Танк Т-26 (двухбашенный) | Танки в бою

Танк Т-26 (двухбашенный)





T_26_im

Рисунок советского легкого танка Т-26 в двухбашенной компоновке, преодолевающего водную преграду

Т-26 (двухбашенный) – советский легкий танк 30-х годов прошлого века, созданный на базе британского легкого танка «Виккерс» Mk.E Тип А (Vickers Mk. E Type А).

Легкий танк Т-26 (двухбашенный) в Музее Боевой Славы, город Верхняя Пышма Свердловской области (Россия)

Легкий танк Т-26 (двухбашенный) в Музее Боевой Славы, город Верхняя Пышма Свердловской области (Россия)

История и предпосылки создания.

К концу 20-х годов прошлого века единственным легким танком поддержки пехоты на вооружении РККА был Т-18 (МС-1), который к этому периоду уже в достаточной мере устарел. Работы над созданием танка Т-19, который был призван заменить Т-18, велись недостаточно динамично и в конечном итоге были свернуты. В 1930 году закупочная комиссия под руководством И. Халепского, прибыв в Великобританию, закупила 15 единиц британского легкого танка «Виккерс» Mk.E Тип А (двухбашенная компоновка) полностью с технической документацией и лицензионным разрешением на производство подобной техники в СССР. В СССР танк получил сначала кодовый индекс В-26, а после его доработок комиссией под руководством С. Гинзбурга, и название Т-26, под которым стал широко известен во всем мире. Для серийного производства легкого танка Т-26 был выбран завод «Большевик» в Ленинграде, который до этого с успехом выпускал танки Т-18 (МС-1). Впоследствии планировалось начать производство и на Сталинградском танковом заводе. В начале августа 1931 года танк был запущен в серийное производство в двухбашенном варианте, а к концу осени первые машины поступили на вооружение частей РККА. Фактически производство двухбашенных танков Т-26 продолжалось до начала 1934 года до тех пор, пока однобашенный вариант Т-26 полностью не вытеснил своего предшественника на производственных площадях заводов в Ленинграде, Ижоре и Сталинграде.

Колонная советских легких танков Т-26 в двухбашенной компоновке во время Киевских маневров

Колонная советских легких танков Т-26 в двухбашенной компоновке во время Киевских маневров

Компоновка.

Легкий танк Т-26 (двухбашенный) был скомпонован по схеме, которая стала классической для британских и советских легких танков. Моторное отделение находилось в корме корпуса, трансмиссионное отделение, частично сопряженное с отделением управления – в носовой части, а боевое отделение – в средней части корпуса и башнях.

Экипаж легкого танка Т-26 (двухбашенный вариант) состоял из трех человек. Это новшество, заложенное еще в танке «Виккерс» Mk.E Тип А (Vickers Mk. E Type А), создало прецедент в тогдашнем танкостроении и способствовало его дальнейшему развитию. Введение в состав экипажа второго пулеметчика в значительной мере повышало эффективность ведения огня.

Экипаж легкого танка Т-26 при двухбашенной компоновке пользовался тремя основными люками. Командир (он же первый стрелок) и второй стрелок использовали для посадки в танк люки в крышах обоих башен. Механика-водитель пользовался люком в правой части рубки корпуса.

Советский легкий танк Т-26 (двухбашенный)

Советский легкий танк Т-26 (двухбашенный)

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита легкого танка Т-26 (двухбашенная компоновка) была разработана по противопульному принципу. Она была призвана защитить танк и его экипаж от поражения боеприпасами винтовочных калибров и мелких осколков.

Корпус танка Т-26 собирался из стальных пластин с помощью заклепок. Толщина их в лобовой части, по бортам и корме составляла 15 миллиметров, крыши – 10, а днища – 6. Углов наклона к вертикали броневые листы корпуса не имели, что в значительной мере ухудшало их бронестойкость при поражении даже бронебойными пулями.

Танки Т-26 в двухбашенной компоновке обе башни имели цилиндрическую форму со скосом в сторону лобовой части и сегментным усечением в передней части под установку маски пулемета. Башни устанавливались справа и слева симметрично относительно продольной оси танка на прямоугольную подбашенную коробку.

Колонная советских легких танков Т-26 в двухбашенной компоновке на Дальнем Востоке, 1939 год

Колонная советских легких танков Т-26 в двухбашенной компоновке на Дальнем Востоке, 1939 год

Вооружение.

В качестве вооружения легкого двухбашенного танка Т-26 использовали два 7,62-миллиметровых пулемета ДТ-29, которые монтировались в шаровые установки в каждую из двух башен и были защищены прямоугольной броневой маской. Боекомплект к обоим пулеметам состоял из 6489 патронов, которые снаряжались в 103 дисковых магазина. Магазины размещались в стеллажах в передней и боковых частях башни.

Колонная советских танков Т-26, в которой наряду с однобашенными видно на заднем плане и танки в двухбашенной компоновке, Севастополь, 1942 год

Колонная советских танков Т-26, в которой наряду с однобашенными видно на заднем плане и танки в двухбашенной компоновке, Севастополь, 1942 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки легкого танка Т-26 в двухбашенной компоновки первоначально использовали четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель Armstrong-Siddeley Puma с воздушных охлаждением, но впоследствии ему на смену пришел отечественный аналог – четырехцилиндровый рядный четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением, который представлял собой точнейшую копию своего британского собрата и имел советское обозначение Т-26. Данный двигатель развивал мощность порядка 90 лошадиных сил, что давало танку возможность двигаться по шоссе со скоростью в 30 километров в час.

Легкитй танк Т-26 (двухбашенный) имел трансмиссию, в состав которой входили:

главный (остновной) однодисковый фрикцион, работавший по принципу сухого трения (сталь по феродо), который монтировался на двигатель;

длинный многоступенчатый карданный вал, который проходил через все боевое отделение;

пятиступенчатая (при пяти скоростях вперед и одной – назад) трехходовая механическая коробка передач, которая размещалась в отделении управления с левой стороны от места расположения механика-водителя;

механизм поворота, который состоял из двух бортовых многодисковых беспружинных фрикционов и тормозов ленточного типа с накладками из феродо;

бортовые одноступенчатые передачи.

Ходовая часть легкого танка Т-26 в двухбашенной компоновке по каждому борту состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков, имевших диаметр 300 миллиметров, четырех обрезиненных сдвоенных поддерживающих катка с диаметром в 254 миллиметров, ленивца, расположенного сзади, и ведущего колеса в переднем расположении. По своему типу подвеска опорных катков была сдвоенной и блокировалась в тележки по четыре. Амортизация осуществлялась посредством листовых рессор. Каждая тележка формировалась из двух коромысел с двумя катками. Одно коромысло соединялось шарнирно с литым балансиром, который так же шарнирно крепился на корпус танка, а другое коромысло монтировалось на паре четвертьэллиптических параллельных рессорах, которые жестко соединялись с балансиром.

Гусеницы легкого двухбашенного танка Т-26 имели ширину в 260 миллиметров. По типу их следует определять как одногребневые, с металлическим шарниром, цевочного зацепления. Траки гусеницы изготавливались путем литья из марганцовистой или хромоникелевой стали.

Захваченный финской армией легкий двухбашенный танк Т-26 советского производства, Карелия, 1942 год

Захваченный финской армией легкий двухбашенный танк Т-26 советского производства, Карелия, 1942 год

Боевое применение.

Легкие танки Т-26 в двухбашенной компоновке, несмотря на большое количество выпущенных машин, в боевых условиях применялись чрезвычайно редко. Первый случай боевого применения танков этого типа приходится на 1938 год в боевых столкновениях с японцами в районе озера Хасан. Тогда двухбашенные танки Т-26 6 августа в составе 2-й мехбригады и 40-го стрелкового корпуса атаковали позиции в районе сопок Безымянная и Заозерная соответственно. В этих боях специалисты отмечали двухбашенные Т-26 с наилучшей стороны при зачистке траншей противника, когда танк становился на линию траншеи и разворачивал башни в противоположные стороны, ведя пулеметный огонь по укрывшейся пехоте противника. Наибольшие потери, а это по различным оценкам от 9 до 17 машин, танки Т-26 (двухбашенные) в тот период понесли от 20-миллиметровых противотанковых ружей тип 97.

В боях в районе реки Халхин-Гол, в Полькой кампании и в Зимней войне двухбашенные танки Т-26 использовались в основном как разведывательно-дозорные, а так командирские и посыльные машины. Непосредственного участия в прорыве обороны противника, в отличии от однобашенного танка Т-26, они уже не принимали.

Аналогичное можно сказать и о применении двухбашенных Т-26 в Великой Отечественной войне. Те машины, которые еще к тому моменту не были списаны, использовались главным образом как тягачи, посыльные и разведывательные машины. Практически все они были потеряны в первых приграничных сражениях с Вермахтом, особенно во время контрударов мехкорпусов в районе Сенно и Броды-Луцк-Дубно. Но, к примеру, в боевых действиях в Крыму, двухбашенные Т-26 широко применялись РККА для поддержки пехоты в контратаках и оборонительных боях. Кроме Крыма, двухбашенные танки Т-26 участвовали в оборонительных боях под Москвой и Ленинградом, о чем много раз упоминается в различных источниках и мемуарах советских военначальников.

Несколько десятков двухбашенных Т-26 были захвачены финской и немецкой армиями и впоследсвии использовались ими в боевых действиях против РККА, однако никаких упоминаний об их удачном применении нет.

Подбитый и брошенный под Севастополем советский легкий двухбашенный танк Т-26, 1942 год

Подбитый и брошенный под Севастополем советский легкий двухбашенный танк Т-26, 1942 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх