Танк Т-19 | Танки в бою

Танк Т-19





Примерный рисунок легкого танка Т-19

Примерный рисунок легкого танка Т-19

Т-19 – советский проект легкого танка начала 30-х годов прошлого века, который должен был заменить в РККА устаревающий Т-18 (МС-1). В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а числовой индекс «19» – тип разработанного танка по порядку. В ряде советских источников Т-19 классифицируют как «малый танк», и еще как «основной танк сопровождения».

История и предпосылки создания.

Летом 1929 года на заседании РВС был поднят вопрос о замене в частях РККА начавшего устаревать легкого танка сопровождения пехоты Т-18 (МС-1). По мнению членов РВС, будущий танк должен был быть маневренным в условиях боя того периода при поддержке наступающей и обороняющейся пехоты. При этом танк должен был иметь бронирование, которое защищало бы его от пуль винтовочных калибров на всех дистанциях, и огневую мощь, превосходящую аналогичные танки противника того времени. Оформленное осенью 1929 года задание на создание нового танка было выдано конструкторскому бюро под общим руководством С. Гинзбурга. В начале марта 1930 года по разработанной документации началась сборка первого прототипа проектируемого танка, который получил название Т-19.  При сборке прототипа возникло ряд проблем, связанных со сложностью и дороговизной его производства, а так же дефицитом комплектующих. С большим трудом к концу 1931 года было собрано два прототипа танка Т-19, на которые поставили башни от Т-18 (МС-1), а не специально спроектированные конические без кормовой ниши. Подобное случилось и с двигателем: недоведеный до рабочего состояния двигатель конструкции А. Микулина заменили мотором «Франклин». На этом работы по созданию Т-19 зашли в тупик и были свернуты. Основной причиной этому стала покупка в 1930 году британского танка «Виккерс» Mk. E (Vickers Mk. E), которая положила начало развитию проекта Т-26.

Один из двух прототипов легкого танка Т-19 без пушечного и пулеметного вооружения, 1932 год

Один из двух прототипов легкого танка Т-19 без пушечного и пулеметного вооружения, 1932 год

Компоновка.

Советский легкий танк Т-19 был скомпонован, аналогично своему предшественнику Т-18 (МС-1). Моторно-трансмиссионное отделение занимало кормовую часть корпуса, а боевое отделение и отделение управления сопрягались между собой и охватывали переднюю и среднюю части корпуса, а так же башню.

В самом начале планировалось, что экипаж танка Т-19 будет состоять из трех человек: командира, заряжающего и механика-водителя, но после того, как на прототипы установили одноместную башню от Т-18 (МС-1) стало понятно, что третий член экипажа в ней просто не поместится. Поэтому, как и в случае Т-18 (МС-1), механик-водитель располагался в центральной части корпуса, а командира, который вынужден был совмещать командирские функции с обязанностями заряжающего и башенного стрелка – позади механика-водителя в корпусе и башне.

Для посадки и высадки командир танка планировалось, что будет пользоваться круглым люком в крыше конической башни, но получилось все, аналогично танку Т-18: в распоряжении командира остался грибовидный люк-колпак над командирской башенкой. Механик-водитель имел в распоряжении двустворчатый прямоугольный люк в передней верхней части корпуса.

Компоновочный рисунок танка Т-19 на стадии проектирования с конической башней и упрощенной схемой ходовой части

Компоновочный рисунок танка Т-19 на стадии проектирования с конической башней и упрощенной схемой ходовой части

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита легкого танка Т-19 должна была быть противопульной. По заданию РВС она должна была защищать танк и ее экипаж от поражения боеприпасами винтовочных и пулеметных калибров на любых дистанциях, а так же от поражения снарядами мелких калибров на дистанции свыше 800 метров. На практике все обстояло сложнее: броневая стойкость башни и корпуса оставляли желать лучшего и по-прежнему пробивались винтовочными пулями с дистанции до 500 метров.

Броневой корпус танка Т-19 имел ступенчатую граненную форму и собирался из стальных листов толщиной до 16 миллиметров, которые крепились на уголковый каркас и между собой заклепками и болтами. Крыша и днище собирались из стальных катаных броневых листов с толщиной, не превышающей 8 миллиметров.

Двухместную башню для танка Т-19 первоначально планировали изготовить на Ижорском заводе. Она должна была по проекту иметь коническую форму без ярко выраженной кормовой ниши. Однако производство башни сильно затянулось, а потом фактически было сорвано. Поэтому было принято решение установить на двух прототипах башни танка Т-18 (МС-1), которые имели форму правильного шестигранника с незначительными углами наклона к вертикали и небольшие кормовые ниши. Толщина броневых листов, которые формировали башню, составляла до 16 миллиметров. Толщина броневого листа крыши башни составляла всего 4 миллиметра. Башня, собранная путем заклепочных и болтовых соединений, устанавливалась на подбашенный лист на шариковую опору. Поворот вокруг своей оси башни планировалось осуществлять механическим путем, но при сборке прототипов с этим произошли некоторые проблемы, поэтому вращение обеспечивалось по-прежнему вручную при помощи физической силы командира и спинного упора.

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого танка Т-19 планировалось использовать 37-миллиметровую пушку системы П. Сячинтова, однако она до сбора прототипа Т-19 еще не была готова, поэтому вместе с башнями от Т-18 на двух собираемых прототипах установили 37-миллиметровую пушку системы Гочкиса с длиной ствола в 20 калибров. Пушка устанавливалась в прямоугольную амбразуру передней части башни на горизонтальные цапфы в правую грань башни.  Боекомплект к пушке должен был состоять из 96 (в некоторых источниках – из 98) выстрелов.

В качестве вспомогательного вооружения легкого танка Т-19 планировалось использовать два 7,62-миллиметровых пулемета ДТ-29. Один пулемет должен был быть спаренным к пушке, а второй кормовым. Но после установки на прототипах башен танка Т-18, пулеметы не были установлены вообще, как потом, демонтировали и пушки.

Изометрический вид прототипа танка Т-19 без вооружения (1932 год)

Изометрический вид прототипа танка Т-19 без вооружения (1932 год)

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки легкого танка Т-19 планировалось использовать шестицилиндровый двигатель системы А.Микулина с воздушным охлаждением, который должен был иметь мощностью до 100 лошадиных сил. Однако данный двигатель в период сборки прототипов не был доведен до проектных характеристик, и его заменили на зарубежный аналог – высокооборотный мотор «Франклин», который подволял развивать танку скорость при движении по шоссе до 30 километров в час.

В состав трансмиссии легкого танка Т-19 планировалось включить следующие ее элементы:

главный фрикцион (однодисковый), работавший по принципу сухого трения;

трехступенчатую коробки передач;

механизм поворота;

ленточные тормоза;

две бортовые однорядные передачи.

Ходовая часть легкого танка Т-19 применительно по каждому борту состояла из 12 опорных катков малого диаметра, сгруппированных в блоки по 4 штуки и подвешенных на три пружинные рессоры, черырех поддерживающих верхнюю гусеничную ветвь роликов, ленивца переднего расположения и ведущего зубчатого колеса – заднего.

Гусеницы легкого танка Т-19 собирались из траков, изготовленных из стали путем литья. По своему типу они были крупнозвенчатыми с гребневым зацеплением.

Боевое применение.

Естественно ни один прототип танка Т-19 участия в боевых действиях не принимал. Но, как ни странно, по крайней мере, один из прототипов без вооружения дожил до начала Великой Отечественной войны. К началу осени 1941 года его практически полностью разукомплектовали, а потом и вовсе разобрали на металл.

Вид спереди прототипа легкого танка Т-19, 1932 год

Вид спереди прототипа легкого танка Т-19, 1932 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх