Танк Т-35 | Танки в бою

Танк Т-35





Рисунок советского тяжелого танка прорыва Т-35 в наступлении

Рисунок советского тяжелого танка прорыва Т-35 в наступлении

Т-35 – советский пятибашенный тяжелый танк прорыва периода 30-х годов прошлого века. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «35» тип разработанного танка по порядку.

Советский тяжелый танк прорыва Т-35 в Музее бронетанковых войск в Кубинке (Россия)

Советский тяжелый танк прорыва Т-35 в Музее бронетанковых войск в Кубинке (Россия)

История и предпосылки создания.

В начале 20-х годов прошлого века РККА остро нуждалась в танке, который мог принять участие в наступлениях и использовался бы для прорыва сильно укрепленных позиций противника. Имевшийся в то время легкий танк Т-18 (МС-1) удовлетворить запросы военных в то время не мог. Робкие попытки создать 75-тонный тяжелый танк с проектным индексом Т-30 ни к чему не привели и остановились на чертежах компоновки танка. В начале марта 1930 года смешанная советско-немецкая группа конструкторов под началом Эдварда Гроте предложила конструкцию среднего танка прорыва с индексом ТГ (танк Гротте), но и эта идея осталась практически на бумаге. Приобретенный опыт при разработке ТГ был успешно использован, и уже к августу 1932 года конструкторским бюро под общим руководством Н.В. Барыкова была предложена общая концепция и компоновка тяжелого танка прорыва, который получил индекс Т-35. В дальнейшем на основе разработанных трех прототипов Т-35-1, Т-35-2 и Т-35А, которые отличались друг от друга деталями конструкции, была доработана документация по танку Т-35, который после приема 11 августа 1933 года на вооружение РККА был запущен в серию на Харьковском тепловозостроительном заводе имени Коминтерна. Первая серийная машина поступила в подразделения РККА уже в мае 1934 года.

Советский тяжелый танк Т-35

Советский тяжелый танк Т-35

Компоновка.

Тяжелый танк Т-35 имел, по мнению специалистов, классическую компоновку для пятибашенной конструкции при двухъярусном расположении пулеметного и артиллерийского вооружения. Моторное и трансмиссионное отделения четкого разграничения не имели и, сопрягаясь между собой, находились в кормовой части корпуса. В свою очередь, боевое отделение и отделение управления, которые так же были сопряженными, располагались в лобовой и средней частях корпуса, а так же распространялись на пять башен.

В экипаж тяжелого танка Т-35, в зависимости от периодов его выпуска, входило от 9 до 12 человек:

командир танка (как правило, имел звание не ниже, чем «старший лейтенант») – находился в башне №1 (главная или основная артиллерийская) и располагался по правую сторону от главного орудия, осуществлял командование танком и координировал действия экипажа в бою, при необходимости вел огонь из пулемета ДТ, а так же заряжал при помощи радиста главное орудие;

помощник (заместитель) командира танка (имел звание «лейтенант») – располагался в башне №2 (передняя орудийная), вел огонь из 45-миллиметрового орудия, при необходимости выполнял функции командира танка, если того требовала обстановка, отвечал за боевую готовность и исправность всего вооружения танка, в небоевой обстановке руководил подготовкой пулеметчиков и артиллеристов;

младший танковый техник (как правило, присваивался второй ранг воентехника) – занимал свое место в отделении управления, производил непосредственно управление движением танка, нес ответственность за его техсостояние и исправность, в небоевой обстановке руководил подготовкой мотористов и механиков-водителей;

механик-водитель (до старшины включительно) – располагался в башне №3 (передняя пулеметная) и вел огонь из башенного пулемета, производил профилактику и ремонты двигателя, являлся заместителем (помощником) водителя танка, отвечал за состояние пулеметного вооружения башни №3;

командир артиллерийской башни №1 (фактически – младший командир взвода) – размещался с левой стороны от орудия, в бою вел огонь из орудия, отвечал за состояние пулеметного и артиллерийского вооружения башни №1;

командир передней орудийной башни №2 (фактически – командир отделения) – размещался с правой стороны от орудия, выполняя при этом функции заряжающего, при боевой потери помощника (заместителя) командира танка, вел огонь из 45-миллиметровой пушки, отвечал за боевую готовность и исправность вооружения башни №2;

командир задней орудийной башни №4 (фактически – командир отделения) – занимал место слева от 45-миллиметрового орудия и вел из него огонь, при этом являясь заместителем командира главной башни №1, нес ответственность за исправность вооружения башни №4;

младший механик-водитель (фактически – командир отделения) – размещался в орудийной башне №4, с правой стороны от орудия, выполняя функции заряжающего, обеспечивал уход и нес ответственность за исправность ходовой части танка;

командир задней пулеметной башни (фактически – командир отделения) – находился в пулеметной башне №5 и вел огонь из пулемета ДТ, нес ответственность за боевое состояние и исправность вооружения пулеметной башни №5;

старший радио-телеграфист (фактически – командир отделения) – размещался в башне №1, обслуживал радиостанцию, в боевых условиях помогал командиру танка заряжать орудие, подавая из укладки снаряды, при необходимости мог вести огонь из кормового (тыльного) пулемета;

старший механик-водитель (фактически – младший командир взвода) – находился вне танка, обеспечивал уход за ходовой частью танка и его трансмиссией, являясь заместителем механика-водителя;

моторист (как правило, имел ранг младшего техника) – находился вне танка и обеспечивал уход за двигателем, производил его профилактику, смазку и чистку.

Младший танковый техник, который осуществлял непосредственное управление движением танка, для посадки-высадки пользовался люком в верхней части корпуса, который располагался сверху. Остальные члены экипажа для посадки и высадки пользовались своими люками к крышах всех пяти башен.

Тяжелый танк Т-35 на параде на Красной Площади в Москве, 1937 год

Тяжелый танк Т-35 на параде на Красной Площади в Москве, 1937 год

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита тяжелого танка Т-30 разрабатывалась в основном по противопульному принципу. Лишь только в некоторых местах в лобовом фронтальном просвете броня танка могла защитить от противотанковых снарядов незначительных калибров.

Корпус танка Т-35 имел сложную коробчатую форму. Производился корпус путем сваривания броневых листов между собой и каркасом корпуса. Так же при этом встречались и клепаные соединения. Толщина броневых листов, из которых формировался корпус, колебалась от 10 (корма корпуса) до 50 (некоторые лобовые конструкции в районе отделения управления) миллиметров. В основном толщина брони лобовой части и бортов корпуса составляла 20 миллиметров.

Главная орудийная башня Т-35 размещались на продольной оси корпуса со смещением к носовой его части во втором ярусе. Башня имела овальную форму с сильно развитой кормовой нишей и практически прямыми бортами. Башня имела проем в лобовой части под установку маски орудия и спаренного пулемета. В кормовой нише башни имелась кормовая вертикальная амбразура, закрывавшаяся броневым щитом, в которую, в случае надобности, устанавливался тыльный пулемет на бугельной установке. В крыше главной башни имелось два люка: командирский (круглой формы) и вспомогательный (квадратный).

Четыре малые башни с вспомогательным орудийным и пулеметным вооружением размещались в первом ярусе. Они имели круглые цилиндрические формы, практически не имея углов наклона бортов к вертикали. В лобовой части все четыре башни имели проемы под установку масок либо пулеметов, либо спаренных орудий с пулеметами. Средние орудийные башни имели в крыше два люка для посадки-высадки башенной обслуги, а малые пулеметные башни – по одному люку. Ни средние, ни малые башни кормовых ниш не имели.

Десять последних серийных танков Т-35 были выпущены с коническими башнями, которые имели углы в 36 градусов наклона к вертикали.

Как и корпус танка Т-35, его башни собирались из броневых листов толщиной от 25 до 30 (в некоторых местах) миллиметров путем их сваривания между собой. На танках более позднего периода выпуска устанавливались на корпус и башни защитные экраны, которые способны были усилить бронирование до 50-60 миллиметров.

Главная (основная) башня танка Т-35 вращалась по кругу, при этом вращение осуществлялось с помощью механизма поворота башни с электрическим и механическим приводами.

Тяжелый танк Т-35 на военных маневрах под Киевом, 1935 год

Тяжелый танк Т-35 на военных маневрах под Киевом, 1935 год

Вооружение.

Основным вооружением тяжелого танка прорыва Т-35 являлась нарезная пушка КТ-28 калибра 76,2 миллиметра. КТ-28 («Кировская танковая») разрабатывалась в 1927 году для среднего танка Т-28. Пушка КТ-28, как и на танке Т-28, была короткоствольной и имела длину ствола в 16,5 калибров. Пушка устанавливалась в лобовую часть основной (главной) башни в маску и монтировалась на цапфы, что позволяло обеспечивать при наведении в вертикальной плоскости максимальный угол возвышения в +25° и склонения — до −5°. Боекомплект главного орудия состоял из 96 осколочно-фугасных и шрапнельных снарядов, которые разделялись поровну и размещались по бортам корпуса и в стойке на полике башни. Иногда в боекомплект добавляли бронебойные снаряды, но они не имели желаемой бронепробиваемости из-за недостаточной начальной скорости полета снаряда.

Средние артиллерийские башни оснащались 45-миллиметровыми нарезными полуавтоматическими пушками 20К, разработанными в 1932 году. Пушки устанавливались в маски башен на цапфы. Наведение орудий в горизонтальной плоскости осуществлялся поворотом башни в секторе 191 градус для носовой средней башни и 184 градуса – для кормовой. В вертикальной плоскости наведение осуществлялось с помощью секторного механизма в пределах от −8 до +23 градусов. Боекомплект к обоим орудиям состоял из 226 снарядов (по 113 осколочно-фугасных и бронебойных), которые укладывались по бортам и на поликах башен.

Кроме артиллерийского вооружения, тяжелый танк прорыва Т-35 был оснащен еще и  шестью пулеметами ДТ калибра 7,62 миллиметра. Два пулемета устанавливались в главной башне: один, как спаренный с орудием, другой, при надобности, устанавливался в кормовую нишу на бугельной установке. Еще по одному пулемету устанавливались как спаренные в средних артиллерийских башнях и по одному – в малых пулеметных башнях на подвижные цапфы. На танках Т-35 последних партий выпуска в районе вспомогательного люка на главной артиллерийской  башне устанавливался также зенитный пулемет ДТ в турельную установку П-40 и оснащался коллиматорным прицелом.

Боекомплект к пулеметам состоял из 10080 патронов, которые снаряжались в 160 барабанных магазина по 63 патрона в каждом.

Немецкие солдаты рассматривают брошенный из-за технической неисправности советский тяжелый танк Т-35, июнь 1941 года

Немецкие солдаты рассматривают брошенный из-за технической неисправности советский тяжелый танк Т-35, июнь 1941 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки тяжелого танка Т-35 использовался V-образный четырёхтактный двенадцатицилиндровый авиационный  карбюраторный двигатель М-17 с жидкостным охлаждением, развивавший максимальную мощность в 400 лошадиных сил, что позволяло танку развивать максимальную скорость при движении по шоссе в 29 километров в час.  После 1937 года двигатель М-17 был форсирован до 580 лошадиных сил. В качестве топлива для двигателя М-17 использовали бензин марок КБ-70 и Б-70. Бензин заливался в три бензобака с общей емкостью в 910 литров (два бака емкостью по 320 и один — 270 литров). Двигатель, радиаторы и бензобаки размещались в кормовом отделении танка.

В состав трансмиссии танка Т-35 входили такие основным узлы и механизмы:

главный фрикцион, работающий по принципу сухого трения «сталь по стали»;

коробка перемены передач, обеспечивавшая четыре скорости вперед и одну назад;

многодисковые бортовые фрикционы с плавающими тормозами ленточного типа;

две бортовые передачи с двумя парами цилиндрических шестерён.

Гусеничный движитель формировался из восьми по каждой стороне опорных обрезиненных катков с малым диаметром, шести поддерживающих катков, с наложенными на них шинами из губчатой резины, направляющих колес, оснащенных винтовыми механизмами натяжения гусениц, задних ведущих колес, оснащенных съемными зубчатыми венцами.  Натяжные ролики устанавливались между передним и задними колесами для предотвращения прогиба ветвей гусениц в случае преодоления препятствий.

Гусеничные цепи были мелкозвенчатыми траками скелетообразного типа и с открытым шарниром. Траки соединялись при помощи пальцев, которые стопорились при помощи шплинтов.

Солдаты Вермахта осматривают брошенный советский тяжелый танк Т-35, стоящий на улице городка Грудек Львовской области. Этот танк из состава 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Танк выпущен в 1939 году и имеет конические башни и прямую подбашенную коробку (бортовой номер 744-62)

Солдаты Вермахта осматривают брошенный советский тяжелый танк Т-35, стоящий на улице городка Грудек Львовской области. Этот танк из состава 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. Танк выпущен в 1939 году и имеет конические башни и прямую подбашенную коробку (бортовой номер 744-62)

Боевое применение.

С момента запуска тяжелых танков Т-35 в серию и практически до начала Великой Отечественной войны участия в боевых действиях они не принимали. Военные маневры и парады стали для танка Т-35 привычным делом, и их появление говорило о могуществе бронетанковых частей РККА. В Великой Отечественной войне в самом ее начале все танки Т-35 были бесславно потеряны. Стоит отметить, что вследствие боевых повреждений было потеряно лишь 9 машин, а остальные выбыли из строя по причине поломок и технических неисправностей.

Вермахтом было захвачено несколько экземпляров танка Т-35, но об их боевом применении панцерваффе упоминаний никаких нет.

Брошенный из-за технической неисправности на обочине дороги Львов-Перемышль советский тяжелый танк Т-35

Брошенный из-за технической неисправности на обочине дороги Львов-Перемышль советский тяжелый танк Т-35

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх