Танк Т-38 | Танки в бою

Танк Т-38





Рисунок советский малых плавающих танков Т-38, форсирующих водную преграду

Рисунок советский малых плавающих танков Т-38, форсирующих водную преграду

Т-38 – советский малый плавающий танк (в ряде источников его называют танкеткой) периода средины 30-х – начала 40-х годов прошлого столетия, явившийся модернизированным типом плавающих танков и развитием конструкции танка Т-37А. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «38» – тип разработанного танка по порядку.

Малый плавающий танк Т-38 в Военном музее города Верхняя Пышма Свердловской области (Россия)

Малый плавающий танк Т-38 в Военном музее города Верхняя Пышма Свердловской области (Россия)

История и предпосылки создания.

В средине 30-х годов прошлого столетия на вооружении РККА уже состоял один малый плавающий танк Т-37А. Но его эксплуатация и применение в ходе учений выявили его серьезнейшие недостатки в бронировании и конструкции ходовой части. Поэтому конструкторское бюро завода № 37 получило государственное задание на разработку нового плавающего танка с использованием базы Т-37А. Главным конструктором нового танка, который получил название Т-38, был назначен Николай Александрович Астров, уже имевший опыт в разработках и модернизации малых плавающих танков.

Работы по созданию технической документации начались еще в конце 1934 года, а  в июне 1935 года был собран уже и прототип будущей машины, который почти сразу же поступил на государственные испытания.

29 февраля 1936 года после незначительных замечаний и доработок был принят комиссией на вооружение РККА.

Незначительная партия малых плавающих танков Т-38 была собрана на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) уже в конце 1935 года, а к началу февраля следующего года ГАЗ собрал в общей сложности 40 экземпляров нового танка. После этого производство на ГАЗе было свернуто, а выпуск танков Т-38 был продолжен на заводе № 37. Уже летом 1936 года малый плавающий танк Т-38 полностью на конвейере завода сменил Т-37А.

Пл

Малые плавающие танки Т-38 на одном из довоенных учениях форсируют водную преграду

Компоновка.

Малый плавающий танк Т-38 был скомпонован так же, как и его предшественник, довольно нестандартно для танков РККА компоновку, но его компоновка стала достаточно типичной для малых плавающих танков 30-х годов. Отделение управления совмещалось в средней части корпуса танка с боевым и моторным отделениями. Трансмиссионное отделение располагалось в носовой части корпуса. В задней части корпуса находилось кормовое отделение, где помещались системы охлаждения, приводной механизм гребного винта и топливный бак.

Экипаж малого плавающего танка Т-38 состоял из двух человек. В состав экипажа входили командир танка и механик-водитель. Механик-водитель размещался в левой части корпуса в месте сопряжения отделении управления и боевого отделения. Командир находился в башне, которая при установке смещалась от продольной оси вправо. В боевых условиях командир танка через приборы наблюдения осуществлял обзор местности и вел огонь из башенного пулемета, при наличии рации выполнял функции еще и радиста.

Для посадки и высадки в танк механик-водитель и командир пользовались своими люками, которые размещались соответственно в корпусе и крыше башни танка.

Малые

Малые плавающие танки Т-38 после учений, 1938 год

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита малого плавающего танка Т-38 разрабатывалась по противопульному принципу.  Броня защищала танк и его экипаж исключительно от винтовочных калибров и мелких осколков с малой кинетической энергией.

Бронекорпус танка Т-38 собирался из листов броневой стали, которые монтировались на каркас корпуса и между собой как помощью заклепочных соединений, так и с помощью сварки. При сборке броневого корпуса использовали катаные листы из броневой стали толщиной 4 миллиметра, которые формировали крышу и днище корпуса, лобовую часть корпуса, а так же корму и борта формировали броневые листы толщиной 10 и 6 миллиметров соответственно.

Башня танка Т-38, как и у танка-предшественника, собиралась также с помощью сварки и склепывания гнутого в цилиндр броневого листа и установки его на каркас башни. При этом броня башни по всему кругу имела толщину 8 миллиметров. Толщина бронелиста, который формировал крышу башни, не превышала 4 миллиметров. В лобовой части башни исполнялось отверстие для установки неподвижной маски пулемета.

Эки

Экипажи советских малых плавающих танков Т-38 во время Польской кампании, осень 1939 год

Вооружение.

В качестве вооружения малого плавающего танка Т-38 использовался 7,62-миллиметровый танковый пулемет ДТ, образца 1929 года. Пулемет ДТ устанавливался в шаровую установку неподвижной маски в лобовой части башни танка. Качанием шарового яблока пулемет наводился при стационарном положении башни в секторе 30 градусов в горизонтальной плоскости и в диапазоне от −20 до +30° в вертикальной. Боекомплект к пулемету включал в себя 1512 патронов, которые укладывались в 24 дисковые трехрядные магазины по 63 патрона в каждый. Магазины помещали в укладки по левому борту корпуса и по обоим бортам башни.

В двух экспериментальных танках, получивших индекс Т-38Ш, в качестве вооружения была задействована 20-миллиметровая пушка ТНШ, но данная модификация в серию не пошла и ее развитие осталось на этапе создания прототипов.

Походная колонна

Походная колонна советских малых плавающих танков в Польше, 1939 год

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки плавающего танка Т-38 использовался рядный четырёхтактный карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель ГАЗ-АА жидкостного охлаждения, который развивал максимальную мощность до 40 лошадиных сил, что позволяло танку развивать скорость в 40 и 6 километров в час при движении по шоссе и на плаву соответственно. Топливом для двигателя ГАЗ-АА служил бензин второго октанового ряда, который заливался в бак емкостью 140 литров, расположенный в корме по левую сторону корпуса. В улучшенной модификации танка Т-38М в качестве силовой установки использовали двигатель 50-сильный двигатель ГАЗ-М-1, который позволял развивать чуть большую мощность, нежели двигатель ГАЗ-АА.

Малый плавающий танк Т-38, как и его предшественник, был оснащен механической трансмиссией, которая состояла из:

четырёхступенчатой механической коробкой скоростей (при четырех скоростях вперед и одной – назад);

ступенчатого карданного вала;

главной (основной) конической передачи;

двух многодисковых бортовых фрикционов, работающих по принципу сухого трения «сталь по стали» и тормозами ленточного типа с накладками «феродо»;

двух простых однорядных бортовых редукторов.

Ходовая часть малого плавающего танка Т-38 по каждому борту состояла из четырёх обрезиненных одиночных опорных катков, имевших диаметр в 400 миллиметров, двух поддерживающих обрезиненных катков в диаметре 180 миллиметров, обрезиненного ленивца и ведущей одиночной звёздочки. Подвеска опорных катков была сконструирована по схеме «ножницы» аналогично танку Т-37А.

Гусеница малого плавающего танка Т-38 имела тип двухгребневой  цевочным зацеплением. Каждая из двух гусениц танка собиралась из 86 литых стальных траков, имевших общую ширину в 200 миллиметров при шаге в 87 миллиметров.

Малый

Малый плавающий танк Т-38 в Зимней войне, Финляндия, зима 1940 года

Боевое применение.

Малые плавающие танки Т-38 получили свое боевое крещение в Польской кампании. Учитывая то, что РККА не вело достаточно интенсивных боев в этот период, то и отсутствие потерь в танках Т-38 выглядит вполне логичным фактом.

В Зимней войне с Финляндией эффективное использование малых плавающих танков Т-38 приходится как раз на те случаи, когда у финнов отсутствовали  средства борьбы с танками. В этих ситуациях танки Т-38 с успехом выполняли свои функции по разведке и поддержке пехоты в наступлении и обороне. Безвозвратные потери в танках Т-38 приходятся на подрывы на минах (танк поражался даже противопехотными минами) и на поражение брони танка противотанковой артиллерией и противотанковыми ружьями.

В начальный период вторжения Германии на территорию СССР значительная часть танков Т-38 РККА была потеряна. Незначительное их количество продолжали службу в подразделениях Красной Армии вплоть до 1944 года, выполняя функции командирских, разведывательно-дозорных танков и танков охранения. В последний раз в боевых действиях малые плавающие танки Т-38 использовались в 1944 году в ходе операции по захвату плацдарма на реке Свирь. Считается, что применение малых плавающих танков Т-38 в этой операции было успешным.

Кроме Красной Армии, танки Т-38 состояли так же на вооружении армий Финляндии, Германии, Венгрии и Румынии в качестве трофейных, захваченных в Зимней войне и в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Захваченный

Захваченный финской армией плавающий танк Т-38 советского производства, Петрозаводск, 1941 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх