Танк Mk. VI (Light Tank Mk. VI) | Танки в бою

Танк Mk. VI (Light Tank Mk. VI)





Рисунок британского легкого танка Mk. VI (Light Tank Mk. VI)

Рисунок британского легкого танка Mk. VI (Light Tank Mk. VI)

Mk. VI (английский вариант – Light Tank Mk. VI)  – британский легкий танк периода конца 30-х годов прошлого столетия. Танк не имел своего собственного названия, поэтому определялся по общему британскому классификатору.

Британский легкий танк Mk. VI (Light Tank Mk. VI) в Музее города Бовингтон (Великобритания)

Британский легкий танк Mk. VI (Light Tank Mk. VI) в Музее города Бовингтон (Великобритания)

История и предпосылки создания.

Во второй половине 30-х годов командование британской армии остро ощущало необходимость в легком танке, который смог бы участвовать в боевых действиях в специфической местности, к примеру, пустыни, джунгли, горная местность, что было характерно для колоний Британии. Фирма «Виккерс» имела опыт создания такого танка, который она получила еще в 1933 году во время создания легкого танка (танкетки А4Е2). В конце 1935 года была готова техническая документация и опытная модель танка, который после принятия его на вооружение был запущен в конце апреля 1936 года в серийное производство. Танк, получивший индекс Mk. VI (Light Tank Mk. VI), серийно производился до начала 1940 года, за этот период было выпущено 1285 машин этого типа.

Колона британских легких танков Mk. VI ( Light Tank Mk. VI), Франция, 1939 год

Колона британских легких танков Mk. VI ( Light Tank Mk. VI), Франция, 1939 год

Компоновка.

Легкий танк Mk. VI имел весьма специфическую компоновку, которая может быть даже была и типичной для танков подобного типа в тот период. Моторное и трансмиссионное отделение располагалось в передней (носовой) части корпуса, а отделение управление и боевое управление, которые были практически сопряженными, располагались в задней части корпуса и башне.

Экипаж танка Mk. VI состоял из трех человек. В состав экипажа входили командир танка, пулеметчика и механика-водителя. Командир танка и стрелок размещались в задней части корпуса и башне, а место механика-водителя находилось со смещением от продольной оси танка влево.

Для посадки в танк и высадки из него экипаж пользовался тремя основными люками. Командир танка пользовался командирским люком, расположенным в командирской башенке с правой стороны основной башни. Стрелок использовал левый люк в крыше основной башни, а механик-водитель – прямоугольный люк в верхней лобовой части корпуса как раз напротив своего места.

Британский легкий танк Mk. VI

Британский легкий танк Mk. VI

Бронезащита корпуса и башни.

Бронирования легкого танка Mk. VI в соответствии со стандартом I.T.70 (British Official Armour Specification I.T.70), который предусматривал толщину гомогенной брони в пределах от 3 до 30 миллиметров. Вообще, броня танка Mk. VI была противопульной и могла защитить лишь только от пуль винтовочных калибров и мелких осколков.

Корпус легкого танка Mk. VI собирался путем склепывания броневых листов между собой и на каркас корпуса. Для соединения применялись и болтовые соединения, но их количество было незначительным. Толщина броневых листов лобовой части, кормы и бортов составляла 14 миллиметров, которые располагались по отношению к вертикальной нормали под незначительными углами. Толщина бронелиста, формирующего днище и крышу корпуса, была соответственно 8 и 4 миллиметра.

Основная башня танка Mk. VI имела практически цилиндрическую форму. Она изготавливалась путем соединения двух изогнутых бронелистов с толщиной в 14 миллиметров заклепками в кормовой части, которые обеспечивали одинаковость брони башни во всех профилях. На крыше башни справа устанавливалась небольшая командирская башенка с командирским люком. Толщина броневого листа, формирующего крышу башни, составляла 4 миллиметра. В лобовой части башни устанавливалась в прямоугольный проем броневая маска с вооружением и прицелами.

Экипаж британского легкого танка Mk. VI (Light Tank Mk. VI), Франция, 1939 год

Экипаж британского легкого танка Mk. VI (Light Tank Mk. VI), Франция, 1939 год

Вооружение.

Легкий танк Mk. VI вооружался двумя спаренными пулеметами фирмы «Виккерс». Основным являлся пулемет калибра 12,7 миллиметров, а в качестве вспомогательного и спаренного к нему устанавливался пулемет калибра 7,71 миллиметров. Общий боекомплект к пулеметам состоял из 2900 патронов, которые снаряжались в ленты. Ленты укладывались в короба, которые находились в стеллажах по бортам башни.

Пулеметы устанавливались в броневую маску на общем цилиндрическом шарнире, что обеспечивало угол ведения огня в пределах от -10 до +37 градусов.

В модификации танка Mk. VIс была попытка установить два пулемета BESA соответственно  калибров 15 и 7,92 миллиметров, но таких машин было выпущено немного.

Колонна британских легких танков Mk. VI

Колонна британских легких танков Mk. VI

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки легкого танка Mk. VI использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель Meadows ESTB с жидкостным охлаждением, который развивал мощность в 88 лошадиных сил, что позволяло танку развивать максимальную скорость при движении по шоссе в 58 километров в час.  Двигатель, радиаторы охлаждения и топливные бака размещались в передней части корпуса справа.

Трансмиссия легкого танка Mk. VI состояла из нескольких основных узлов, к которым относились:

основной (главный) фрикцион, работающий по принципу сухого трения;

коробка передач с синхронизаторами;

поворотный механизм из двойных дифференциалов.

Танк был оснащен блокированной подвеской на пружинных рессорах. Его ходовая часть состояла из четырех спицованых опорных колес большого диаметра, которые формировались по два в амортизационные тележки, при этом задний каток выполнял функции ленивца, большого ведущего колеса переднего расположения, которое снабжалось зубчатым венцом и одного верхнего поддерживающего катка малого диаметра.

Гусеница танка Mk. VI была мелкозвенчатой и состояла из 158 стальных траков, имевших ширину 241 при шаге в 48 миллиметров.

Легкий танк Mk. VI на марше

Легкий танк Mk. VI на марше

Боевое применение.

Свое боевое крещение легкие танки Mk. VI приняли в 1940 году во Франции. Использовались они в основном в качестве разведывательно-дозорных машин и лишь изредка поддерживали атаки пехоты, что в условиях тогдашнего боя было делом бесполезным и приводило к неоправданным невосполнимым потерям.

Порядка двух десятков танков Mk. VI было брошено британцами в Дюнкерке. Немцы их восстановили, но в дальнейшем использовали как учебные и вспомогательные машины.

Применялись легкие танки Mk. VI (Light Tank Mk. VI) и в ходе боевых действий на территории Югославии и Греции. Так же, как и во Франции, данный тип танков особых лавров не снискал. Понеся ощутимые потери, остатки британских подразделений, оснащенных танками Mk. VI с трудом сумели эвакуироваться с материковой части Греции на остров Крит.

В Северной Африке легкие танки Mk. VI использовали, начиная с 1940 года. Здесь их потери не были столь значительными и к концу боевых действий в Северной Африке уцелевшие танки были переданы Египту, который их использовал в первой Арабо-израильской войне, как танк для поддержки пехоты.

Кроме Британии, Австралии, Канады и Новой Зеландии легкий танк Mk. VI состоял еще на вооружении и армий Индии, ЮАР, Ирака и Турции.

Подбитые и брошенные в районе Дюнкерка британские легкие танки Mk. VI, лето 1940 года

Подбитые и брошенные в районе Дюнкерка британские легкие танки Mk. VI, лето 1940 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх