Танк Pz.Kpfw. IV (Sd.Kfz. 161) | Танки в бою

Танк Pz.Kpfw. IV (Sd.Kfz. 161)





Рисунок немецкого среднего танка Pz..Kpfw. IV Ausf G в бою

Рисунок немецкого среднего танка Pz..Kpfw. IV Ausf G в бою

Pz.Kpfw. IV (Panzerkampfwagen IV) (Sd.Kfz. 161) – немецкой средний танк второй половины 30-х –  первой половины 40-х годов прошлого века, принимавший активное участие в боевых действиях Второй мировой войны и ставший самым массовым танком Вермахта в этот период. Занимает четвертое место в линейке немецких танков, которые были разработаны и запущены в серийное производство после окончания Первой мировой войны. В своде военной техники Германии обозначался, как Sd.Kfz. 161 (Sonderkraftfahrzeuge 141, в переводе – «машина специального назначения»). В ряде изданий так же можно встретить обозначения этого танка: Pz. IV (или Пз. IV), Панцеркампваген IV (в русской транскрипции), а так же Т-4 или Т-IV (в советских источниках военного и послевоенного периодов).

Танк Pz.Kpfw. IV Ausf G немецкого производства в Музее города Латрун (Израиль)

Танк Pz.Kpfw. IV Ausf G немецкого производства в Музее города Латрун (Израиль)

История и предпосылки создания.

Обходя условия Версальского мирного договора, по которому Германии запрещалось иметь бронетанковые войска, Вермахт все же получил первые три типа танков известной линейки: легкие Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw II, а так же средний Pz.Kpfw III, который и предназначался для борьбы с бронированными объектами противника. Но недостатки Pz.Kpfw III, связанные с недостаточными дальностью стрельбы и бронепробиваемостью его вооружения, требовали создания нового танка с более высокими огневыми характеристиками, который бы в бою смог выполнять функции танка огневой поддержки.

Во второй половине января 1934 года Управление вооружений военного ведомства Германии организовало и провело конкурс проектов боевой машины подобного класса, которая по массе не превышала бы 24 тонны. Проекту присвоили завуалированное название «машина командира батальона» (Bataillonsführerwagen, в сокращении – B.W.) Сначала фирмы «Рейнметалл» и «Крупп», а чуть позже «Даймлер-Бенц» и M.A.N. включились в борьбу за получение подряда на разработку и будущее производство танка. За 18 месяцев работы все участники конкурса предоставили свои разработки, а «Рейнметалл» – даже и собранный прототип под условным индексом VK 2001(Rh). Управлением вооружений в итоге лучшим   был определен проект фирмы «Крупп» под индексом VK 2001(K), который был принят за основу, но при этом было указано на необходимости заменить в конструкции некоторые элементы подвески.

После изменений и доработок проекта, фирма «Крупп» получила государственный заказ на изготовление пробной партии новых танков, который получил предварительное название «бронированная машина с 75-миллиметровой пушкой» (7,5 cm Geschütz-Panzerwagen) или «экспериментальный образец 618» (Versuchskraftfahrzeug 618, сокращенно или Vs.Kfz. 618). В апреле 1936 года танк получил свое окончательное название Panzerkampfwagen IV или Pz.Kpfw. IV с присвоением индекса Sd.Kfz. 161, который закрепился за этой машиной до конца ее серийного производства.

Первые пробные машины Pz.Kpfw. IV экспериментальной серии были собраны в период конца 1936—начала 1937 годов на заводских площадях фирмы «Крупп» в городе Эссен. Однако считается, что серийный выпуск машин этого типа начался в октябре 1937 года на заводах «Крупп-Грузон» в Магдебурге. За период серийного производства танка с 1937 по начало апреля 1945 года было выпущено более 8600 машин различных модификаций, что позволило среднему танку Pz.Kpfw. IV стать самым массовым в Вермахте.

Немецкие средние танки Pz.Kpfw. IV Ausf A принимают участие в военном параде, 1938 год.

Немецкие средние танки Pz.Kpfw. IV Ausf A принимают участие в военном параде, 1938 год

Компоновка.

Средний танк Pz.Kpfw. IV, как и его предшественник —  Pz.Kpfw. III, был скомпонован по классической схеме немецкого танкостроения. Моторное отделение размещалось в задней части корпуса. В передней части корпуса находилось отделение управление, сопряженное с трансмиссионным, а боевое отделение распространялось на центральную часть корпуса и башню.

Экипаж танка Pz.Kpfw. IV состоял из пяти человек. Механик-водитель размещался ближе к передней части корпуса, а справа от него находился стрелок-радист, который вел огонь из лобового пулемета. Командир танка, заряжающий и наводчик находились в башне и средней части корпуса.

Для посадки в танк и высадки из него экипаж использовал два прямоугольных люка в верхней передней части корпуса (стрелок-радист и механик-водитель), круглый люк в крыше корпуса для командира и два прямоугольных двухстворчатых люка в левом и правом бортах башни, предназначенный соответственно для наводчика и заряжающего.

Немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV ранних модификаций, лето 1941 года

Немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV ранних модификаций, лето 1941 года

Бронезащита корпуса и башни.

Бронирование среднего танка Pz.Kpfw. IV (в основном всех его модификаций) разрабатывалось по дифференцированному противопульному и противоснарядному принципу, что обеспечивало танку и его экипажу защиту, как от пуль различных калибров легкого стрелкового оружия, так и снарядов средних калибров в основных противоснарядных направлениях.

Корпус танка Pz.Kpfw. IV имел коробчатую ступенчатую форму и собирался из катаных и кованых листов хромоникелевой стали с поверхностной цементацией. Бронелисты сваривались между собой и таким же способом крепились на общий каркас, иногда в некоторых местах для соединений применялись болтовые соединения. Толщина бронирования в основных направлениях зависела от модификации танка. Так, к примеру, танки модификации Pz.KpfW. IV Ausf A вообще имели противопульную броню до 15 миллиметров в лобовой, кормовой и бортовых частях. В модификациях Pz.KpfW. IV Ausf B, Pz.KpfW. IV Ausf C и Pz.KpfW.IV Ausf D лобовая броня корпуса была усилена до 30 миллиметров, в модификациях Pz.KpfW. IV Ausf E,  Pz.KpfW. IV Ausf F и Pz.KpfW. IV Ausf G – до 50, а в более поздних модификациях Pz.KpfW. IV Ausf H и Pz.KpfW. IV Ausf J – вообще до 80 миллиметров. Толщина бортовой и кормовой брони в основном составляла 30 миллиметров и могла усиливаться за счет установки дополнительных экранов. Толщина бронеплит, формировавших днище, составляла от 5 (в модификациях Pz.KpfW. IV Ausf A, Pz.KpfW. IV Ausf B и Pz.KpfW. IV Ausf C) до 10 миллиметров (во все остальных).

Танк Pz.Kpfw. IV Ausf G в составе болгарской армии, 1944 год

Танк Pz.Kpfw. IV Ausf G в составе болгарской армии, 1944 год

Башня среднего танка Pz.Kpfw. IV имела сложную многогранную форму и устанавливалась на продольную ось корпуса без смещения в подбашенную коробку. Как и в случае с корпусом, бронирование башни в основных направлениях зависело от модификации танка. Если не брать во внимание модификацию Pz.KpfW. IV Ausf A, где лобовая броня башни не превышала 15 миллиметров, все остальные модификации имели в этом направлении достаточно мощную противоснарядную броню от 30 миллиметров (в модификациях Pz.KpfW. IV Ausf B, Pz.KpfW. IV Ausf C, Pz.KpfW. IV Ausf D и Pz.KpfW. IV Ausf E) до 50 миллиметров (в модификациях Pz.KpfW. IV Ausf F, Pz.KpfW. IV Ausf G, Pz.KpfW. IV Ausf H и Pz.KpfW. IV Ausf J). Бортовая и кормовая броня так же в зависимости от модификации колебалась в пределах от 15 в ранних сериях до 30 миллиметров – в поздних. Броневые листы крыши башни имели практически во всех танках толщину от 10 до 12 миллиметров, исключение в этом составляли танки более поздней модификации Pz.KpfW. IV Ausf J, где толщина брони крыши башни доходила до 26 миллиметров.

Стоит отметить, что на танках практически всех модификаций в левой части крыши основной башни монтировалась командирская башенка с вмонтированными в ней оптическими приборами для обзора местности командиром танка.

Немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV в Северной Африке, 1943 год.

Немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV в Северной Африке, 1943 год.

Вооружение.

В качестве основного вооружении немецкого среднего танка Pz.KpfW. IV использовали 75-миллиметровое нарезное орудие, модель которого изменялась в зависимости от модификации и периода выпуска танка. Танки всех модификаций до Pz.KpfW. IV Ausf F1 включительно были вооружены короткоствольной пушкой KwK.37 с длиной ствола в 23 калибра. С целью повышения огневой мощи танка в последующем были выпущены модификации Pz.KpfW. IV Ausf F2, Pz.KpfW. IV Ausf G, Pz.KpfW. IV Ausf H и Pz.KpfW. IV Ausf J, которые стали вооружать сначала пушкой KwK.40 L/43 (первые две указанные модификации) с длиной ствола в 43 калибра, а потом и удлиненным ее вариантом – KwK.40 L/48, имевшей длину ствола в 48 калибров. Боекомплект пушки колебался от 80 до 87 выстрелов унитарного заряжания, которые укладывались бо бортам боевого отделения. Пушка устанавливалась на цапфы в лобовую часть маски и закрывалась броневой маской прямоугольной формы.

Кроме  пушки, вспомогательное вооружение среднего танка Pz.KpfW. IV  состояло еще и с двух пулеметов либо MG-13 (использовался только в Pz.KpfW. IV Ausf A), либо в подавляющем большинстве MG-34 калибра 7,92 миллиметров. Один пулемет устанавливался спаренным в маску пушки, второй – в шаровую установку в правую часть возвышения корпуса. Боекомплект к обоим пулеметам в зависимости от модификации танка состоял от 2400 до 3150 патронов, снаряженных в ленты, которые укладывались в барабаны.

Немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV и пехота накануне вторжения в СССР, июнь 1941 года

Немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV и пехота накануне вторжения в СССР, июнь 1941 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки на средних танках Pz.KpfW. IV устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный  двигатель фирмы «Майбах» с жидкостным охлаждением. На танках модификаций Pz.KpfW. IV Ausf A использовался двигатель Maybach HL 108TR, который мог развивать мощность до 350 лошадиных сил. На танках модификаций Pz.KpfW. IV Ausf B и Pz.KpfW. IV Ausf C устанавливали двигатели моделей Maybach HL 120TR, которые развивали мощность уже до 300 лошадиных сил. На всех последующих сериях танков использовали модифицированную версию двигателя Maybach  HL 120TRM. Оба последних форсированных двигателя обеспечивали максимальную скорость для танков различных модификаций при движении по шоссе от 38 до 42 километров в час. Двигатель размещался в моторном отделении в кормовой части корпуса продольно со смещением вправо от оси танка. Радиаторы водяного охлаждения размещались слева от двигателя. Тут же были установлены и три топливных бака соответственно емкостью в 140, 110 и 170 литров. На танках модификации Pz.Kpfw. IV Ausf J устанавливался еще и четвертый бак с емкостью 189 литров.

В состав конструкции трансмиссии среднего танка Pz.Kpfw. IV основных серийных модификаций входили следующие узлы:

Немецкий танк Pz.Kpfw. IV движется по мосту, Северная Франция, 1944 год

Немецкий танк Pz.Kpfw. IV движется по мосту, Северная Франция, 1944 год

ступенчатый карданный вал;

главный (основной) трехдисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения;

трехвальная механическая коробка передач, оснащенная дисковыми пружинными синхронизаторами: на танках Ausf A – пятиступенчатая (с формулой 5+1) модели SFG75, на танках Ausf B — Ausf G – шестиступенчатая (с формулой 6+1) модели SSG76 и танках Ausf H и Ausf J – шестиступенчатая (с формулой 6+1) модели SSG77;

планетарный поворотный механизм;

две бортовые передачи;

бортовые ленточные тормоза.

Ходовая часть средних танков Pz.Kpfw. IV по каждому борту состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков, имевших диаметр в 470 миллиметров, четырех, а в модификации Ausf J трех, сдвоенных поддерживающих катков, которые обрезинивались бандажами (кроме танков модификаций Ausf J и Ausf H), ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Опорные катки блокировались попарно на балансиры с подвеской на листовых четвертьэллиптических стальных рессорах.

Гусеницы практически у всех танков Pz.Kpfw. IV собирались из стальных одногребневых траков с цевочным зацеплением. В танках первых серий выпуска мелкозвенчатая гусеница имела ширину в 360 миллиметров при шаге в 120 и собиралась из 101 трака типа Kgs 61/360/120. Начиная с танков модификации Ausf F при возросшей массе танка применялась гусеница типа Kgs 61/400/120, которая имела ширину в 400 миллиметров и собиралась из 99 траков.

Трофейный танк Pz.Kpfw. IV немецкого производства в составе танковой роты РККА

Трофейный танк Pz.Kpfw. IV немецкого производства в составе танковой роты РККА

Боевое применение.

Выпущенные в составе экспериментальной партии первые три танка Pz.Kpfw. IV Ausf A поступили на вооружение танковых подразделений Вермахта в начале января 1938 года. За три первых месяцев этого же года их число увеличилось до 30 единиц, и уже в апреле танки Pz.Kpfw. IV приняли участие в составе бронетанковой колонны, которая вошла в Вену в ходе присодинения (аншлюса) Австрии. В октябре этого же года около полутора десятков танков  Pz.Kpfw IV в составе танковых частей Вермахта оккупировали сначала Судетскую область Чехословакии, а потом и Чехию.

Средние танки Pz.Kpfw IV в сентябре 1939 года, вторгшись в Польшу и не имея достойного противника в лице польских бронетанковых частей, внесли едва ли не решающий вклад в молниеносность Польской кампании.

Практически аналогично боевым действиям в Польше, танки Pz.Kpfw. IV проявили себя и во Франции. Британские и французские танки, превосходившие Pz.Kpfw. IV практически по всем характеристикам, вследствие их неправильного и несистемного применения оказать должного сопротивления, за исключением редких эпизодов, не смогли.

В Балканской кампании 1941 года танки Pz.Kpfw. IV вообще не имели соперников, поэтому прошли едва ли не парадным маршем через Югославию и Грецию без видимых потерь.

Танки Pz.Kpfw. IV ранних модификаций широко так же применялись Африканским корпусом Роммеля в боевых действиях в Северной Африке, при этом зарекомендовав себя с достаточно хорошей стороны.

Советские солдаты осматривают подбитый танкистами 6-й гвардейской танковой бригады немецкий средний танк Pz. Kpfw. IV Ausf F1, Юго-западный фронт, май 1942 года

Советские солдаты осматривают подбитый танкистами 6-й гвардейской танковой бригады немецкий средний танк Pz. Kpfw. IV Ausf F1, Юго-западный фронт, май 1942 года

К началу июня 1941 года танки Pz.Kpfw. IV составляли всего-навсего 10% от всего танкового парка Вермахта, но правильное использование в Советской кампании при прорыве обороны и обходе оборонительных позиций РККА сделало их самым грозным оружием в первой половине войны. Ближе к зиме 1941 года начали проявляться и недостатки танка Pz.Kpfw. IV. Слабая проходимость в условиях болотистого или обледенелого грунта, а так же недостаточные бронирование и огневая мощь, которые начали наблюдаться при первых более или менее организованных действиях советских танков, подтолкнули немецких инженеров к модернизации существующих модификаций танка. Средний танк Pz.Kpfw. IV различных модификаций прошел всю Советскую кампанию от ее начала и до самого конца, приняв участие во всех без исключения ее сражениях. Последний танк Pz.Kpfw. IV был подбит 10 мая 1945 года при попытке прорваться из Праги в американскую зону оккупации.

В ходе войны танки Pz.Kpfw. IV, кроме Германии, состояли еще и на вооружении армий стран-сателлитов: Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии, Хорватии и Болгарии. Порядка 350 танков Pz.Kpfw. IV различных модификаций было захвачено РККА и использовано в составе своих танковых частей. Примечательно, что советская танковая рота, сформированная из танков Pz.Kpfw. IV принимала участие в Берлинской операции. В Советской армии танки Pz.Kpfw. IV официально состояли на вооружении вплоть до 1949 года, а после снятия еще долгое время использовались в качестве полигонных мишеней. Два танка Pz.Kpfw. IV были использованы в качестве исследуемых объектов 14 сентября 1954 года в ходе войсковых учений с использованием атомного оружия на Тоцком полигоне в Оренбургской области.

Танки Pz.Kpfw. IV поставлялись так же и в нейтральные страны Турцию и Испанию, а в послевоенный период в качестве трофеев пополнили бронетанковые подразделения Чехословакии и Франции.

На танках Pz.Kpfw. IV различных модификаций и в разные периоды войны воевали такие танковые асы, как Курт Книспель, Эмиль Зейбольд, Франц Ридель, Рюдигер фон Мольтке, Курт Шумахер и Ион Думитру (Румыния).

В послевоенный период попавшие в Сирию танки Pz.Kpfw. IV Ausf H приняли участие в Шестидневной войне 1967 года, где не проявили себя должным образом только лишь из-за видимой устарелости и недостаточной квалификации сирийских танкистов.

Британские танкисты осматривают подбитый немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV Ausf E, Северная Африка, 1943 год

Британские танкисты осматривают подбитый немецкий средний танк Pz.Kpfw. IV Ausf E, Северная Африка, 1943 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх