Танк Mk. I (Cruiser Mk. I) | Танки в бою

Танк Mk. I (Cruiser Mk. I)





Масштабная модель британского легкого крейсерского танка Cruiser Mk. I

Модель британского легкого крейсерского танка Cruiser Mk. I

Mk. I (английский вариант названия – Tank Cruiser Mark I A9, сокращенно – Cruiser Mk. I) – британский легкий крейсерский (кавалерийский) танк 30-х годов прошлого века, принявший ограниченное участие в боевых действиях Второй мировой войны. Танк Mk. I не имел специального собственного названия, которое британцы начали присваивать своим танкам более поздних модификаций. Фактически он был первым британским крейсерским танком, отсюда и индекс в обозначении Mark I или Mk. I). Индекс A9 иногда в британском своде бронетехники употреблялся при написании классификации танков и обозначал тип разработки по порядку. В некоторых источниках встречается утверждение о том, что Mk. I был средним крейсерским танком. Такое мнение так же имеет право на существование, поскольку при массе в 13 тонн танк можно было вполне отнести и к разряду средних.

Танк Mk. I в экспозиции военного музея бронетанковой техники в Бовингтоне

Танк Mk. I в экспозиции военного музея бронетанковой техники в Бовингтоне

История и предпосылки создания.

В начале 1936 года британское военное ведомство утвердило будущую концепцию формирования своих бронетанковых сил. Оно четко разграничило два вида танков для своей армии: достаточно бронированные пехотные танки для поддержки пехоты при прорыве хорошо организованной обороны противника крейсерские или кавалерийские танки для мобильных операций и глубоких рейдов вглубь обороны неприятия.

Однако еще до принятия данной концепции, в средине 1934 года сэру Джону Кардену (John Carden), ведущему конструктору фирмы Виккерс-Армстронг (Vickers-Armstrong) была поставлена задача, разработать «разумно дешевый танк» для замены устаревших британских танков, взятых на вооружение после окончания Первой мировой войны. Пилотная модель конструкции будущего танка была закончена в 1936 году и получила обозначение A9E1 .

Стоит отметить, что в тот период параллельно велись разработки и конструкций танков Mk. II и Mk. III, поэтому некоторые технические решения, новаторские в тот период, нашли свое применение во всех трех танках.

После проведенных полигонных испытаний модель танка A9E1 британским военным ведомством была принята в 1937 году в качестве «временной конструкции», поскольку планировавшееся использование в данной модели танка подвести Кристи затягивалось из-за инженерных недоработок. Несмотря на это министерство обороны Великобритании выдало государственный заказ на производство 125 танков данного типа, которые при этом получили свое официальное обозначение – Mk. I. К концу 1937 года началось серийное производство танка. Семьдесят пять машин должны были быть собраны на заводах Харланд энд Вольф (Harland and Wolff), а остальные 50 – «Виккерсом» (Vickers).

Британский танк Mk. I с бортовым номером 9709 и его механик-водитель, май 1939 года

Британский танк Mk. I с бортовым номером 9709 и его механик-водитель, май 1939 года

Компоновка.

Компоновка легкого крейсерского танка Mk. I в дальнейшем фактически стала классической для британского танкостроения первого периода Второй мировой войны. Двигатель танка, системы охлаждения и топливные баки располагались в кормовой части корпуса в моторно-трансмиссионном отделении. Боевое отделение четко от отделения управления не отделялось и фактически сопрягалось с ним. Оно распространялось на среднюю часть корпуса и башни танка.

Экипаж танка состоял из шести человек: командира, наводчика, заряжающего, двух пулеметчиков и механика-водителя. Механик-водитель размещался в передней части корпуса в поднятой рубке, он мог осуществлять обзор местности через смотровые щели или же через открытый откидной люк в лобовой части рубки. Два стрелка-пулеметчика размещались в правой и левой пулеметных башенках и в бою вели огонь из пулеметов. Командир танка располагался в башне слева от орудия, в его обязанности входило руководство действиями экипажа танка. Заряжающий и наводчик орудия располагались справа от командира, осуществляли обслугу орудия и в случае надобности вели огонь из спаренного пулемета.

Для погрузки в танк и выгрузки из него экипаж использовал пять основных люков. Механик-водитель мог воспользоваться прямоугольным откидным люком в передней части поднятой рубки, пулеметчики – двухстворчатыми откидными люками в крышах пулеметных башенок, командир танка и заряжающий – большим двухстворчатым прямоугольным люком в крыше основной башни и наводчик – аналогичным люком меньшего размера, размещенного в крыше основной башни справа от большого люка.

Танк Mk. I в Ковентри, 1939 год

Танк Mk. I в Ковентри, 1939 год

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита британского легкого крейсерского танка Mk. I разрабатывалась по дифференцированному противопульному принципу. То есть при всем этом танк и его экипаж надежно были защищены только лишь от пуль винтовочных калибров и мелких осколков. Наличие у противника самых элементарных на тот период средств борьбы с танками не оставляло Mk. I никаких шансов даже на средних и дальних дистанциях.

Корпус танка Mk. I имел практически прямоугольную коробчатую форму и собирался из листов катаной броневой стали с помощью заклепочных соединений, которые крепились между собой и уголковым каркасом. Лобовая часть корпуса собиралась из броневых листов толщиной от 14 до 15 миллиметров. Борта формировались из листов, толщина которых колебалась от 11 до 12 миллиметров в зависимости от направления бронирования. Кормовая часть собиралась так же из бронелистов различной толщины от 10 до 11 миллиметров. Крыша и днище корпуса имели бронирование соответственно 7 и 8 миллиметров.

Основная башня танка Mk. I имела трапецевидную форму. Башня, как и корпус, собиралась из стальных броневых листов путем их склепывания между собой и на каркас. Толщина броневых листов лобовой части, бортов, кормы и крыши башни составляла соответственно 16, 14, 12 и 10 миллиметров.

Аналогично собирались и поднятая рубка механика-водителя с круглыми пулеметными башенками. При этом их бронирование в лобовом просвете составляло 11, а в боковых 12 миллиметров.

Стоит отметить, что броневые листы корпуса, рубки, основной и пулеметных башен рациональных углов к вертикальной нормали не имели, что, безусловно, снижало бронестойкость конструкции танка.

Танк Mk. ICS, вооруженный 94-миллиметровой гаубицей в Северной Африке, 1940 год

Танк Mk. ICS, вооруженный 94-миллиметровой гаубицей в Северной Африке, 1940 год

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого крейсерского танка Mk. I использовалась танковая 40-миллиметровая пушка QF 2 pounder с длиной ствола в 52 калибра. Пушка устанавливалась в лобовую амбразуру основной башни танка и защищалась полуцилиндрической броневой маской. Боекомплект к пушке состоял из 100 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались вдоль правого и левого бортов башни и корпуса.

Порядка двух с половиной десятков машин данного типа вооружили 94-миллиметровой гаубицей для поддержки пехоты, при этом в британском своде бронетехники такой танк получил обозначение Tank Cruiser Mark ICS A9 (сокращенно – Mk. ICS), где индекс CS расшифровывается как Close Support (непосредственная поддержка). В этом случае боекомплект к гаубице сокращался до 42 выстрелов.

В качестве вспомогательного вооружения танка Mk. I использовали три 7,7-миллиметровых пулемета «Виккерс» с ленточным питанием, два из которых устанавливались в правой и левой пулеметных башенках и один в качестве спаренного – в броневую маску основной башни справа от орудия. Пулеметы при установке защищались еще и дополнительным кожухом. Боекомплект к трем пулеметам «Виккерс» состоял из 3000 патронов, которые снаряжались в ленты, уложенные в цилиндрические короба.

Танк Mk. I во Франции, март 1940 года

Танк Mk. I во Франции, март 1940 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки танка Mk. I использовали карбюраторный рядный шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением, который развивал максимальную мощность в 150 лошадиных сил, что позволяло танку двигаться по шоссе со скоростью до 40 километров в час.

К числу основных деталей и элементов трансмиссии танка Mk. I стоит отнести:

основной (главный) фрикцион, работавший по принципу сухого трения;

карданный вал;

коробка передач;

поворотный механизм.

Ходовая часть танка Mk. I была представлена четырьмя опорными обрезиненными катками среднего диаметра, двумя катками большого диаметра, тремя цилиндрическими катками, поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса, снабженного зубчатым венцом и расположенного сзади.

Гусеница данного танка собиралась из двухгребневых стальных траков, производящихся литьем.

Танк Mk. I с бортовым именем "Арнольд" на марше в Северной Африке, 1940 год

Танк Mk. I с бортовым именем «Арнольд» на марше в Северной Африке, 1940 год

Боевое применение.

Покинув стены заводов-производителей и поступив в подразделения британской армии в 1938 году, танк Mk. I уже считался устаревшим. К началу боевых действий Второй мировой войны британское командование на него особых надежд не возлагало и постепенно готовило к снятию с вооружения. Однако, несмотря на все это, танк все же, хотя и ограничено, но все же принял участие в боевых действиях Французской кампании, а так же в первых боях в Северной Африке. При все при этом, боевое применение танка Mk. I показало его неудовлетворительные технические и боевые качеств, что привело к началу 1941 года к полному снятию уцелевших его экземпляров с вооружения.

Но, несмотря на все, легкий крейсерский танк Mk. I стал первым в своем роде британским танком. В дальнейшем некоторые технические решения, реализованные в конструкции танка Mk. I, с успехом были применены при разработке легкого пехотного танка «Валентайн» (Infantry Mk. III Valentine).

В настоящее время уцелевший экземпляр танка Mk. I можно встретить в Музее в Бовингтоне (Великобритания). Кроме этого, компьютерные модели Mk. I используются в ряде онлайн игр, правда, с достаточной долей авторской интерпретации.

Подбитый и брошенный на улицах Кале британский танк Mk. ICS, май 1940 года

Подбитый и брошенный на улицах Кале британский танк Mk. ICS, май 1940 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх