпуса, а трансмиссионное отделение и отделение управления практически сопрягались и находились в передней части корпуса. Башня танка устанавливалась на продольную ось с небольшим смещением к носу корпуса от поперечной оси.

Экипаж танка «Матильда I» состоял из двух человек: командира танка и механика-водителя. Командир танка размещался в башне и частично в средней части корпуса, при этом он осуществлял руководство действиями экипажа, заряжал пулемет и вел из него огонь по противнику. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса в отделении управления.

Посадка-высадка в танк «Матильда I» и из него производилась через два основных люка. Один из которых находился в крыше башни (предназначался для командира), а второй, имея прямоугольную форму, размещался в верхней части рубки в передней части корпуса (предназначался для механика-водителя).

Британский пехотный танк  «Матильда I» (Mk. I Matilda I), Бельгия, 1940 год

Британский пехотный танк «Матильда I» (Mk. I Matilda I), Бельгия, 1940 год

Бронезащита корпуса и башни.

Корпус среднего пехотного танка «Матильда I» имел сложную коробчатую форму и собирался из листов катаной стали, которые с помощью заклепок, болтов и сварки крепились на каркас. Лобовую часть корпуса формировали три сопряженных бронелиста – верхний, средний и нижний, толщина которых составляла соответственно 60, 25 и 65 миллиметров. Листы были ориентированы по отношению к вертикали под незначительными углами наклона, что повышало, в какой-то мере, устойчивость брони. Борта корпуса углов наклона практически не имели и формировались из цельно катаных броневых листов толщиной в 60 миллиметров. Корма формировалась из двух сопряженных бронелистов – верхнего и нижнего, имеющих толщину брони 20 и 60 миллиметров соответственно. Толщина бронелиста днища и крыши корпуса составляла соответственно 20 и 12 миллиметров.

Башня среднего пехотного танка «Матильда I» имела практически правильную коническую форму и собиралась из гнутого броневого листа толщиной 60 миллиметров, что обеспечивало одинаковость бронирования, как лобовой части, так и бортов с кормой. Конус башни составлял 25 градусов к вертикальной нормали. Крыша башни, аналогично крыше корпуса, имела толщину в 12 миллиметров.

Танкисты из состава четвертого Королевского танкового полка подготавливают свои танки «Матильда I» перед сражением у Арраса, Франция, май 1940 года

Танкисты из состава четвертого Королевского танкового полка подготавливают свои танки «Матильда I» перед сражением у Арраса, Франция, май 1940 года

Вооружение.

В качестве основного вооружения среднего пехотного танка «Матильда I» использовался пулемет «Виккерс» – английский вариант пулемета «Максим», имевший водяное охлаждение ствола. В первых партиях выпущенных «Матильда I» устанавливался пулемет калибра 7,7 миллиметров, а в боле поздних – 12, 7 миллиметров. Боекомплект к пулемету состоял в первом случае из 3800 патронов, во втором – из 2200, которые снаряжались в ленты. Ленты укладывались в короба и находились в стеллажах справа и слева от пулемета по бортам башни.

Пулемет устанавливался на цапфы в лобовую часть башни и, помимо броневой маски, защищался еще и небольшим кожухом.

Пехотный танк «Матильда I» поддерживает атаку британской пехоты в районе Арраса, май 1940 года

Пехотный танк «Матильда I» поддерживает атаку британской пехоты в районе Арраса, май 1940 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки в танках «Матильда I» использовался восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель фирмы «Виккерс», который мог развить мощность в 70 лошадиных сил, что обеспечивало танку максимальную скорость при движении по шоссе в 13 километров в час.  Двигатель не относился к разряду надежных, он постоянно выходил из строя, к тому же был достаточно пожароопасным. Топливные баки общим объемом в 320 литров размещались в моторном отделении по бортам корпуса танка.

Трансмиссия танка  «Матильда I» состояла из нескольких узлов, из числа наиболее важных следует выделить:

главный (основной) фрикцион, работающий по принципу сухого трения;

многоступенчатый карданный вал;

поворотный механизм из двойных дифференциалов;

коробка передач.

Ходовая часть среднего пехотного танка «Матильда I» состояла из восьми опорных катков большого диаметра по каждому борту, которые собирались в две тележки по четыре колеса, двух поддерживающих катков малого диаметра, ведущего колеса переднего расположения с зубчатым венцом и заднего направляющего колеса, выполненного в виде звезды.

Гусеница танка «Матильда I» собиралась из стальных двусторонних снабженных гребнями траков.

Брошеный без каких-либо видимых повреждений британский пехотный танк «Матильда I», Бельгия, 1940 год

Брошеный без каких-либо видимых повреждений британский пехотный танк «Матильда I», Бельгия, 1940 год

Боевое применение.

Всего за время серийного производства было выпущено 139 единиц среднего пехотного танка «Матильда I». Данными машинами оснащались британские пехотные части, размещенные в основном в континентальной Европе.

В ходе боевых действий на территории Бельгии и Франции в 1940 году танк «Матильда I» зарекомендовал себя, как ни удивительно, достаточно хорошо. Уступая аналогичным немецким танкам в огневой мощи, он превосходил их в бронировании. Ни одна немецкая противотанковая пушка ни полевая, ни танковая не могли пробить броню «Матильды I». К сожалению, судьба у большинства «Матильд I» в этой кампании была трагичной, все они были брошены в Дюнкерке. Оставшиеся на островах «Матильды I» в дальнейшем использовались до конца войны как учебные и вспомогательные машины.

Несколько машин было отремонтировано немцами, и они несли службу в полицейских частях и принимали участие в акциях по борьбе с партизанами в Югославии, Белоруссии и Украине. При переходе партизанского соединения С.А.Ковпака через Днепр партизанами была подбита немецкая «Матильда I».

Немецкий солдат позирует рядом с подбитым британским средним пехотным танком «Матильда I», Северная Франция, июнь, 1940 года

Немецкий солдат позирует рядом с подбитым британским средним пехотным танком «Матильда I», Северная Франция, июнь, 1940 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх