Танк Т-29 | Танки в бою

Танк Т-29





Рисунок советского среднего колесно-гусеничного танка Т-29 во время движения на колесах

Рисунок советского среднего колесно-гусеничного танка Т-29 во время движения на колесах

Т-29 – советский средний опытно-экспериментальный трехбашенный колесно-гусеничный танк, разработанный на базе среднего танка прорыва Т-28 во второй половине 30-х годов. В названии танка буква «Т» обозначает слово «танк», а число «29» тип по порядку разработанного танка.

Прототип-эталон среднего танка Т-29 во время движения на колесном ходу, 1937 год.

Прототип-эталон среднего танка Т-29 во время движения на колесном ходу, 1937 год.

История и предпосылки создания.

Концепция развития советского танкостроения 30-х годов состояла в разработках танков, которые могли двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу. На развитии данной концепции влияла оборонная доктрина РККА, которая собиралась побеждать противника на его территории. А на территории предполагаемого противника в Европе были достаточно добротные шоссейные дороги, которые благоприятствовали быстрому продвижению танков на колесном ходу.

Разработка документации по среднему танку на колесно-гусеничном ходу в Советском Союзе была начата еще в 1933 году. Автобронетанковое бюро техотдела ЭКУ ОГПУ подготовило ряд эскизов танков, которые представляли собой развитие идеи и концепции уже запущенного в серийное производство легкого быстроходного танка БТ-2 и среднего трехбашенного танка прорыва Т-28. Среди советских военных специалистов вызвали интерес проекты, шедшие под 4-м и 5-м порядковыми номерами и под общим индексом ИТ-3, что расшифровывалось, как «истребительный танк, модель три». По предварительным расчетам, танк имел массу порядка 20 тонн и вооружался 76,2-миллиметровым орудием и  7,62- и 12,7-миллиметровыми пулеметами, при этом численность экипажа составляла 4 человека. В начале 1934 года к данным двум проектам на Кировском заводе (Ленинград), где в тот период уже серийно производили Т-28, создали еще и опытные прототипы танков Т-29-4 и Т-29-5. Разработка проекта производилась под началом Н. В. Цейца при непосредственном участи Н. А. Астрова. Различие между двумя вариантами танка Т-29 состояла лишь в вариации бронирования.

В период 1934—1935 годов собранные опытные образцы танков Т-29 прошли ряд полигонных испытаний. В ходе испытаний Т-29 показал себя с наилучшей стороны в плане скоростных характеристик и маневренности.

В средине 1936 года на Кировском заводе был собран эталонный прототип танка Т-29, который планировалось в марте 1937 года запустить в серийное производство за счет сокращения объемов производства танка Т-28. Однако по постановлению ГКО при СНК СССР, датированного маем 1937 года, КБ завода должно было переработать проект создаваемого танка в сторону утолщения броневых листов из цементированной брони, а так же, по возможности, увеличения их углов наклона к вертикали.

Такой танк, обозначенный индексом «Т-29-Ц», был разработан под началом Н. В. Цейца к 4 июля 1936 года и представлен к рассмотрению ГКО. Проект, по сравнению с эталонным Т-29, имел существенные отличия в плане ходовой части, вооружения, бронирования и численности экипажа, который возрастал до 6 человек.

Т-29-Ц заинтересовал представителей РККА, и к началу июля 1938 года было запланировано собрать опытный образец, но уже осенью 1937 года все работы в направлении создания танка Т-29 были по непонятным причинам свернуты, Кировский завод сосредоточился на выпуске танков Т-28 в прежних объемах, а Н. В. Цейц был арестован, как вредитель.

Прототип-эталом советского среднего танка Т-29, вооруженный пушкой Л-10, во время движения на гусеницах, 1940 год

Прототип-эталом советского среднего танка Т-29, вооруженный пушкой Л-10, во время движения на гусеницах, 1940 год

Компоновка.

Средний танк Т-29 имел трехбашенную компоновку с двухъярусным расположением вооружения. Моторное и трансмиссионное отделения сопрягались и занимали кормовую часть корпуса, в свою очередь, боевое отделение и отделение управления так же сопрягались и распространялись на переднюю часть корпуса и башни танка.

Экипаж среднего танка Т-29 состоял из шести человек. Механик-водитель размещался в передней части корпуса на его продольной оси. Командир танка, исполнявший так же обязанности заряжающего пушки и башенного стрелка, пребывал в главной башне и производил руководство остальными членами экипажа и обзор местности через смотровые щели и оптические приборы. Радист так же находился в основной башне слева от командира и выполнял обязанности второго заряжающего и, при необходимости, стрелка из тыльного  пулемета. Наводчик орудия располагался справа от командира, два стрелка пулеметов располагались в правой и левой пулеметных башнях.

Экипаж среднего танка Т-29 для погрузки в танк и высадки из него использовал пять основных люков, два из них были расположены в крыше башни и предназначались для башенной обслуги, один – в передней части корпуса для механика-водителя и по одному люку – в правой и левой пулеметных башнях для стрелков-пулеметчиков. В днище корпуса имелся эвакуационный люк для экстренного покидания танка.

Прототип танка Т-29-4 во время движения на колесном ходу, лето 1935 года

Прототип танка Т-29-4 во время движения на колесном ходу, лето 1935 года

Бронезащита корпуса и башни.

Первоначально (на ранних опытных образцах) бронирование Т-29 было противопульным, но потом, под началом Н. В. Цейца, его разработали по дифференцированному противоснарядному принципу, что защищало танк и его экипаж от поражения снарядами мелких калибров и осколков с незначительной кинетической энергией.

Корпус танка Т-29, как и у танка Т-28, имел коробчатую форму, но по габаритным размерам был несколько выше и шире. Планировалось, что он будет производиться путем сваривания стальных бронелистов между собой и уголковых каркасом. Лобовая часть корпуса формировалась из трех броневых листов – верхнего, среднего и нижнего, толщина которых соответственно составляла 30, 15 и 30 миллиметров. Оба борта корпуса формировались броневыми листами толщиной в 20 миллиметров, а корма – из листов в 30. Толщина бронелистов, формировавших днище и крышу корпуса не превышала 10 миллиметров.

Башни среднего танка Т-29 размещались в два яруса. Внизу располагались правая и левая малые пулеметные башни, верху — главная орудийная башня с установленным пушечным и пулеметным вооружением.

Главная башня имела эллиптическую форму с развитой кормовой нишей и изготавливалась путем сваривания между собой стальных броневых листов в 20 миллиметров. Малые пулеметные башни имели круглую форму с сегментным срезом в лобовой части для монтажа шаровой установки для пулемета. Малые башни Т-29 так же планировалось собирать путем сварки между собой броневых листов толщиной от 15 до 20 миллиметров. Крыша всех башен формировалась бронелистом толщиной в 10 миллиметров.

В лобовой части главной башни на цапфы устанавливалась пушка, а справа от нее в шаровую установку – спаренный пулемет.

Прототип танка Т-29-5 во время полигонных испытаний, 1937 год

Прототип танка Т-29-5 во время полигонных испытаний, 1937 год

Вооружение.

Предполагалось средний танк Т-29 вооружить нарезной пушкой КТ-28 образца 1927/1932 годов (заимствована с танка Т-28) либо нарезной пушкой ПС-3 с калибром 76,2 миллиметра. По проекту Н. В. Цейца, в качестве основного вооружения танка Т-29 предлагалось использовать пушку Л-10, которая значительно превосходила своих предшественниц по бронепробиваемости.

Боекомплект башенного орудия должен был состоять из 69 унитарных выстрелов, размещенных по бортам корпуса (до 49 выстрелов), а так же в стойке полика башни (8 выстрелов) и в барабанных установках, размещавшихся под сидениями командира и наводчика (по 6 выстрелов).

В качестве вспомогательного вооружения в танке Т-29 предполагалось использовать 5 пулеметов ДТ калибра 7,62 миллиметра. Два пулемета планировалось установить в главной башне (спаренный с орудием и тыльный в кормовой нише в шаровой установке), два – правой и левой пулеметных башнях и один (с колиматорным прицелом) – на турельную установку П-40 на главной башне с целью использования его в качестве зенитного.

Предполагалось, что боекомплект к пулеметам в танке Т-29 будет по объему аналогичен танку Т-28 и составит 7938 патронов, которые будут снаряжаться в 126 барабанных (дисковых) магазинов с емкостью по 63 патрона в каждом.

Один из прототипов танка Т-29 во время движения на колесном ходу, 1937 год

Один из прототипов танка Т-29 во время движения на колесном ходу, 1937 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки танка Т-29 предполагалось использовать V-образный авиационный карбюраторный двигатель М-17Т с водяным охлаждением либо аналогичный двигатель модели М-17Ф. Планировалось, что в обоих вариантах силовая установка танка сможет развивать мощность до 500 лошадиных сил, что позволило бы танку развивать скорость при движении по шоссе до 81 километра в час на колесах и до 56 – на гусеничном ходу. Бензин марок КБ-70 и Б-70 заливался в два бензобака с емкостью по 330 литров каждый. Баки располагались по правому и левому борту в трансмиссионного отделения.

Трансмиссия, как и в танке Т-29, состояла из:

основного фрикциона, который работал по принципу сухого трения;

пятискоростной коробки передач (пять передач вперед и одна назад);

сухих многодисковых бортовых фрикционов;

бортовых двухрядных передач с тормозами ленточного типа.

В ходовой части танка Т-29 использовалась индивидуальная подвеска, разработанная по принципу Кристи при использовании спиральных пружин.

Ходовая часть среднего танка Т-29 применительно по каждому борту состояла из четырех обрезиненных опорных катков большого диаметра, три задние пары из которых при колесном движении были ведущими, а передняя являлась управляемой. При гусеничном движении ведущее колесо размещалось сзади, а ленивец имел переднее расположение. Кроме этого, в состав ходовой части входили еще и три поддерживающих ролика, на которые опиралась верхняя ветвь гусеницы.

Мелкозвенчатая гусеничная цепь состояла цельно литых стальных траков шириной в 500 миллиметров, что обеспечивало танку высокую маневренность и проходимость.

Испытание ходовых характеристик прототипа танка Т-29-4 во время движения на колесах по пересеченной местности, 1937 год

Испытание ходовых характеристик прототипа танка Т-29-4 во время движения на колесах по пересеченной местности, 1937 год

Боевое применение.

По имеющимся архивным данным, всего было произведено шесть опытных образцов различных модификаций среднего колесно-гусеничного танка Т-29.

Информации о боевом использовании трех первых изготовленных прототипов Т-29 в настоящий момент нет. Прототип Т-29-4 передали в распоряжение полигона в Кубинке, где он простоял до начала вторжения Германии в СССР, а октябре 1941 года был передан в распоряжение 22-й танковой бригады. По недостоверной информации он вышел из стоя из-за поломки двигателя, а потом при отступлении взорван собственным экипажем.

Опытный образец модели Т-29-5 был разобран на металл еще в средине 1938 года.

На эталонный прототип Т-29 в 1938 году установили на Кировском заводе пушку Л-10. В ходе советско-финской войны 13 февраля 1940 года данный экземпляр был передан АБТВ 13-й армии. Информации о его боевом применении нет, как и нет ведомостей о его дальнейшей судьбе.

Шестой опытный образец танка Т-29 в начале Великой Отечественной войны при вставшей угрозе захвата Ленинграда войсками противника был вывезен в Челябинск. Там он до конца 1942 года пребывал на площадке завода №100, а в ноябре 1943 года был разобран на металл вместе с прототипами танков Т-100 и КВ-7.

Прототип-эталон танка Т-29 на колесном ходу, 1937 год

Прототип-эталон танка Т-29 на колесном ходу, 1937 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх