Танк Т-26 (однобашенный) | Танки в бою

Танк Т-26 (однобашенный)





Рисунок советского легкого однобашенного танка Т-26 в бою

Рисунок советского легкого однобашенного танка Т-26 в бою

Т-26 (однобашенный) – советский легкий танк второй половины 30-х годов прошлого века, разработанный на базе Т-26 в двухбашенной компоновке.

Советский легкий танк Т-26 (однобашенный) в экспозиции музея "Прорыв блокады Ленинграда" (Россия)

Советский легкий танк Т-26 с цилиндрической башней в экспозиции музея «Прорыв блокады Ленинграда» (Россия)

История и предпосылки создания.

Разработанный на базе британского танка «Виккерс» Mk. E (Vickers Mk. E) и запущенный в серийное производство в начале 30-х годов советский легкий танк Т-26 (двухбашенный) по своим техническим характеристикам намного опережал танки аналогичного класса других государств. Но это был танк всего лишь для непосредственной поддержки пехоты при наступлении и в обороне, в то время, как его штурмовые качества отставляли желать лучшего. Еще в средине 1931 года С.А. Гинзбург высказывался о создании танка-истребителя, вооруженного 37-миллиметровой пушкой, который не только бы мог поддержать пехоту в наступлении, а и эффективно бороться с бронированными целями противника. Из-за несвоевременного финансирования работы над созданием такого танка начались лишь в средине 1932 года. Попытка модернизировать конструкцию танка Т-19 ни к чему не привела, поэтому советские конструкторы остановились на варианте создания нового танка на базе уже успешно выпускаемого в больших количествах Т-26 (двухбашенного). Разработанная конструкция однобашенного Т-26 после принятия на вооружение РККА была запущена в серийное производство в июле 1933 года. За время серийного выпуска, а именно до средины 1941 года, на заводах Сталинграда, Ижоры и Ленинграда было выпущено более 7,5 тысяч единиц Т-26 в однобашенной компоновке.

Радиофицированный легкий танк Т-26 (однобашенный) во время маневров, 1938 год

Радиофицированный легкий танк Т-26 (однобашенный) с круговой поручневой антенной во время маневров, 1938 год

Компоновка.

Легкий танк Т-26 (однобашенный) был скомпонован, аналогично своему двухбашенному собрату, по классической схеме. Моторное отделение располагалось в задней (кормовой) части корпуса, трансмиссионное отделение, которое сопрягалось с отделением управления и частично с боевым – в передней и средней частях корпуса и башне.

Экипаж легкого танка Т-26 (однобашенного), по аналогии с британским танком «Виккерс» Mk.E Тип В (Vickers Mk. E Type В), состоял из трех человек. Дополнительно в состав экипажа вводился заряжающий. С появлением заряжающего в значительной мере возросла скорость стрельбы из пушки, а так же повысилась эффективность и роль управления действиями экипажа в бою командиром.

Экипаж Т-26 при однобашенной компоновке использовал для посадки в танк и высадки из него три основных люка. Для командира и заряжающего были предназначены два прямоугольных одностворчатых люка в крыше башни, а для механика-водителя – прямоугольный люк в правой передней части рубки корпуса, который отбрасывался при открытии наверх.

Советские легкие танки Т-26 с коническими башнями в составе танковой колонны, Финляндия, 1940 года

Советские легкие танки Т-26 с коническими башнями в составе танковой колонны, Финляндия, 1940 года

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита легкого танка Т-26 (однобашенного) разрабатывалась по противопульному принципу. Она была способна защитить танк и его экипаж от возможного поражения мелкими осколками и боеприпасами винтовочных калибров.

Корпус легкого танка Т-26 собирался из стальных пластин на начальных этапах производства с помощью заклепок. Начиная с 1938 года, сборка корпусов производилась с помощью сварки и заклепочных соединений, а к началу 1939 года – уже исключительно путем сварки.  Толщина бронелистов в лобовой части, по бортам и корме на начальных этапах составляла 13 миллиметров (в последствии ее усилили до 15 миллиметров), крыши – 10 и днища – 6. Корпус имел коробчатую форму, которая не имела углов наклона к вертикали.

Башня танка Т-26 (однобашенного) на начальных этапах производства имела цилиндрическую форму с развитой кормовой нишей. На более поздних этапах производства перешли на коническую башню с рациональными углами наклона броневых листов к вертикали. При цилиндрическом варианте башни ее бронирование во всех основных направлениях не превышало 13 миллиметров, на более поздних этапах производства и при применении конических башен лобовая броня была увеличена до 15 миллиметров.

Легкий танк Т-26 в составе частей интернациональных бригад во время Гражданской войны в Испании, 1937 год

Легкий танк Т-26 в составе частей интернациональных бригад во время Гражданской войны в Испании, 1937 год

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого однобашенного танка Т-26 на начальных этапах производства использовали 37-миллиметровую нарезную пушку «Гочкис» и ее советскую точнейшую копию – Б-3. С началом 1934 года на Т-26 (в однобашенном варианте) начали устанавливать 45-миллиметровую нарезную пушку 20-К советской разработки и производства. Пушка устанавливалась с защитой в виде кожуха на цапфы в броневую маску башни, которая имела полуцилиндрическую форму. Первые выпущенные с пушкой 20-К танки могли принять боекомплект до 136 выстрелов (танки без радиостанции) унитарного заряжания, которые укладывались по бортам в боевом отделении и в кормовой нише башни. В танках Т-26, выпущенный после 1939 года, боекомплект увеличили до 186 выстрелов.

В качестве вспомогательного вооружения на однобашенных Т-26 использовали 7,62-миллиметровый пулемет ДТ-29, который устанавливался как спаренный справа от орудия в броневую маску башни. Боекомплект к пулемету в различные годы выпуска танка был разным, после 1939 года он составлял 3528 патронов, которые снаряжались в дисковые магазины.

Колонная советских легких танков Т-26 с коническими башнями и характерной камуфляжной раскраской под Москвой, 1941 год

Колонная советских легких танков Т-26 с коническими башнями и характерной камуфляжной раскраской под Москвой, 1941 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки советского легкого танка Т-26 (однобашенного) использовался рядный четырехцилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением Т-26, который являлся копией британского двигателя Armstrong-Siddeley Puma, устанавливаемого на танках «Виккерс» Mk. E (Vickers Mk. E). Данный двигатель развивал мощность около 90 лошадиных сил, что позволяло танку двигаться по шоссе со скоростью до 30-31 километра в час.

Советский легкитй танк Т-26 (однобашенный) имел трансмиссию, которая состояла из:

главного (остновного) однодискового фрикциона, работавшего по принципу сухого трения (сталь по феродо) (фрикцион монтировался непосредственно на двигатель);

многоступенчатого карданного вала, проходившего через боевое отделение;

пятиступенчатой (при пяти передних скоростях и одной – задней) трехходовой механической коробки передач;

механизма поворота, состоявшего из двух бортовых многодисковых беспружинных фрикционов и тормозов ленточного типа с накладками из феродо;

бортовых одноступенчатых передач.

Ходовая часть легкого однобашенного танка Т-26 применительно по каждому борту состояла из обрезиненных сдвоенных опорных катков количеством 8 штук с диаметром в 300 миллиметров, четырех сдвоенных поддерживающих катка с диаметром в 254 миллиметров, которые так же обрезинивались, ленивца и ведущего колеса переднего расположении. По своему типу подвеска опорных катков была сдвоенной и группировалась в тележки по четыре штуки. Амортизация конструкции осуществлялась с помощью листових стальных рессор. Каждая тележка состояла из двух коромысел по два катка в каждом. Одно коромысло сопрягалось шарнирно со стальным литым балансиром, который так же шарнирно монтировался на корпус танка, а другое коромысло собиралось с парой четвертьэллиптических параллельных рессор, сопрягавшихся жестко с балансиром.

Гусеницы легкого однобашенного танка Т-26 имели ширину 260 миллиметров. По типу их следует классифицировать как одногребневые, с металлическим шарниром, цевочного зацепления. Траки гусеницы изготавливались путем литья из легированной стали.

Экипажи советских легких танков Т-26 уточняют боевую задачу. На переднем плане танк с конической башней, на заднем - с цилиндрической, лето, 1941 года

Экипажи советских легких танков Т-26 уточняют боевую задачу. На переднем плане танк с конической башней, на заднем — с цилиндрической, лето, 1941 года

Боевое применение.

В отличии от двухбашенного Т-26, легкие танки Т-26 в однобашенной компоновке имели более весомую боевую практику.

Свое боевое крещение однобашенный Т-26 получил в боях во время Гражданской войны в Испании в составе интернациональных бригад и военных формированиях республиканцев. В основном в составы экипажей Т-26 входили советские военные, прибывшие в Испанию под видом добровольцев. На танках Т-26 они приняли участие в большинстве сражений той войны (Мадрид, Гвадалахара, Арагонский фронт). В противоборстве с немецкими легкими танками Pz.Kpfw. I и итальянскими танкетками Т-26 имели неоспоримое преимущество в маневренности и огневой мощи, что давало им возможность выигрывать дуэли в подавляющем числе случаев. Основные потери Т-26 приходятся на несогласованные действия танков и пехоты республиканцев, которая не отличалась могуществом боевого духа. Кроме этого, франкисты с успехом применяли противотанковую артиллерию, а их пехота – гранаты и бутылки с зажигательной смесью.

В боях в районе озера Хасан с вторгшимися японскими войсками однобашенные танки Т-26, наряду с Т-26 (двухбашенными) приняли участие в штурме сопок Заозерная и Безымянная, поддерживая наступление пехоты. В целом атака танков была удачной, и сопки отошли под контроль РККА, однако потери в танках были неоправданно большими. Причинены они были в основном противотанковыми ружьями тип 97, гранатами и бутылками с зажигательной смесью.

В боях в районе реки Халгин-Гол однобашенные Т-26, наряду с танками БТ-5 и БТ-7, составляли основную часть танкового парка 1-й армейской группы РККА, сосредоточенной в этом районе. Особо примечательной в этих боевых действиях стала атака на высоту Баин-Цаган 11-й легкотанковой бригады, в которой танки Т-26 поддерживали в наступлении быстроходные танки.

В Польской кампании танки Т-26 потерь не имели и главным образом потому, что не встречали достойного сопротивления со стороны деморализованной польской армии.

Захваченный немцами легкий танк Т-26 советского производства поддерживает продвижение пехоты, осень 1941 года

Захваченный немцами легкий танк Т-26 советского производства поддерживает продвижение пехоты, осень 1941 года

В советско-финской войне 1939-1940 годов Т-26 в однобашенной компоновке стали основными легкими танками РККА в этом конфликте. Они поддерживали пехоту в наступлении при попытке прорыва укреплений противника, проводили разведывательные и дозорные операции. Наиболее примечательным в этой войне стал бой у станции Хонканиеми 26 февраля 1940 года, когда три советских танка Т-26 командиров рот, выехав на рекогносцировку, наскочили на перешедшую в контратаку роту финских танков «Виккерс» Mk.E Тип В (Vickers Mk. E Type В), вооруженных 37-миллиметровыми пушками «Бофорс». В результате скоротечного боя большая часть «Виккерсов» была подбита и брошена финнами при отступлении.

На период начала вторжения Германии в СССР однобашенный танк Т-26 был едва ли не основным танком на вооружении в РККА. Безграмотное и необдуманное их применение руководством фронтов РККА привело к катастрофическим потерям как материальной части, так и личного состава. В первые месяцы войны в приграничных сражениях и неподготовленных надлежащим образом контрударах механизированных корпусов в районе Сенно-Лепель и Броды-Луцк-Дубно было потеряно около половины танков Т-26, сосредоточенных в этом районе. В дальнейшем танки Т-26 принимали участие в боях в Крыму, под Москвой и Ленинградом, а так же на Северном Кавказе. К лету 1941 года практически все танки Т-26 на Восточном фронте были потеряны в боях или из-за технических неисправностей.

После вступления СССР в войну против Японии несколько десятков, простоявших всю войну на Дальнем Востоке, однобашенных легких танков Т-26 приняли участие в марше советских танковых соединений через Внутреннюю Монголию и Манчжурию. Большинство из них в скорости вышли из строя и были брошены в пути. В боях на острове Сахалин Т-26 приняли участие в штурме японских укрепрайонов, что стало последней страницей в боевой истории танка Т-26.

Кроме РККА, однобашенный танк Т-26 состоял на вооружении армий Испании, Китая, Турции и Афганистана (два танка). Большое количество танков Т-26 были захвачены Вермахтом, где они продолжали службу под присвоенным индексом Panzerkampfwagen T-26 737(r), армиями Финляндии, Румынии, Словакии (два танка) и Венгрии (1 танк № Н-035).

В СССР Т-26 был официально снят с вооружения в начале 1946 года, а вот в Финляндии и Испании он продержался в строю вплоть до 1965 и 1972 года соответственно.

Немецкий солдат рассматривает сгоревший советский легкий однобашенный танк т-26, август 1941 года

Немецкий солдат рассматривает сгоревший советский легкий однобашенный танк т-26, август 1941 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх