Танк Pz.Kpfw. VIII Maus (Type 205) | Танки в бою

Танк Pz.Kpfw. VIII Maus (Type 205)





Смоделированный рисунок немецкого сверхтяжелого танка Pz.Kpfw. VIII Maus в бою

Смоделированный рисунок немецкого сверхтяжелого танка Pz.Kpfw. VIII Maus в бою

Pz.Kpfw. VIII Maus (Panzerkampfwagen VIII Maus) (Porsche 205 или Type 205) – проект немецкого сверхтяжелого танка средины 40-х годов прошлого века, реализованный в производстве двух прототипов. На проектной стадии имел обозначение Porsche 205 или Type 205. «Maus» переводится на русский язык, как мышь. В ряде советских источников так же встречаются обозначения этого танка: Pz. VIII Maus, Пз. VIII Maus, Панцеркампваген VIII «Маус» (в русской транскрипции) или Т-8.

Собранный из двух прототипов сверхтяжелый танк Pz.Kpfw. VIII Maus в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Россия)

Собранный из двух прототипов сверхтяжелый танк Pz.Kpfw. VIII Maus в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Россия)

История и предпосылки создания.

В конце 1942 года по настоянию Адольфа Гитлера были начаты работы по созданию «танка прорыва», который смог бы, обладая надежной бронезащитой, эффективно поддерживать пехоту при прорыве укрепленных позиций противника. В работах по созданию такого танка приняли участие несколько немецких фирм. При этом башню и корпус должна была производить фирма «Крупп», силовую установку – «Даймлер-Бенц», а агрегаты трансмиссии – «Сименс». Общие монтаж и сборка танка должна была производиться на производственных площадях фирмы «Алкетт». В течении 1943 года Фердинандом Поршем была разработана принципиальная схема, чертежи и частично техническая документация, по которым в конце 1943 года были собраны два прототипа будущего танка «Маус», получившие проектные обозначения «Тип 205/1» и «Тип 205/2». Есть информация, что велись работы по производству элементов для сборки прототипа «Тип 205/3», и они якобы были захвачены американцами на заводах «Крупп».

Деревянный полноразмерный макет будущего танка представили Гитлеру в средине мая 1943 года, а первый прототип – в декабре 1943 года, после чего он поступил на полигонные испытания. Второй прототип, который постоянно дорабатывался и переделывался, оборудовали дизельной силовой установкой «Даймлер-Бенц» МВ 517, которая оказалась капризной в эксплуатации и крайне не надежной.

В конце 1944 года работы над проектом Porsche 205 были свернуты в виду катастрофического положения на фронтах и нехваткой обычных танков и САУ для сдерживания наступления РККА и войск союзников.

При наступлении РККА оказалось, что оба прототипа эвакуировать уже больше некуда, поэтому их решено было взорвать.

Прототип «Тип 205/1» сверхтяжелого танка «Маус», который только что покинул производственные площадя завода фирмы Alket в Берлине, 24 декабря 1943 года

Прототип «Тип 205/1» сверхтяжелого танка «Маус», который только что покинул производственные площадя завода фирмы Alket в Берлине, 24 декабря 1943 года

Компоновка.

Сверхтяжелый танк Pz.Kpfw. VIII Maus был скомпонован довольно интересно, по схеме, которая до этого ранее не применялась ни в немецком танкостроении, ни в танкостроении стран-участниц Антигитлеровской коалиции. Чтобы существенно сократить длину карданного вала, было принято решение разместить моторное отделение сразу за отделением управления, при этом основные топливные баки размещались по бортам фактически в отделении управления. Боевое отделение располагалось позади моторного в задней части корпуса и башне. Такая компоновочная схема предусматривала существенное увеличение длины корпуса танка «Маус» и смещение подбашенной коробки с башней от поперечной оси корпуса в его заднюю часть.

Экипаж сверхтяжелого танка Pz.Kpfw. VIII Maus состоял из шести человек. Механик-водитель и радист размещались в отделении управления в передней части корпуса, как раз между основными топливными баками. Командир танка и артиллерийская обслуга (два заряжающих и наводчик) размещались в задней части корпуса и башне.

Для посадки в танк и высадки из него экипаж мог использовать четыре круглых откидных люка, два из которых размещались в крыше башни и два – в крыше передней части корпуса. В днище корпуса танка имелся днищевый люк, который мог быть использован для экстренной эвакуации из танка артиллерийской обслуги и командира.

Прототип «Тип 205/1» сверхтяжелого танка «Маус» на испытаниях на Куммерсдорфском полигоне, средина лета 1944 года

Прототип «Тип 205/1» сверхтяжелого танка «Маус» на испытаниях на Куммерсдорфском полигоне, средина лета 1944 года

Бронезащита корпуса и башни.

Бронирование сверхтяжелого танка Pz.Kpfw. VIII Maus разрабатывалось по противоснарядному принципу. Предполагалось, что мощная броня танка в основных противоснарядных направлениях обеспечит абсолютную защиту экипажа и агрегатов машины от поражения противотанковыми средствами, состоявших на вооружении армий союзников в тот период.

Корпус прототипа танка Pz.Kpfw. VIII Maus имел коробчатую форму и был собран из катаных стальных броневых листов с поверхностной закалкой. Броневые листы, формировавшие корпус, соединялись между собой сваркой. Толщина бронирования лобовой части корпуса достигала 200 миллиметров, бортов – 185, а кормовой части – 180. Рациональные углы наклона бронелистов имели место лишь в лобовой части корпуса, где их величина колебались в пределах от 35 до 52 градусов. Толщина бронелистов, формировавших днище и крышу, составляла соответственно 40 и 105 миллиметров.

Башня сверхтяжелого танка Pz.Kpfw. VIII Maus имела практически прямоугольную или, скорее, кубическую форму с незначительным выделением некоторых сложно геометрических элементов. Основная часть башни производилась путем литья. Толщина брони в лобовой части достигала 220 миллиметров, по бортам и в кормовой части – 210. Броневая маска, защищавшая два орудия в передней части башни усиливала бронирование лобовой части до 240 миллиметров. Борт и корма башни имели углы наклона к вертикали в 30 и 15 градусов соответственно. Толщина брони крыши составляла 65 миллиметров.

Прототип «Тип 205/2» сверхтяжелого танка «Маус» на Куммерсдорфском полигоне при ходовых испытаниях по пересеченной местности, средина весны 1944 года

Прототип «Тип 205/2» с нагрузочной башней сверхтяжелого танка «Маус» на Куммерсдорфском полигоне при ходовых испытаниях по пересеченной местности, средина весны 1944 года

Вооружение.

В качестве основного вооружении немецкого сверхтяжелого танка Pz.Kpfw. VIII Maus предполагалось использовать 128-миллиметровое нарезное орудие KwK-44 L/55 с длиной ствола в 55 калибров. Боекомплект к данному орудию, как предполагалось, должен был состоять из 55 выстрелов унитарного заряжания, которые должны были размещаться в укладке по бортам корпуса и башне, а танк же частично вдоль переборки, отделяющей боевое отделение от моторного. Предполагалось, что в перспективе танк можно будет вооружить и 150-миллиметровым танковым или морским орудием.

В качестве вспомогательного вооружения предполагалось использовать 75-миллиметровую нарезную пушку KwK-40 с длиной ствола 36,6 калибра. Боекомплект к данной пушке в своем количестве на проектной стадии колебался от 120 до 200 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались в укладке вдоль передней переборки.

На двух выпущенных прототипах танка Pz.Kpfw. VIII Maus отсутствовало пулеметное вооружение, что снижало эффективность танка в ближнем бою. В будущем при дальнейшем развитии проекта Porsche 205 предполагалось вооружить танк еще и пулеметом MG-42 калибра 7,92 миллиметра. Вот только куда его собирались установить, остается загадкой до сегодняшних дней. Так же предполагалось, и в технической документации на производство прототипов это было учтено, вооружить танк в качестве вспомогательного вооружения еще и огнеметом с емкостью резервуара для огневой смеси до 1000 литров.

Прототип «Тип 205/1» танка «Маус», провалившийся при испытаниях в болото в Беблингене, март 1944 года

Прототип «Тип 205/1» танка «Маус», провалившийся при испытаниях в болото в Беблингене, март 1944 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки первого прототипа сверхтяжелого танка «Маус», который имел обозначение «Тип 205/1», был установлен V-образный двенадцатицилиндровый карбюраторный  двигатель с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Второй прототип «Тип 205/2» был оснащен дизельным двигателем фирмы «Даймлер-Бенц» модели МВ 517. Два основных топливных бака размещались в отделении управления по бортам корпуса и имели емкость по 1560 литров каждый. По проекту танк «Маус» мог быть оснащен дополнительным подвесным баком за кормой корпуса, емкость которого могла составлять до 2000 литров.

В ходе испытаний на полигоне в Кyммepcдopфе прототип «Тип 205/1» развил скорость в 20 километров в час при движении по ровной поверхности дороги при мощности своего карбюраторного двигателя в 1080 лошадиных сил. Предполагалось, что прототип «Тип 205/2» сможет достичь аналогичных показателей скорости при мощности в 1250 лошадиных сил своего дизельного двигателя.

Прототип «Тип 205/2» танка «Маус» в ходе испытаний на Куммерсдорфском полигоне, средина лета 1944 года

Прототип «Тип 205/2» танка «Маус» в ходе испытаний на Куммерсдорфском полигоне, средина лета 1944 года

В состав конструкции трансмиссии, разработанной фирмой «Сименс», двух прототипов сверхтяжелого танка Pz.Kpfw. VIII «Maus» такие основные элементы:

ступенчатый карданный вал;

основной фрикцион, работающий по принципу сухого трения;

механическая коробка передач;

поворотный планетарный механизм;

бортовые передачи;

бортовые тормоза, ленточного типа.

На двух прототипах танка «Маус» использовалась спирально-пружинная подвеска, конструкция которой была предложена фирмой «Шкода».

Ходовая часть двух прототипов танка «Маус» применительно по каждому борту состояла из двенадцати обрезиненных попарно сблокированных опорных катков, ленивца, ведущего колеса в переднем расположении и восьми поддерживающих обрезиненных катков. Ходовая часть танка практически полностью защищалась бронированным экраном, который являлся фактически продолжением бортового бронирования корпуса.

Гусеницы прототипов танка «Маус» собирались из стальных литых траков, имевших толщину до 420 миллиметров.

Башня и корпус прототипа Прототип «Тип 205/3» танка «Маус» на заводе фирмы «Крупп», май 1945 года

Башня и корпус прототипа Прототип «Тип 205/3» танка «Маус» на заводе фирмы «Крупп», май 1945 года

Боевое применение.

В боевых действиях оба прототипа танка «Маус» участия не принимали. Прототип «Тип 205/1» с установленной нагрузочной башней и артиллерийским вооружением прошел полигонные испытания на Кyммepcдopфском полигоне, при этом, по воспоминаниям немецких инженеров, показал неплохую проходимость и маневренность. О правдивости этих воспоминаний судить трудно, так как на начальных этапах испытаний танк провалился в болото по самую башню и был с трудом оттуда извлечен.

Второй прототип «Тип 205/2» так же испытывался в Кyммepcдopфе, однако сначала без башни, потом с нагрузочной башней, которая в конечном итоге с него была снята и отправлена на доработку. Доработать ее не удалось из-за наступления РККА и войск союзников.

Военные инженеры РККА обнаружили один прототип «Тип 205/1» на полигоне в Кyммepcдopфе в районе артиллерийских батарей с оторванной взрывом башней и практически полностью разрушенным корпусом, а прототип «Тип 205/2» – под Цоссеном на площадке Штаммлагеря. Прототип «Тип 205/2» (вернее, корпус без башни) меньше пострадал от взрыва, поэтому по настоянию руководства бронетанковых войск РККА, решено было собрать из уцелевших элементов двух прототипов один. В настоящее время собранный танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Россия).

Корпус и башня третьего прототипа «Тип 205/3», как сообщалось союзниками, были обнаружены на заводах фирмы «Крупп» в состоянии начальной стадии их производства.

Реклама: Оборудование для склада Если у Вас небольшой объем работ, мы предложим оборудование в аренду. Виброплиты, трамбовки, затирочные машины быстро помогут Вам, осуществить запланированный объем работы. Наша цель — долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество.

Взорванный прототип «Тип 205/1» танка «Маус» в районе артиллерийских батарей Куммерсдорфского полигона, май 1945 года

Взорванный прототип «Тип 205/1» танка «Маус» в районе артиллерийских батарей Куммерсдорфского полигона, май 1945 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх