Танк Т-37А | Танки в бою

Танк Т-37А





Рисунок советского малого плавающего танка Т-37А, преодолевающего водную преграду

Рисунок советского малого плавающего танка Т-37А, преодолевающего водную преграду

Т-37А – советский малый плавающий танк (в некоторых источниках назывался танкеткой) периода 30-х – начала 40-х годов прошлого столетия. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», число «37» – тип разработанного танка по порядку, а буква «А» – его  модификацию. Иногда в советской литературе он именовался, как «Т-37», но это делалось ошибочно, так как под индексом «Т-37» был разработан совершенно другой танк, работы над которым дальше прототипа не продвинулись.

Советский малый плавающий танк Т-37А в экспозиции музея в Кубинке

Советский малый плавающий танк Т-37А в экспозиции музея в Кубинке

История и предпосылки создания.

В начале 1931 года британской фирмой «Виккерс» были проведены испытания малого плавающего танка. Данное событие привлекло внимание Управления моторизации и механизации РККА, так как плавающий танк неплохо вписывался в тогдашнюю доктрину оснащения РККА и в будущем должен был заменить малый танк Т-27, который к этому периоду уже морально устарел. В конструкторское бюро ленинградского завода «Большевик» советскими представителями в Великобритании была доставлена информация о плавающем танке «Виккерс, включая фотографии и техническое описание. На основании этой информации ленинградскими конструкторами была сначала разработана документация по танку Т-33, который не пошел в серию из-за своей сложности и дороговизны, а затем и Т-37А, который 11 августа 1932 года Постановлением Совета труда и обороны СССР был принят на вооружение Красной Армии даже без создания прототипа. Главным конструктором будущего танка, который находился в то время на бумаге, назначался Н.Н. Козырев, а предприятием, на котором планировалось выпускать машины, –  2-й автомобильный завод ВАТО в Черкизове. Первые машины были выпущены уже в конце 1934 года, а в последующем танк был запущен в серию.

Малый плавающий танк Т-37А с корпусом, произведенном на Ижорском заводе преодолевает водную преграду. Большие Киевские маневры, сентябрь 1935 года.

Малый плавающий танк Т-37А с корпусом, произведенном на Ижорском заводе, форсирует водную преграду на Больших Киевских маневрах в сентябре 1935 года.

Компоновка.

Малый плавающий танк Т-37А имел необычную для большинства танков РККА компоновку, но она большинством специалистов считается классической для плавающих танков того периода. Отделение управления располагалось в средней части корпуса танка и объединялось с моторным и боевым отделениями. Трансмиссионное отделение размещалось в носовой части корпуса. В корме корпуса находилось кормовое отделение с системами охлаждения, топливным баком и привод гребного винта, обеспечивающим движение по воде.

Экипаж малого плавающего танка Т-37А состоял из двух человек: командира танка и механика-водителя. Место механика-водителя находилось в левой части корпуса в отделении управления. Командир танка располагался в башне, смещенной от продольной оси вправо, который в бою осуществлял наблюдение за местностью через приборы и вел огонь из башенного пулемета. Если танк оснащался радиостанцией, то командир выполнял еще и функции радиста.

Для посадки-высадки механик-водитель и командир имели свои люки, размещенные соответственно в корпусе танка и крыше башни, механик-водитель так же располагал смотровым люком в лобовой части корпуса.

Колонна малых плавающих танков Т-37А входит на территорию Польши, осень 1939 года

Колонна малых плавающих танков Т-37А входит на территорию Польши, осень 1939 года

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита танка Т-37А разрабатывалась по противопульному принципу. Его бронирование следует классифицировать, как лёгкое противопульное равнопрочное. Оно защищало танк и его экипаж только от основных винтовочных калибров, и было полностью бессильно перед попаданием в танк боеприпасов более крупного калибра и крупных осколков.

Бронекорпус малого плавающего танка Т-37А имел достаточно простую коробчатую форму, который собирался из листов стали путем их склепывания и сваривания на общий каркас корпуса и между собой с использованием подкладных уголков. Для сборки бронекорпуса применялись цельно катаные листы из броневой стали толщиной 4 миллиметра для днища и крыши, а также толщиной 8 и 6 миллиметров – для формирования лобовой части корпуса, кормы и бортов соответственно. Начиная с марта 1934 года, лобовая часть корпуса и лобовое возвышение рубки механика-водителя  начали формировать из броневого листа толщиной в 10 миллиметров, что усилило противоосколочную защиту танка и его экипажа. Борта корпуса танка Т-37А углов наклона к вертикали не имели, а лобовая и кормовая части, а так же лоб возвышающейся рубки механика-водителя были наклонены незначительно.

Башня малого плавающего танка Т-37А собиралась также при помощи сварки и заклепочных соединений из броневых листов, их креплением на каркас и между собой. Толщина броневого листа, формировавшего крышу башни, достигала 4 миллиметров. Ее лоб, корма и борта формировались из цельного броневого листа, изогнутого в виде цилиндра, толщина которого не превышала 8 миллиметров. Башня имела нишу в лобовой части и была смещена в правую сторону относительно продольной оси корпуса. Ее установка производилась на шариковую опору крыши подбашенной коробки. Повороты башни осуществлялись вручную при помощи рукояток и делительного механизма. В лобовой части башни выполнялось отверстие под установку маски (толщина брони 8 миллиметров) пулемета.

Переправа малых танков Т-37А по понтонному мосту, Польская кампания, осень 1939 года

Переправа малых танков Т-37А по понтонному мосту, Польская кампания, осень 1939 года

Вооружение.

В качестве основного и единственного вооружения малого плавающего танка Т-37А использовался 7,62-миллиметровый танковый пулемет ДТ, разработанный в 1929 году. Он устанавливался в шаровую установку маски в лобовую часть башни. Качание шарового яблока позволяло наводить пулемет при стационарном положении башни в пределах 30 градусов в горизонтальной плоскости и в диапазоне от −20 до +30° в вертикальной. Боекомплект к пулемету включал в себя 2142 патронов, которые укладывались в 34 дисковых трехрядных магазина по 63 патрона в каждый. Магазины размещались в укладках по левому борту корпуса и бортов башни.

Малые плавающие танки Т-37А в Крыму, август 1941 года

Малые плавающие танки Т-37А в Крыму, август 1941 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки малого плавающего танка Т-37А использовался рядный четырёхтактный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-АА  с жидкостным охлаждением, который мог развить максимальную мощность до 40 лошадиных сил. В качестве топлива для него использовался бензин второго октанового ряда, которое заливалось в бак, расположенный в кормовой части корпуса. Указанный двигатель позволял развивать танку Т-37А скорость до 40 километров в час при движении по шоссе и до 6 километров в час на плаву.

Малый плавающий танк Т-37А оснащался трансмиссией механического типа, в состав которой входили такие узлы и механизмы:

главный однодисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения;

четырёхступенчатая механическая коробка передач (при четырех скоростях вперед и одной – назад);

ступенчатый карданный вал;

главная передача конического типа;

тормоза механизмов поворота колодочного типа, располагавшиеся вне бронекорпуса танка;

дифференциальный механизм поворота.

Ходовая часть малого танка Т-37А по каждому борту включала в себя по четыре одиночных опорных катков, покрытых резиной, по три обрезиненных поддерживающих катка, обрезиненному ленивцу и одиночному ведущему колеса, выполненному в виде звёздочки. Опорные катки подвешивались сблокированные попарно по схеме «ножницы». При этом каждый опорный каток монтировался на одном конце балансира треугольной формы, а другой конец балансира укреплялся на шарнир непосредственно к корпусу танка,  третий конец балансира сопрягался попарно пружиной со следующим балансиром тележки.

Гусеница малого плавающего танка Т-37А по своему типу была двухгребневая при цевочном зацеплении при открытом шарнире. Каждая из двух гусениц танка собиралась из 86 литых стальных траков с развитыми грунтозацепами, имевших ширину в 200 миллиметров и шаг в 87 миллиметров. Траки изготовлялись с помощью литья из ковкого чугуна.

Советский малый танк Т-37А, используемый как командирский, под Москвой, зима 1941 года

Советский малый танк Т-37А, используемый как командирский, в Финляндии, зима 1940 года

Боевое применение.

Малые плавающие танки Т-37А впервые были применены в боевых действиях конфликта в районе реки Халхин-Гол. Тогда в распоряжении РККА их численность по информации различных источников колебалась от 15 до 25 машин. Какой-либо другой информации об их применении в этом конфликте нет. Известно, что танки зарекомендовали себя плохо, увязая в песчаных грунтах. Слабое бронирование и сравнительная тихоходность не позволяла с успехом использовать Т-37А при наступлении и в обороне. По некоторым источникам потери данных танков на данном театре военных действий составили 17 машин.

Аналогичным образом танки Т-37А зарекомендовали себе и в Польской кампании. В источниках отмечается, что, невзирая на слабое сопротивление польской армии, в боях за город Хелм было потеряно три машины.

В ходе Зимней войны с Финляндией малые плавающие танки Т-37А зарекомендовали себе с хорошей стороны только при проведении разведывательно-дозорных мероприятий и форсировании водных преград. Однако, при наличии у противника средств ПТО, танки Т-37А несли потери, как в материальной части, так и в экипажах.

На начальном этапе Великой Отечественной войны большая часть танков Т-37А, находящихся на вооружении всех прифронтовых округов, в следствии хаотичного отступления частей РККА, была безвозвратно потеряна. Отдельные экземпляры Т-37А продолжали службу в частях и подразделениях вплоть до 1944 года и использовались в основном для охранения и разведки. Последнее боевое использование малых плавающих танков Т-37А произошло в 1944 году в ходе операции по захвату плацдарма на реке Свирь. Учитывая ход и развитие операция, есть основания говорить об этом использовании танков Т-37А, как успешном.

По мимо РККА, танки Т-37А состояли на вооружении финской, немецкой, венгерской и румынской армий (захваченные в Зимней войне и на начальном этапе ВОВ). Так же стоит отметить, что по одному такому танку имели даже Турция и Швеция.

Советские солдаты рассматривают брошенную немецкую технику под Москвой, среди которой на переднем плане выделяется подбитый малый танк Т-37А советского производства, захваченный немцами

Советские солдаты рассматривают брошенную немецкую технику под Москвой, среди которой на переднем плане выделяется подбитый малый танк Т-37А советского производства, захваченный немцами

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх