Танк Т-28 | Танки в бою

Танк Т-28





Рисунок совесткого среднего танка прорыва Т-28 в наступлении в Зимней войне, 1940 год

Рисунок совесткого среднего танка прорыва Т-28 в наступлении в Зимней войне, 1940 год

Т-28 – советский трехбашенный средний танк прорыва, разработанный и запущенный в серию в довоенный период, принимавший участие в активных боевых действиях ряда локальных войн и начального этапа Великой Отечественной войны. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «28» тип разработанного танка по порядку.

Экранированный средний танк Т-28 советского производства в танковом музее города Парола (Финляндия)

Экранированный средний танк Т-28 советского производства в танковом музее города Парола (Финляндия)

История и предпосылки создания.

В начале 30-х годов прошлого века РККА остро нуждалась в танке, который смог бы поддержать пехоту при прорыве сильно укрепленных позиций противника. С этой целью руководство страны поручило инженерам танково-тракторного конструкторского бюро ВОАО под началом С. А. Гинзбурга разработать техническую документацию такого танка. С этой целью С.А. Гинзбург был направлен в Великобританию с целью ознакомления с разработками британских инженеров и уже выпущенным прототипом танка «Виккерс». На предложения советской стороны о продажи прототипа танка «Виккерс» власти Британии ответили практически отказом, установив непомерную цену сделки. Поэтому было принято решение создавать танк своими силами, используя опыт, приобретенный при поездке.

При эскизном проектировании будущего танка Т-28 были задействованы инженеры факультета моторизации и механизации при Военно-технической академии имени Ф. Дзержинского и танково-тракторного конструкторского бюро ВОАО. Два независимых проекта были готовы к концу июля 1931 года. Правительственной комиссией был утвержден проект танка с индексом «Т-28», разработанный конструкторским бюро ВОАО под общим руководством С.А.Гинзбурга.

Собранный прототип танка Т-28 из неброневой стали был окончен в мае 1932 года и поступил на испытательный полигон уже 29 мая 1932 года.  После испытаний в августе-сентябре этого же года проект кардинально переработали, а уже в октябре 1932 года изготовили опытный образец, который по решению Совета труда и обороны решено было запустить в серийное производство на Ленинградском Кировском (ранее — Путиловском) заводе.

Средние танки прорыва Т-28 проезжают по Красной площади во время парада, 1939 год

Средние танки прорыва Т-28 проезжают по Красной площади во время парада, 1939 год

Компоновка.

Средний танк Т-28 имел классическую трёхбашенную компоновку при двухъярусном расположении вооружения. Моторное и трансмиссионное отделения были сопряжены и находились в кормовой части корпуса танка, а боевое отделение и отделение управления, которые так же сопрягались, располагались в лобовой части корпуса и башнях.

Экипаж среднего танка Т-28 состоял из шести человек. Место механика-водителя находилось в лобовой части корпуса практически на продольной оси. Командир танка, который исполнял так же функции башенного стрелка и заряжающего пушки, находился в главной башне и осуществлял обзор местности через оптические приборы и смотровые щели. Радист находился также в основной башне слева от командира и по совместительству мог исполнять функции второго заряжающего и стрелка из тыльного (кормового) пулемета. Наводчик башенного орудия находился в правой от командира части башни. Два стрелка пулеметов располагались непосредственно в правой и левой пулеметных башнях.

Экипаж среднего танка Т-28 как попадал в танк, так и покидал его через пять основных люков, два из которых размещались в крыше башни и предназначались для башенной обслуги, один – в передней части корпуса был предназначен для механика-водителя и по одному люку – в пулеметных башнях, через которые попадали в танк и выбирались из него пулеметчики. Так же имелся и вспомогательный (эвакуационный) люк в днище корпуса.

Средний танк Т-28 советского производства, захваченный немцами и введенный в строй одной из танковых частей Вермахта, 1941 год.

Средний танк Т-28 советского производства, захваченный немцами и введенный в строй одной из танковых частей Вермахта, 1941 год.

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита танка Т-28 разрабатывалась по противопульному принципу. Так же при разработке танка предусматривалось, что его броня способна выдержать попадание даже снарядов небольших калибров.

Корпус среднего танка Т-28 имел коробчатую форму. На первых этапах производства танка корпус изготавливали либо полностью путем сварки стальных листов из гомогенной брони, либо путем сварки и заклепочных соединений стальных листов из цементированной брони.  На более поздних этапах выпуска танка Т-28 использовали исключительно сварные конструкции корпуса из броневых листов, которые соединялись между собой встык. Толщина лобового броневого листа корпуса составляла 30 миллиметров. Борта корпуса изготавливались и броневых листов толщиной 20 миллиметров, а корма – из листов 20 миллиметров.

Башни среднего танка Т-28 размещались в два яруса. Внизу располагались малые правая и левая пулемётные башни, верху — главная (основная) орудийная башня с пулеметным и пушечным вооружением.

Как и корпуса, башни были двух типов – цельно сварные и клепано-сварные. Главная (основная) башня была эллиптической формы с достаточно большой кормовой нишей и изготавливалась из стальных катаных броневых листов от 15 (борта и корма) до 20 (лобовая часть) миллиметров.

В лобовой части башни на цапфы устанавливалось орудие, а справа от него в шаровой установке – пулемёт, который с пушкой не спаривался.  В задней части башни в районе кормовой ниши монтировалась либо щель для установки кормового (тыльного) пулемёта, либо (на танках более позднего периода выпуска) шаровая установка.

Главная башня танка Т-28 могла вращаться по кругу, при этом вращение осуществлялось при помощи механизма поворота башни с ручным и электрическим приводами.

В конце лета 1940 года Кировским заводом было выпущено 13 танков Т-28 с конической основной башней. Данные танки стали последними выпущенными танками этого типа Советской оборонной промышленностью.

Правая и левая пулеметные башни были идентичны по своему устройству и форме. Они формировались из броневых катаных листов путем гибки их по кругу. И имели толщину в лобовой и боковых частях до 20 миллиметров, корма башни имела бронирование до 15 миллиметров. Башни имели круглую форму и имели в лобовой части проем для шаровой установки пулемета. Привод для осуществления поворота пулеметной башни был ручной.

Для усиления бронирования, недостатки которого были выявлены в ходе Зимней войны, на выпускаемых танках Т-28 поздних партий стали устанавливать экраны, которые позволяли усилить лобовую броню башен и корпусов танка до 60 миллиметров.

Колонна советских средних танков Т-28 на марше в Финляндии, зима 1940 года

Колонна советских средних танков Т-28 на марше в Финляндии, зима 1940 года

Вооружение.

В качестве основного вооружения среднего танка прорыва Т-28 использовалась нарезная пушка КТ-28 калибра 76,2 миллиметра. КТ-28 («Кировская танковая») была разработана еще в 1927 году и существенно модернизирована в конце 1932 года специально под танк Т-28. Пушка КТ-28 была короткоствольной и имела длину ствола в 16,5 калибров. Пушка была установлена в лобовую часть основной (главной) башни в маску, монтированную на цапфы, что позволяло создавать максимальный угол возвышения пушки в +25° и склонения — до −5°. Пушка поднималась и опускалась вручную специальным механизмом секторного типа.

Слабая бронебойность пушки КТ-28 стала причиной тому, что с 1938 года и до окончания производства ее заменили на пушку аналогичного калибра Л-10. По длине ствола (26 калибров) Л-10 превосходила свою предшественницу, что способствовало лучшей ее бронепробиваемости.

Боекомплект башенного орудия составлял 69 унитарных выстрелов, которые размещались по бортам корпуса (около 49 штук), а так же в стойке на полике башни (8 штук) и в барабанных установках, размещенных под сидениями наводчика и командира (по 6 штук) Боекомплект пушек КТ-28 состоял исключительно из осколочно-фугасных и шрапнельных снарядов, а к пушкам пушками Л-10 добавились еще и бронебойные.

Кроме пушки, средний танк прорыва Т-28 оснащался еще и  четырьмя пулеметами ДТ калибра 7,62 миллиметра. Один из пулеметов устанавливался в лобовой части основной (главной) башни в правой ее части и не был спарен с орудием, что позволяло командиру танка вести из него боле прицельный огонь по противнику. Второй пулемет устанавливался в кормовой нише и являлся тыльным. По одному пулемету устанавливалось в правой и левой пулеметных башнях. На танках Т-28 последних партий выпуска в районе люка наводчика устанавливался также зенитный пулемет ДТ на турельной установке П-40, оснащенный коллиматорным прицелом.

Боекомплект к пулеметам составлял 7938 патронов, которые укладывались в 126 барабанных магазинов емкостью по 63 патрона каждый. Магазины в главной башне укладывались на стеллажи по правому и левому борту корпуса, а так же кормовой нише. Магазины для пулеметов правой и левой малых башен укладывались справа и слева от механика-водителя во вращающиеся барабаны по 40 магазинов в каждом.

Советский средний танк Т-28 форсирует вброд речку у местечка Мир в Польше (ныне поселок Мир Гродненской области, Беларусь). Предположительно, машина форсирует речку Уша. По характерным признакам машина выпуска 1936—1938 годов.

Советский средний танк Т-28 вброд преодолевает речку у городка Мир в Польше (в настоящее время — поселок Мир Гродненской области, Беларусь). Скорее всего, танк форсирует реку Уша. По внешнему виду машина выпуска 1936—1938 годов.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки среднего танка прорыва Т-28 использовался V-образный карбюраторный авиационный двигатель М-17Т с водяным охлаждением. Двигатель развивал максимальную мощность в 450-500, что позволяло танку развивать скорость при движении по пересеченной местности до 25 километров в час, а при движении по шоссе – до 42 километров в час. В качестве топлива использовался бензин марок КБ-70 и Б-70. Топливо заливалось в два бензобака с ёмкостью 330 литров каждый, расположенных вдоль правого и левого бортов в трансмиссионном отделении корпуса.

В состав трансмиссии входили такие основным узлы и механизмы:

Основной (главный) фрикцион, работающий по принципу сухого трения;

пятискоростная коробка перемены передач (при пяти передачах вперёд и одной назад);

сухие многодисковые бортовые фрикционы;

бортовые двухрядные передачи с тормозами ленточного типа.

Подвеска среднего танка Т-28 разрабатывалась, главным образом, по типу, который впервые предложила немецкая фирма «Крупп». Она представляла собой гусеничную коробчатую, жестко соединенную путем склепывания или сварки к броневому корпусу. Именно внутри нее и размещались все элементы подвески.

Ходовая часть танка Т-28 по каждому борту состояла из двенадцати опорных парных катков небольшого диаметра, которые блокировались с помощью балансиров в шесть кареток с подрессориванием пружинного типа. Каретки так же блокировались две тележки, которые подвешивались к корпусу в двух местах.

Каждый опорный каток имел наружный диаметр в 350 миллиметров и имел резиновый бандаж в танках раннего периода производства. С конца 1936 года стали выпускать танки с опорными катками без бандажей. Ведущие колёса заднего расположения работали по принципу цевочного зацепления и имели средний диаметр в 720 миллиметров при 17 зубьях. Направляющие колёса производились цельно литыми со стальным наштампованным ободом и бандажом из резины, при этом наружный диаметр направляющего колеса составлял 780 миллиметров.

Мелкозвенчатая гусеничная цепь состояла из 121 цельно литого стального трака шириной в 380 и длиной в 170 миллиметров.

Финские солдаты фотографируются на трофейном среднем танке Т-28 советского производства, Карельский перешеек, зима 1942 года

Финские солдаты фотографируются на трофейном среднем танке Т-28 советского производства, Карельский перешеек, зима 1942 года

Боевое применение.

С начала 1933 года и по 1940 год было выпущено по официальным данным 503 танка Т-28. Не смотря на то, что на период начала Второй мировой войны танк морально устарел, он вре равно продолжал представлять грозную силу для противника, к примеру, превосходя по тактико-техническим характеристикам большую часть танков, имеющихся у Германии и ее союзников в этот период.

Средние танки прорыва Т-28 приняли участие в походе Красной Армии в Польшу и боевых действиях Зимней войны с Финляндией, где они себя хорошо зарекомендовали и проявили. Выявленные в ходе боевого применения недостатки сразу же устранялись, а конструкция танка усовершенствовалась.

На момент начала вторжения Германии в СССР танками Т-28 в достаточной мере были оснащены все танковые подразделения РККА во всех прифронтовых военных округах. К сожалению, нерациональное использование танков Т-28 привело к их почти полной потере на начальном периоде войны, главным образом, из-за техническим неисправностей. Но в то же время, в умелых руках танк становился грозной силой. Как пример, можно привести рейд танка Т-28 под командой майора Васечкина в захваченный немцами Минск.

Последнее упоминание о боевом применении танков Т-28 РККА приходится на июль 1944 года при наступлении РККА в Карелии. Именно этот период и принято считать последним годом строевой службы Т-28.

Германия, захватив несколько десятков брошенных танков Т-28, поставила их в строй танковый частей Вермахта, но информации об их успешном применении ни в одном издании нет. Так же небольшое количество танков, захваченных в Зимней войне, использовала в своей армии Финляндия. В этой стране танк Т-28 состоял на вооружении вплоть до 1951 года.

Брошенный из-за поломки советский танк Т-28, лето 1941 года

Брошенный из-за поломки советский танк Т-28, лето 1941 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх