Танк Nb.Fz. (Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug) | Танки в бою

Танк Nb.Fz. (Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug)





Рисунок немецкого среднего многобашенного танка Nb.Fz. с башней фирмы «Рейнметалл» и вертикальным размещением артиллерийского вооружения

Рисунок немецкого среднего многобашенного танка Nb.Fz. с башней фирмы «Рейнметалл» и вертикальным размещением артиллерийского вооружения

Nb.Fz. (полный немецкий вариант названия – Neubaufahrzeug или Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug) – немецкий опытный средний многобашенный танк 30-х годов прошлого века, принявший ограниченное участие в боевых действиях Второй мировой войны. В переводе на русский полное название танка переводится дословно как «машина новой постройки». В советской литературе танк, вероятнее всего ошибочно, назывался «Рейнметалл». Так же в некоторых источниках встречается отнесение данного танка к разряду тяжелых танков, но общая масса Nb.Fz. все же свидетельствует в пользу ошибочности такого утверждения.

Рисунок немецкого среднего танка Nb.Fz. с основной башней фирмы «Крупп» и горизонтальным расположением артиллерийского вооружения

Рисунок немецкого среднего танка Nb.Fz. с основной башней фирмы «Крупп» и горизонтальным расположением артиллерийского вооружения

История и предпосылки создания.

В начале 30-х годов, когда оборонные доктрины большинства европейских стран состояли в создании глубокоэшелонированной мощной обороны с использованием фортификационных сооружений, для их прорыва был необходим танк с мощным вооружением и надежной броней. Поэтому Главное командование сухопутных сил Германии (OKH) в указанный период загорелось идеей создания такого танка. Однако по Версальскому мирному договору Германии запрещалось иметь бронетанковые войска. Из этой ситуации вышли просто – закамуфлировали название танка под «Тяжелый Трактор» (Grosstraktor).

Разработка новых немецких средних танков началась в период октября 1932 года и закончилась в начале 1933 года. Немецкие компании Krupp и Rheinmetall-Borsig, получившие государственный заказ на разработку проекта, в конечном итоге предложили концепцию двух прототипов. Вначале созданные прототипы получили рабочее название Pz.Kpfw. VII (Pz.Kpfw. IV neu Art), но в конце октября 1933 года проект переименовали в Neubaufahrzeug. Собранные прототипы Rheinmetall Model A и Krupp Model B были довольно похожи, и их главным отличием было размещение артиллерийского вооружения в главной башне.

Прототипы из неброневой стали были направлены на полигонные испытания в ноябре 1934 года. В ходе испытаний танк зарекомендовал себя в целом посредственно. Нарекание вызвало только вертикальное расположение обоих орудий в главной башне, предложенное фирмой Rheinmetall. Поэтому за основу был принят вариант башни, разработанный фирмой Krupp с горизонтальным расположением артиллерийского вооружения.

Разработка новой башни была поручена фирме «Крупп». В то же время конструкторы «Рейнметалла» вышли с предложением установить в главную башню танка 105-миллиметровую гаубицу KwK L/28. По информации ряда источников, оснащение танка гаубицей вроде бы и произошло, но документального подтверждения этому нет.

В средине 1935 года концерн «Рейнметалл» окончил изготовление трех броневых корпусов, а фирма «Крупп» изготовила три башни новой конструкции к ним. После общей сборки на производственных площадях фирмы «Рейнметалл» танки были направлены на испытания на полигоне Putloss, где усердно испытывались вплоть до конца 1936 года.

В 1940 году три танка Nb.Fz. вошли в состав танкового подразделения Panzer Abteilung zur besonderer Vervendung 40, которое в тот период дислоцировалось в Норвегии.

Компьютерная объемная модель немецкого среднего многобашенного танка Nb.Fz.

Компьютерная объемная модель немецкого среднего многобашенного танка Nb.Fz.

Компоновка.

Компоновка немецкого среднего танка Nb.Fz. была чем-то похожа на компоновки советского Т-35, британского Vickers Independent и французского Char-2C. Вооружение Nb.Fz. размещалось в два яруса: пулеметное в двух малый вращающихся башнях и артиллерийское в основной вращающейся башне.

В передней части корпуса размещался механик водитель со смещением влево. Это и было отделением управления. В кормовой части справа располагался двигатель, а задней части кормы – трансмиссия. Все это условно можно объединить в моторно-трансмиссионное отделение. Боевое отделение распространялось на среднюю часть корпуса, основную башню и малые пулеметные башни: переднюю правую и заднюю левую.

Экипаж среднего многобашенного танка Nb.Fz. состоял из семи человек. Кроме механика-водителя, в состав экипажа входили командир танка, наводчик, заряжающий и радист, размещавшиеся в средней части корпуса и основной башне и два стрелка-пулеметчика, которые располагались в малых пулеметных башнях. Заряжающий в боевых условиях, кроме своих основных функций по обслуге обоих орудий, в случае надобности мог вести огонь из спаренного с орудиями пулемета, что пагубно сказывалось на слаженности действий артиллерийской обслуги.

Для погрузки в танк и для выгрузки из него экипаж мог использовать шесть основных люков. Башенная обслуга могла воспользоваться двумя прямоугольными люками в бортах основной башни, которые открывались в сторону назад, а так же круглым двухстворчатым люком в командирской башенке, расположенной на поверхности крыши основной башни. Для механика-водителя был предусмотрен откидной люк прямоугольной формы в крыше приподнятой рубки корпуса слева от продольной оси танка. Пулеметчики малых башен пользовались прямоугольными люками в крышах своих башен.

Средний танк Nb.Fz. на полигонных испытаниях, 1935 год

Средний танк Nb.Fz. на полигонных испытаниях, 1935 год

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита немецкого среднего танка Nb.Fz., как и у большинства подобных танков того периода, разрабатывалась по дифференцированному противопульному принципу. При этом танк и его экипаж надежно защищались только лишь от пуль винтовочных и, при определенных условиях, средних калибров, а так же от поражения мелкими осколками.

Корпус немецкого среднего многобашенного танка Nb.Fz. имел коробчатую форму и довольно сложную конфигурацию. Он собирался из листов катаной гомогенной брони с помощью сварных и заклепочных соединений. Лобовая часть корпуса собиралась из броневых листов толщиной от толщиной 15 в верхней части и до 20 миллиметров – в нижней. Толщина бортовых бронеплит, а так же бронеплит кормы, днища и крыши корпуса составляла 13 миллиметров.  Стоит отметить, что верхний и нижний лобовые бронелисты корпуса имели значительные рациональные углы наклона к вертикали.

Танки Nb.Fz. разных серий и моделей, как отмечалось выше, различались конструкцией главной башни. Первые два прототипа танка Nb.Fz. без полноценного бронирования имели башню, разработанную фирмой «Рейнметалл», а три последующих собранных танка – башню фирмы «Крупп». Упомянутые башни немного отличались друг от друга формой и броневой маской, но оба варианта собирались путем сварки броневых листов и имели командирскую башенку. При этом бронирование лобовой части башни и бронемаски составляло 15, а кормы, бортов и крыши – 13 миллиметров.

Пулеметные башенки были заимствованы с незначительными конструкционными изменения у легкого танка Pz.Kpfw. I (Panzerkampfwagen I) (Sd.Kfz. 101). Они имели коническую форму и устанавливались на роликовую опору. Лоб пулеметной башенки формировался из 13-миллиметрового броневого листа, сориентированного под углом в 8 градусов к вертикали и обтекаемой полуцилиндрической маски пулемета, имевшей толщину бронирования до 15 миллиметров. Борта и корма башенки формировались из 13-миллиметрового броневого листа, наклоненного под углом в 22 градуса к вертикали. Крыша башенки формировалась из 8-миллиметрового броневого листа. Повороты пулеметных башенок, как и в танке Pz.Kpfw. I, осуществлялись вручную механическим способом стрелком-пулеметчиком при помощи винтового механизма.

Экипаж немецкого среднего танка Nb.Fz. во время чистки орудий, Норвегия, 1940 год

Экипаж немецкого среднего танка Nb.Fz. во время чистки орудий, Норвегия, 1940 год

Вооружение.

В качестве основного вооружения среднего многобашенного танка Nb.Fz. использовали 75-миллиметровую нарезную пушку KwK 1/24 с длиной ствола в 24 калибра и спаренную с ней 37-миллиметровую нарезную пушку KwK L/45 с длиной ствола в 45 калибров. В двух первых небронированных прототипах пушки размещались в вертикальной плоскости одна над другой, а в серийных танках – параллельно, при этом KwK L/45 размещалась слева от KwK 1/24. Боекомплект к 75-миллиметров пушке состоял из 80, а к 37-миллиметровой из 50-60 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались в укладке по бортам основной башни и корпуса танка.

В качестве вспомогательного вооружения танк Nb.Fz. был оснащен тремя 7,92-миллиметровыми пулеметами MG-13. Два пулемета MG-13 были установлены в передней и задней пулеметных башенках, а один использовался в качестве спаренного с пушками и устанавливался в шаровую установку в броневой маске основной башни справа от орудий. Боекомплект к трем пулеметам состоял из 3000-3200 патронов, которые снаряжались в ленты и укладывались в барабаны.

Немецкие танки м во время одного из демонстрационных парадов в Осло, 1940 год

Немецкие танки м во время одного из демонстрационных парадов в Осло, 1940 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки среднего танка Nb.Fz. первоначально использовали карбюраторный авиационный шестицилиндровый двигатель BMW Va с мощностью на выходе в 290 лошадиных сил. На серийных танках его заменили на карбюраторный двигатель фирмы «Майбах» модели  HL 108 TR с жидкостным охлаждением. Данный двигатель мог развивать максимальную мощность до 280 лошадиных сил, что позволяло танку двигаться по шоссе со скоростью порядка 32-х километров в час. Двигатель был установлен в центре корпуса со смещением вправо. Тут же размещались топливные баки и радиаторы охлаждения.

К числу основных деталей и элементов трансмиссии немецкого среднего танка Nb.Fz. были отнесены:

редуктор, сопряженный с двигателем;

ступенчатый карданный вал;

главного двухдисковый фрикцион, работавший по принципу сухого трения;

механическая пятискоростная коробка передач;

поворотный дифференциал;

две однорядные бортовые передачи.

Ходовая часть немецкого среднего танка Nb.Fz. состояла по каждому борту из десяти обрезиненных сдвоенных опорных катков с малым диаметром, которые блокировались попарно в пять тележек. В свою очередь тележки крепились шарнирно к корпусу с помощью балансиров. В качестве упругих элементов и средств амортизации использовались спиральные пружины. Во избежание провисания гусеницы в конструкции ходовой части были использованы четыре обрезиненных поддерживающих ролика, которые устанавливались в ниши на легкие кронштейны в форме перевернутой римской цифры V. Ленивец в переднем расположении с механизмом натяжения гусеницы представлял собой сплошной металлический диск с резиновой шиной. Между ленивцем и первой тележкой подвески размещался упорный ролик, устранявший прогибы гусеницы в этом направлении при преодолении вертикальных препятствий. Ведущее колесо снабжалось зубчатым венцом цевочного зацепления имело заднее расположение и частично, как и вся ходовая по борту танка, прикрывалось фальшбортом.

Гусеничная цепь танка Nb.Fz. по своему типу была мелкозвенчатой с шириной трака в 380 миллиметров. Аналогичные траки использовались при сборке гусеничных цепей при ранних сериях танков Pz. III и Pz. IV.

Немецкие солдаты рассматривают средний танк Nb.Fz. в форте Акершус, 1940 год

Немецкие солдаты рассматривают средний танк Nb.Fz. в форте Акершус, 1940 год

Боевое применение.

В настоящее время существует множество версий по боевому применению немецких средних танков Nb.Fz. К сожалению, подтвердить или опровергнуть некоторые из них не представляется в настоящее время возможным.

Однако доподлинно известно, что три серийных танка в 1940 году были переброшены в Норвегию, где вошли в состав подразделения Panzer Abteilung zur besonderer Vervendung 40. Из данных танков было сформировано небольшое отдельное подразделение, приравненное к взводу, получившее название Panzerzug Horstmann/Zug Putloss. Командиром Panzerzug Horstmann/Zug Putloss назначили лейтенанта Ганса Хорстмана (Hans Horstmann).

Танки Nb.Fz. 19 апреля 1940 года прибыли в Осло. Их основной задачей было создать видимость наличия у Вермахта тяжелых танков прорыва. Поэтому все три танка принимали участия в парадах на улицах Осло и множественных фотосессиях.

Позже один из танков Nb.Fz. был предан 196 пехотной дивизии, которая вела бои с британским экспедиционным корпусом. В составе данной дивизии танк Nb.Fz. даже поучаствовал в боях, получив множественные повреждения. Однако он уничтожен не был и, пройдя ремонт, вернулся в строй.  Еще один из двух оставшихся в подразделении PzAbt zbV 40 танков Nb.Fz. застрял в болотистой местности недалеко от Лиллехаммера. Чтобы не развеять миф о тяжелых немецких танках в Норвегии, солдаты Вермахта не пожалели изрядного количества взрывчатки, что бы как можно полно уничтожить этот экземпляр взрывом.

16 мая 1940 года взорванный Nb.Fz. заменили в подразделении PzAbt zbV 40 прототипом с усиленной навесными экранами броней.

В ряде источников указывается, что подразделение PzAbt zbV 40 на протяжении всего 1941 года находилось неподалеку от Осло в форте Акершус, а в средине 1942 года было переброшено в Финляндию. О соответствии действительности данной информации говорить трудно, как и об информации о применении нескольких танков Nb.Fz. на Восточном фронте. В часности немецкие источники утверждают, что танки Nb.Fz.  в составе 1-ой танковой группы принимали участие в боях в конце июня 1941 года в районе Дубно-Броды и даже несли при этом боевые потери.

Также Григорий Пенежко в своей книге «Записки советского офицера» довольно подробно описывает бой советских танков КВ-2 с несколькими Nb.Fz., называя их «Черными Рейнметаллами».

Несмотря на все версии и гипотезы, более правдоподобной является версия о том, что оставшиеся экземпляры танков Nb.Fz. простояли всю войну в Норвегии, а потом были захвачены союзниками. Дальнейшая судьба их при этом остается неизвестной.

Немецкий средний танк Nb.Fz. с башней фирмы «Рейнметалл» на заводе во время его ремонта или же модернизации. Вероятнее всего, это прототип, направленный в Норвегию после уничтожения танка основной серии.

Немецкий средний танк Nb.Fz. с башней фирмы «Рейнметалл» на заводе во время его ремонта или же модернизации. Вероятнее всего, это прототип, направленный в Норвегию после уничтожения танка основной серии.

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх