Танк Pz.Kpfw. II (Sd.Кfz. 121) | Танки в бою

Танк Pz.Kpfw. II (Sd.Кfz. 121)





Немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. F на марше в России, 1941 год

Немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw. II Ausf F на марше в России, 1941 год

Pz.Kpfw. II (Panzerkampfwagen II) (Sd.Кfz. 121) – легкий немецкий танк конца 30-х – начала 40-х годов прошлого века, принявший участие в боевых действиях Второй мировой войны, главным образом, на начальной ее стадии. Занимает второе место в линейке немецких танков, разработанных и выпущенных после Первой мировой войны. В некоторых советских источниках долгое время обозначался, как Т-2.

Легкий немецкий танк Pz.Kpfw.II в Бронетанковом музее в Кубинке

Легкий немецкий танк Pz.Kpfw. II в Бронетанковом музее в Кубинке

История и предпосылки создания.

По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось иметь бронетанковые силы. Для того что бы обойти условия мирного договора немецкая промышленность шла на, разного рода, уловки и хитрости.  Первым немецким танком стал легкий танк Pz.Kpfw. I, который замаскировали под сельскохозяйственный трактор. Аналогично поступили и в отношении разработок и создания Pz.Kpfw. II.

Своим появлением легкий танк Pz.Kpfw. II обязан скорее всего Хайцу Гудериану, который неоднократно отстаивал свою позицию в том, что рейхсверу необходим танк для противотанковой борьбы и с достаточно хорошим бронированием. К словам основателя бронетанковых войск Германии прислушались и приступили к созданию принципиально новой, отличной от Pz.Kpfw. I машины в июле 1934 года, когда она была заказана ведущим немецким фирмам «Геншель», MAN и «Крупп-Грузон».

Первые произведенные прототипы, собранные из неброневой стали, предстали перед заказчиками уже в средине октября 1935 года. Но ни один представленный на их обозрение проект в полной мере не смог удовлетворить запросы, поэтому в производство была запущена комбинированная машина, в которой шасси разработала фирма MAN, а башню и корпус – фирма «Даймлер-Бенц». К средине февраля 1937 года было выпущено 75 танков.  Эта партия была в большей мере экспериментальной, поэтому подразделялась по 25 танков на три подмодификации — a/1, a/2 и a/3. Указанные модификации отличались друг от друга несущественным образом. К примеру, у танков модификации Pz Kpfw II Ausf a/2 устанавливали сварной ленивец, а моторное отделение оборудовали противопожарными стенками. Танки модификации Pz.Kpfw. II Ausf a/3 оснащались увеличенным радиатором в системе охлаждения, а пружины в подвеске заметно усилили.

Поиск оптимального конструкционного исполнения танка продолжался, и в апреле 1937 года было выпущено 25 танков модификации Pz.Kpfw. II Ausf b, в которых усовершенствовали трансмиссию и ходовую часть, а так же установили более мощный двигатель. Все эти новшества увеличили массу танка до 7,9 тонн. В 25 машинах следующей модификации Pz.Kpfw. II Ausf с несколько изменили ходовую часть, сформировав ее пяти опорных катков на индивидуальной подвеске в виде рессор.

В период с мая 1938 года по август 1939  года фирмами MAN  и «Даймлер-Бенц»   было выпущено две партии быстрых машин (Schnellkampfwagen), которые принято считать следующими модификациями данного типа танков – D и Е. Главным отличием от  предыдущих модификаций у этих танков было принципиально новая система подвески.

Модификация Pz.Kpfw. II Ausf F – является последней для данного типа танка. Машины  данной модификации выпускались в период с марта 1941 года по конец декабря 1942 года.

Легкий немецкий танк Pz.Kpfw.II ранних модификаций

Легкий немецкий танк Pz.Kpfw. II ранних модификаций

Компоновка.

Танк Pz.Kpfw. II был скомпонован классически. При этом моторное отделение находилось в задней (кормовой) части корпуса. Здесь размещался двигатель и радиаторы охлаждения. Трансмиссионное отделение и отделение управления были сопряжены и размещались в лобовой части корпуса. Боевое отделение распространялось на среднюю часть корпуса и башню со смещением к левому борту.

Экипаж танка Pz.Kpfw. II состоял из трёх человек. Механик-водитель размещался в нижней левой части боевого отделения при переходе в отделение управления. Командир танка и заряжающий размещались в средней части корпуса и башне. При этом командир танка осуществлял наблюдение за местностью через приборы наблюдения и выполнял функции башенного стрелка.

Немецкая колона легких танков Pz.Kpfw.II на марше, Белоруссия, июль 1941 года

Немецкая колона легких танков Pz.Kpfw. II на марше, Белоруссия, июль 1941 года

Бронезащита корпуса и башни.

Бронирование танка Pz.Kpfw. II разрабатывалось по противопульному принципу и обеспечивало защиту от пуль средних калибров стрелкового оружия.

Корпус танка Pz.Kpfw. II собирался из катаных листов хромоникелевой стали путем сваривания броневых листов между собой и каркасом корпуса. Толщина броневого листа лобовой части корпуса колебалась от 13 миллиметров у танков ранних модификаций до 30 миллиметров в модификациях D и F. Толщина брони бортов и кормы практически не изменялась в зависимости от модификаций танка и находилась в пределах 13-15 миллиметров. Толщина броневого листа крыши и днища корпуса однородной не была и по длине корпуса колебалась от 5 до 10 миллиметров, в более поздних модификациях даже до 15 миллиметров.

Башня устанавливалась асимметрично со смещением от продольной оси танка левому борту на 85 миллиметров. Установка башни производилась на подбашенную коробку в отверстие на корпусе. Толщина лобовой брони башни так же была неоднородной по контуру и колебалась в пределах 13-15 миллиметров, а у танков модификации С даже в некоторых местах превышала 34 миллиметра. Борта и корма башни собирались из броневых плит толщиной 13 миллиметров, а у танков более поздних модификаций – 15 миллиметров.

В крыше башни находился двухстворчатый люк, который в некоторых более поздних вариантах исполнения заменялся командирской башенкой. Люка в лобовой части корпуса не было, что усложняло попадание в танк и эвакуацию из него для механика-водителя, который вынужден был пользоваться люком в башне.

Вращение башни производилось вручную с помощью червячного механизма поворота, который располагался справа от маски пушки и пулемета.

Немецкий легкий танк Pz.Kpfw.II преодолевает холм

Немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II преодолевает холм

Вооружение.

Большинство танков Pz. II Ausf a, b, с вооружалось 20-миллиметровой автоматической нарезной пушкой KwK 30 со скорострельностью 280 выстрелов в минуту.

На небольшом количестве танков модификации Ausf F устанавливалась 20-миллиметровая нарезная автоматическая пушка KwK 38 со скорострельностью в 450 выстрелов в минуту.

Боекомплект к пушке состоял из 180 снарядов (в более поздних модификациях он возрос до 320), которые укладывались в магазины по 10 штук в каждом.

Кроме автоматической пушки, вооружение танка Pz.Kpfw. II состояло еще и со спаренного пулемета MG-34 калибра 7,92 миллиметров. Боекомплект пулемета состоял из 2500 патронов, которые укладывались в магазины.

Пушка и пулемет устанавливались в маску башни в лобовой ее части.

Колона немецких легких танков Pz.Kpfw.II на марше под Москвой, ноябрь, 1941 года

Колона немецких легких танков Pz.Kpfw. II на марше под Москвой, ноябрь, 1941 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

На танках Pz.Kpfw. II всех основных выпускаемых серийно модификаций устанавливался в качестве силовой установки карбюраторный шестицилиндровый рядный двигатель, который развивал мощность в 140 лошадиных сил, что позволяло танку развивать максимальную скорость на шоссе в 40 километров в час.

На танках модификаций Ausf C и Ausf F использовался двигатель HL 62 TR, произведенный фирмой «Майбах», развивавший мощность в 140 лошадиных сил.

Двигатель с системой охлаждения устанавливался в двигательном отделении, а вот два топливных бака, задний и передний, емкостью соответственно в 68 и 102 литра, размещались в боевом отделении по правому борту, что угрожало в немалой мере экипажу танка при пробитии брони танка или попадания в него бутылки с зажигательной смесью.

В состав системы трансмиссии основных серийных модификаций легкого танка Pz.Kpfw. II входили следующие узлы:

главный двухдисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения сталь по стали, модели K230K;

многоступенчатый карданный вал, тянувшийся через всё  боевое отделение;

шестиступенчатая механическая коробка передач модели ZF-Afon SSG 46 с пятью передачами вперед и одной назад;

планетарный одноступенчатый механизм поворота;

тормоза фирмы MAN колодочного типа;

бортовые одноступенчатые передачи.

Ходовая часть танков модификации Pz.Kpfw. II разрабатывалась по классическому принципу Кристи. У большинства танков основных серийных модификаций ходовую часть состояла из пяти опорных катков среднего диаметра, установленных на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор с каждого борта. Так же в себя включала ведущее сдвоенное колесо, четыре опорных одиночных катка, покрытых губчатой резиной, имевших диаметр по 530 миллиметров, три обрезиненных поддерживающих катка и обрезиненный ленивец.

В модификациях танков Pz.Kpfw. II – D и Е ходовая часть претерпела незначительных изменений. На этих танках она включала в себя по четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов. Подвеска катков была индивидуальной торсионной.

Гусеницы  танка Pz.Kpfw. II, как и его предшественника Pz.Kpfw. II, разрабатывались по принципу цевочного зацепления. Мелкозвенчатые и двухгребневые гусеницы собирались из литых стальных траков центральным размещением по каткам с каждого борта.

Заправкалегкого танка Pz.Kpfw.II на Восточном фронте

Заправка легкого танка Pz.Kpfw. II на Восточном фронте

Боевое применение.

Испытание танка ранних модификаций на полях сражений пришлось на Гражданскую войну в Испании. Приобретенный опыт немецкие конструкторы использовали при создании танков более поздних модификаций.

Танк Pz.Kpfw. II принимал активное участие в боевых действиях на начальном этапе Второй мировой войны. Танк хорошо зарекомендовал себя в Польской и Французской кампаниях, а так же в боевых действиях в Югославии и Греции. Уже в этих кампаниях проявились слабые места танка в бронировании и огневой мощи. В этих показателях он заметно уступал танкам аналогичного класса, состоящих на вооружении Британской, Французской и Польской армий.

В боевых действиях в Северной Африки показали недостатки танка в ходовой части, но, не имея серьезного противодействия со стороны противотанковой артиллерии и танков союзников, он с успехом дошел до Египта и принял участие в сражении при Эль-Аламейне.

Легкий танк Pz.Kpfw.II являлся одним из основных танков Вермахта, которые вторглись в СССР в июне 1941 года. Невзирая на то, что танк не мог на равных бороться с легкими и средними РККА, воспользовавшись общей неразберихой в первые месяцы войны, Pz.Kpfw. II дошел до Москвы и Ленинграда. На протяжении 1942 года танк Pz.Kpfw. II постепенно уступал свои позиции более новым модификациям танков, поступавших на вооружение вермахта. В последующем он использовался как командирский и разведывательный танк, в борьбе с партизанами и для несения гарнизонной службы.

Легкий танк Pz.Kpfw. II состоял на вооружении, кроме Германии, в армиях Ливана, Румынии, Словакии, Болгарии и Турции (несколько экземпляров).

Советские военнослужащие подготавливают к транспортировке подбитый легкий немецкий танк PzKpfw II. Обозначения на подбашенной коробке танка PzKpfw II говорят о его принадлежности к 8-й роте 13-й танковой дивизии Вермахта. Юго-Западный фронт, июль 1941 года

Советские военнослужащие подготавливают к транспортировке подбитый легкий немецкий танк Pz.Kpfw. II. Обозначения на подбашенной коробке танка Pz.Kpfw. II говорят о его принадлежности к 8-й роте 13-й танковой дивизии Вермахта. Юго-Западный фронт, июль 1941 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх