Танк Pz.Kpfw. V «Panther» (Sd.Kfz. 171) | Танки в бою

Танк Pz.Kpfw. V «Panther» (Sd.Kfz. 171)





Рисунок немецкого среднего танка Pz.Kpfw. V «Panther» Ausf F («Пантера») в бою

Рисунок немецкого среднего танка Pz.Kpfw. V «Panther» Ausf F («Пантера») в бою

Pz.Kpfw. V «Panther» (Panzerkampfwagen V «Panther») (Sd.Kfz. 171) – немецкой средний танк второй половины Второй мировой войны, принявший активное участие в боевых действиях, начиная с лета 1943 года и использовался Вермахтом вплоть до окончания боев в Европе. По мнению специалистов, является едва ли не лучшим танком Германии в упомянутый период. Занимал пятое место в линейке немецких танков, которые были разработаны и запущены в серийное производство после окончания Первой мировой войны. В своде военной техники Германии обозначался, как Sd.Kfz. 171 (Sonderkraftfahrzeuge 171, в переводе обозначает – «машина специального назначения»). Начиная с 27 февраля 1944 года, лично Гитлер отдал распоряжение использовать для обозначения данного танка только его название «Panther» («Пантера»). Кроме этого, в ряде источников так же можно встретить его обозначения: Pz. V (или Пз. V), Панцеркампваген V (в русской транскрипции), а так же Т-5 или Т-V (в советских источниках военного и послевоенного периодов). Стоит так же отметить, что в немецких сводах бронетехники Pz.Kpfw. V «Panther» значился как средний танк, в то же время  советская танковая классификация, как и классификации союзников, относила его к тяжелым.

Средний танк Pz.Kpfw. V «Panther» в экспозиции Военного музея в Нидерландах

Средний танк Pz.Kpfw. V «Panther» в экспозиции Военного музея в Нидерландах

История и предпосылки создания.

Работы над созданием нового немецкого среднего танка, который, как планировалось, должен был заменить Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, были начаты еще в средине 1938 года. Фирмам «Крупп», «Даймлер-Бенц» и MAN была поставлена задача в короткое время создать средний танк массой до 20 тонн. Проект, по которому начались работы, получил условный индекс VK 20.01. Несмотря на срочность данного заказа, работы по проекту шли очень медленно. Это объяснялось отсутствием необходимости в новом танке, так как уже состоящие на вооружении Вермахта средние танки Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV вполне устраивали воюющую немецкую армию, которая к осени 1941 года практически не встречала адекватного сопротивления.

После начала боевых действий с РККА Вермахт столкнулся с новыми в тот период советскими танками — КВ-1 и Т-34. Неорганизованность и отсутствие слаженного командования в РККА в первые месяцы войны создали у немецкого командования иллюзию о всеобщем преимуществе и несокрушимости панцерваффе, однако уже к осени 1941 года после ощутимых потерь Вермахта в танках все чаще начали поступать сообщения о преимуществе танков Т-34 и КВ-1 над немецкими танками.

В тот период специальная немецкая комиссия, возглавляемая Ф. Порше и Г. Книпкампом изучила несколько советских трофейных танков, после чего 25 ноября 1941 года фирмам MAN  и «Даймлер-Бенц» и MAN было изменено задание по созданию нового среднего танка. Новое задание касалось создания прототипа танка массой 35 тонн с использованием всех инновационных конструктивных решений, обнаруженных в советских танках. Разрабатываемый средний танк получил в тот период условное название «Пантера».

В средине весны 1942 года обе фирмы-подрядчицы представили свои прототипы. Прототип фирмы «Даймлер-Бенц» очень сильно внешне напоминал Т-34 и был оснащен дизельным двигателем, однако предпочтение отдали все же прототипу фирмы MAN. Имперская комиссия увидела ряд преимуществ в проекте фирмы MAN над прототипом фирмы-конкурента. Это, в первую очередь, более удачная подвеска, бензиновый двигатель, лучшая маневренность, а так же меньший вылет орудийного ствола.

После определения победителя в конкурсе была начата подготовка к скорейшему запуску нового танка в серию.  Серийный выпуск танка Pz. Kpfw. V «Пантера» был начат в конце января 1943 года и продолжался по конец апреля 1945 года. Кроме фирмы-разработчицы MAN, «Пантера» выпускалась так же на заводах таких известных немецких концернов «Хеншель», «Даймлер-Бенц», «Демаг» и других, а в самом процессе производства танка было задействовано 136 фирм-смежников, поставлявших комплектующие.

Немецкий средний танк Pz.Kpfw. V «Panther» у стен завода фирмы MAN, май 1943 года

Немецкий средний танк Pz.Kpfw. V «Panther» у стен завода фирмы MAN, май 1943 года

Компоновка.

Средний танк Pz.Kpfw. V «Panther», как и его предшественники —  Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, был скомпонован по схеме, уже ставшей в тот период классической для немецкого танкостроения. Моторное отделение разместили в задней части корпуса, а отделение управления – в передней в сопряжении с трансмиссионным. Боевое отделение распространялось на башню и центральную часть корпуса.

Экипаж «Пантеры» состоял из пяти человек. Механик-водитель танка размещался в передней части корпуса с незначительным смещением влево от продольной оси, а справа от него находился стрелок-радист, который мог вести огонь из лобового пулемета. Заряжающий, наводчик и командир танка находились в средней части корпуса и башне.

В крыше передней части корпуса «Пантеры» над отделением управления были встроены два люка, которыми пользовались для посадки в танк и высадки из него механик-водитель и стрелок-радист. Крышки люков имели трапецевидную форму и открывались путем их приподнятия вверх и сдвига в сторону. Для командира танка, наводчика орудия и заряжающего предназначались два круглых люка различных диаметров в крыше основной башни и командирской башенки.

Танк Pz.Kpfw. V «Panther» на мерше, Украина, 1944 год

Танк Pz.Kpfw. V «Panther» на мерше, Украина, 1944 год

Бронезащита корпуса и башни.

Бронирование немецкого среднего танка Pz.Kpfw. V «Panther» разрабатывалось по дифференцированному противоснарядному принципу. При этом броня танка должна была обеспечить защиту его основных агрегатов и экипажа от поражения бронебойными снарядами средних калибров в основных противоснарядных направлениях на средних и дальних дистанциях.

Корпус танка Pz.Kpfw. V «Panther» имел сложную коробчатую форму. Он собирался из катаных броневых плит средней и низкой твердости с поверхностной закалкой, которые соединялись «в шип» или сваркой двойным швом. Верхняя лобовая деталь имела толщину бронирования в  80 миллиметров при рациональном угле наклона в 57° относительно вертикальной нормали. В то же время нижняя лобовая деталь с толщиной в 60 миллиметров ориентировалась под углом в 53° к нормали. По бортам верхние бронелисты корпуса имели толщину 40 миллиметров (у более поздних модификаций — 50), которые наклонялись к вертикали под углами в 42°, нижние листы устанавливались практически вертикально без углом наклона и имели толщину в 40 миллиметров. Броневые листы, формировавшие кормовую часть корпуса танка, с толщиной в 40 миллиметров наклонялись к вертикальной нормали под углом в 30°. Бронелисты крыши корпуса имели толщину до 17 миллиметров, а днища в зависимости от части бронирования от 17 до 30 миллиметров.

Башня среднего танка Pz.Kpfw. V «Panther» имела сложную подковообразную форму и монтировалась на продольной оси корпуса без смещения на подбашенную коробку. Башня являлась сварной конструкцией из катаных бронелистов, соединявшихся «в шип». Толщина бортовых и кормовых бронелистов башни составляла 45 миллиметров при наклоне к вертикальной нормали в 25°. В передней части башни в прямоугольную амбразуру устанавливалось орудие, которое защищалось литой броневой маской. Толщина бронирования маски, как и других лобовых деталей, составляла от 100 до 110 миллиметров в зависимости от модификаций танка. Толщина бронирования крыши башни колебалась так же в зависимости от модификации и периодов выпуска танка в пределах от 15 до 17 миллиметров.

Стоит отметить, что на основных башнях танков всех модификаций в левой части крыши монтировалась в виде надстройки командирская башенка с оптическими приборами для обзора местности командиром танка.

Танки Pz.Kpfw. V «Panther» в Париже в районе Триумальной арки, 1944 год

Танки Pz.Kpfw. V «Panther» в Париже в районе Триумальной арки, 1944 год

Вооружение. 

В качестве основного вооружении немецкого среднего танка Pz.Kpfw. V «Panther» использовали 75-миллиметровая танковая пушка KwK 42, производившаяся фирмой «Рейнметалл-Борзиг» с длиной ствола орудия в 70 калибров без длины дульного тормоза. Боекомплект к пушке состоял из 79 выстрелов в модификациях A и D и 82 выстрелов в модификациях G. Боекомплект размещался в укладке вдоль бортов боевого отделения и башни и в его состав входили осколочно-фугасные Sprgr. 42, бронебойные Pzgr. 39/42 и подкалиберные снаряды Pzgr. 40/42.

В качестве вспомогательного вооружение немецкого среднего танка Pz.Kpfw. V «Panther» в основных модификациях использовалось два 7,92-миллиметровых пулемета MG-34. Один из них спаривался с пушкой и устанавливался в броневой маске башни, второй – использовался в качестве курсового и устанавливался в лобовой лист корпуса в бугельной установке в модификациях танка D и в шаровой установке в модификациях A и G. Кроме этого, командирская башенка танков модификаций A и G была приспособлена для установки зенитного пулемета либо MG-34, либо MG-42. Бекомплект ко всем пулеметам у танков модификации Ausf G состоял из 4800 патронов, у танков модификаций Ausf A и D его увеличили до 5100 патронов. Патроны к пулеметам снаряжались в ленты, которые в свою очередь укладывались в короба.

Для обороны танка и его экипажа от пехоты в модификациях Ausf A и G устанавливали в правой задней части крыши башни «устройство для ближнего боя» (Nahkampfgerat), которое представляло собой мортирку калибра 56 миллиметров для стрельбы дымовыми, осколочными и осколочно-зажигательными гранатами.

Колонна танков Pz.Kpfw. V «Panther» в Венгрии перед началом Балатонского наступления

Колонна танков Pz.Kpfw. V «Panther» в Венгрии перед началом Балатонского наступления

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве двигателя немецкого среднего танка «Пантера» в первое время (на первых выпущенных 250 танках) использовали карбюраторный V-образный двенадцатицилиндровый двигатель Maybach HL 210 P30 с водяным охлаждением. Впоследствии на «Пантерах» всех модификаций стали использовать аналогичный двигатель модели Maybach HL 230 P45, который развивал мощность в 700 лошадиных сил, что позволяло двигаться по шоссе с максимальной скоростью в 46-48 километров в час.

Двигатель устанавливали в моторное отделение в кормовой части корпуса, здесь же размещались и радиаторы водяного охлаждения, а так же топливные баки общей емкостью от 380 до 422 литров в зависимости от модификации танка.

В состав конструкции трансмиссии немецкого среднего танка Pz.Kpfw. V «Panther» входили следующие основные узлы агрегаты:

главный (основной) фрикцион;

карданная передача;

трехвальная коробка переключения передач (КПП) модели Zahnradfabrik AK 7-200;

механизм поворота;

бортовые передачи;

дисковые тормоза.

Ходовая часть немецких средних танков Pz.Kpfw. V «Panther»  применительно по каждому борту состояла из восьми обрезиненных опорных катков большого диаметра, размещенных в шахматном порядке, что обеспечивало танку плавность хода, но делало трудоемким производство и ремонт. Кроме опорных катков, в состав элементов ходовой части входило ведущее колесо в переднем расположении, снабженное съемным зубчатым венцом и направляющее колесо в заднем расположении.

В качестве упругих элементов подвески применялись двойные торсионы, а передняя и задняя пары катков снабжалась еще и гидравлическими амортизаторами.

Траки гусениц «Пантер» производились из стали путем литья, которые впоследствии собирались в мелкозвенчатые гусеничные цепи, по 86 траков в каждой. Длина шага трака составляла 153, а его ширина 660 миллиметров.

Танки Pz.Kpfw. V «Panther» немецкого производства в составе танкового подразделения РККА

Танки Pz.Kpfw. V «Panther» немецкого производства в составе танкового подразделения РККА

Боевое применение.

Фронтовой дебют среднего танка Pz.Kpfw. V «Panther» состоялся в период битвы на Курской дуге 5 июля 1943 года в составе 39-й танкового полка дивизии СС «Великая Германия». В первых боях «Пантеры» зарекомендовали себя достаточно хорошо. Удачно маневрируя и пробивая лобовую броню любого советского танка со средних дистанций, они добились значительных успехов в продвижении к Курску. Однако минные поля и возросшее сопротивление войск РККА приводили к огромным потерям «Пантер», в том числе и безвозвратным.

После Курской Битвы танки «Пантера» широко применялись Вермахтом на различных участках Восточного фронта. Последним фактом многочисленного использования немецким командованием танков «Пантера» стало наступление в районе озера Балатон, а после его провала, немногочисленные танковые соединения Вермахта использовали их в оборонительных боях в Чехии и Берлине вплоть до капитуляции Германии.

В августе 1943 года более 70 «Пантер» приняли участие в отражении наступления союзников в Италии. Рельеф местности так и не позволил в полной мере реализовать танкам свой потенциал. Вебя бои в основном из засад, «Пантеры» потери от действия авиации союзников, от противотанковой артиллерии и САУ противника.

В период июня-июля 1944 года на Западном фронте в Нормандии в боях с высадившимися частями союзников приняли участие 4 батальона танков «Пантера». Союзники при этом столкнулись с неприятным сюрпризом, так как оказалось, что у них практически нет наземных средств для борьбы с танками этого типа. Из 131 танка «Пантера», потерянных в боях на Западном фронте львиная доля приходится на действия авиации союзников.

Последним эпизодом применения танков данного типа на Западном фронте стал случай уничтожения «Пантеры» американским тяжелым танком M26 «Першинг» (М26 Pershing) перед Кельнским Собором.

Союзники и сателлиты Германии пытались всячески получить «Пантеры» на вооружение своих армий, однако эти попытки оказались тщетными. Существовал план по серийному выпуску танков «Пантера» в Италии, порядка пяти танков заказала Венгрия и, по крайней мере, один — Япония, однако все это осуществлено не было. В конце 1943 года один танк Pz.Kpfw. V «Panther» Ausf A был продан в Швецию, но дальнейшая его судьба в данным момент не известна.

Части РККА использовали некоторое количество захваченных в виде трофеев «Пантер» (первый случай их применения частями РККА приходится на 5 августа 1943 года).

После окончания Второй мировой войны в Европе некоторое количество трофейных «Пантер» еще какое-то время служили в армиях Чехословакии, Франции, Венгрии и Румынии.

Всего с 5 июля 1943 по 11 мая 1945 года в боях частями Вермахта по разным причинам было безвозвратно потеряно 5629 танков «Пантера» при том, что официально было заявлено о производстве 5976 единиц данного типа танка.

Стоит отметить, что на базе основных модификаций танка «Пантера» в период Второй мировой войны создавались как САУ и командирские машины, так и БРЭМы, которые так же широко применялись практически на всех фронтах.

В настоящее время уцелевшие экземпляры «Пантер», при этом многие из них в рабочем состоянии, можно встретить в экспозициях многочисленных военных музеев, а так же в частных коллекциях. Так же широко «представлены» «Пантеры» и машины на ее базе и в множестве современных компьютерных игр.

Американские солдаты и пилоты у подбитого и прошенного немецкого танка Pz.Kpfw. V «Panther» с бортовым номером 215 из состава 2-го батальона 6-го танкового полка Вермахта, Франция, 1944 год

Американские солдаты и пилоты у подбитого и прошенного немецкого танка Pz.Kpfw. V «Panther» с бортовым номером 215 из состава 2-го батальона 6-го танкового полка Вермахта, Франция, 1944 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх