Танк Т-40 | Танки в бою

Танк Т-40





р

Рисунок советского малого плавающего танка на Юго-Западном фронте, лето 1941 год

Т-40 – советский малый плавающий танк периода конца 30-х – начала 40-х годов прошлого столетия, явившийся следующим модернизированным типом плавающих танков после танков Т-37А и Т-38. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «40» – тип разработанного танка по порядку.

Советский талый плавающий танк Т-40, оснащенный автоматической 20-миллиметровой пушкой ШВАК-Т в Бронетанковом музее в Кубинке

Советский талый плавающий танк Т-40, оснащенный автоматической 20-миллиметровой пушкой ШВАК-Т в Бронетанковом музее в Кубинке

История и предпосылки создания.

К концу 30-х годов прошлого столетия стало понятно, что не совершенные в конструкции со слабым вооружением пребывающие на службе в РККА малые плавающие танки Т-37А и Т-38 не могут удовлетворить запросов современного в то время боя. В конце 1938 года перед конструкторским бюро завода № 37 под руководством выдающегося конструктора малых и легких советских танков Н. А. Астрова была поставлена задача: разработать и запустить в серию новый малый плавающий танк, который бы отличался от своих предшественников более мощным вооружением и надежностью ходовой части. В марте 1939 года документация для производства нового танка, который получил индекс «Т-40», была готова. 19 декабря 1939 года Комитетом обороны СССР танк Т-40 был принят на вооружение РККА, а уже в начале 1940 года были выпущены первые образцы танка. В октябре 1940 года началось серийное производство, которое было остановлено лишь в декабре 1941 года, когда Т-40 уступил на конвейере место более новым и совершенным танкам, в часности Т-60.

Советский малый плавающий танк Т-40

Советский малый плавающий танк Т-40

Компоновка.

Малый плавающий танк Т-40 имел компоновку, характерную для всех малых плавающих танков того периода. Танк имел пять отделений.  Трансмиссионное отделение сопрягалось с отделением управления и размещалось в носовой части корпуса машины. Моторное отделение размещалось по правому борту средней части корпуса. Боевое отделение являлось местом размещения экипажа и находилось по левому борту средней части корпуса, а так же распространялось на башню. В кормовом отделении, размещенном в задней части корпуса располагались агрегаты и узлы водоходного движителя, гидродинамическая ниша, в которой размещался гребной винт, баки с топливом и радиатор жидкостного охлаждения двигателя.

Экипаж малого плавающего танка Т-40 состоял из двух человек. В состав экипажа входили механик-водитель и командир танка. Место механика-водителя находилось в левой части корпуса. Командир находился в башне, которая, как и у предшественников, устанавливалась со смещением от продольной оси вправо. В бою командир танка осуществлял наблюдение за местностью и вел огонь из башенных спаренных пулеметов.

Для посадки-высадки в танк командир и механик-водитель могли воспользоваться своими люками, которые размещались соответственно крыше башни танка и рубке корпуса.

Экипаж советского малого плавающего танка Т-40, фото довоенных лет

Экипаж советского малого плавающего танка Т-40, фото довоенных лет

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита малого плавающего танка Т-40 разрабатывалась по дифференцированному противопульному принципу.  Броня танка защищала его экипаж от пуль винтовочных калибров, пулеметных пуль средних калибров и мелких осколков.

Броневой корпус танка Т-40 был сконструирован инженером А. В. Богачевым и собирался из листов броневой стали, которые с помощью сварки и болтовыми соединениями монтировались на каркас корпуса и между собой. Для сборки бронекорпуса использовали стальные катаные листы толщиной 5 миллиметров, из которых формировались крыша и днище корпуса. Лобовая часть корпуса не имела постоянной толщины бронеплит: в месте рубки механика-водителя броня усиливалась до 20 миллиметров, в ряде других мест она не превышала и 15 миллиметров. Наклон лобового броневого листа к вертикали составлял 10 градусов. Борта и корма корпуса формировалась из бронелистов толщиной от 13 до 15 миллиметров.

Башня малого плавающего танка Т-40 имела коническую форму и собиралась также с помощью сварки из броневого листа толщиной в 15 миллиметров с наклоном к вертикальной нормали под углом в 25 градусов. Крыша башни имела бронирование в 5 миллиметров и формировалась из плоского цельно катаного листа. В лобовой части башни выполнялась ниша для установки маски пулеметов, бронирование которой лежало в пределах 10-15 миллиметров.

Размещение экипажа малого плавающего танка Т-40, фото довоенных лет

Размещение экипажа малого плавающего танка Т-40, фото довоенных лет

Вооружение.

В качестве основного вооружения малого плавающего танка Т-40 использовался крупнокалиберный 12,7-миллиметровый пулемёт ДШК, который устанавливался на цапфы в башне и защищался маской и дополнительным броневым кожухом. Длина ствола пулемета ДШК составляла 78,7 калибра. Боекомплект к пулемету ДШК составлял 500 патронов, укомплектованных в ленту, которая укладывалась в кольцевой короб башни танка.  Боекомплект состоял из нескольких видов патронов: Б-32 с бронебойно-зажигательной пулей, Б-30 с бронебойной пулей, БЗТ с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей и БС-41 с бронебойно-зажигательной пулей.

В спарке с крупнокалиберным пулеметом ДШК устанавливался 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, разработанный в 1929 году. Относительно продольной оси башни пулемет ДШК был смещен в правую сторону, а пулемет ДТ – в левую.  Боекомплект пулемёта ДТ состоял из 2016 патронов, которые укладывались в 32 диска.

Стоит отметить, что в 1941 году было выпущено несколько экземпляров танка Т-40, которые были оснащены 20-миллиметровой автоматической пушкой ШВАК-Т, к которой предусматривался боекомплект в 750 выстрелов, но данный эксперимент необходимо рассматривать, как переходной вариант перед созданием легкого танка Т-60.

Советский малый танк Т-40 движется в составе колонны, зима 1941 года

Советский малый танк Т-40 движется в составе колонны, зима 1941 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки малого танка Т-40 использовался рядный четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-11 с жидкостным охлаждением, который развивал мощность в 85 лошадиных сил, что позволяло развивать максимальную скорость по шоссе в 44 километра в час.  Двигатель оснащался либо карбюратором К-23, либо двумя спаренными карбюраторами ГАЗ-М-9510. В качестве топлива для указанного двигателя использовался бензин с октановым числом 76, который заливался в три топливных бака, имевших суммарный объём 206 литров. Баки размещались в кормовом отделении и изолировались от боевого отделения, что повышало шансы экипажа на спасение в случай его поражения.

Малый плавающий танк Т-40 имел механическую трансмиссию, которая состояла из:

главного (основного) однодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения «стали по феродо» и устанавливался на маховик двигателя;

четырёхступенчатой коробки передач, имевшей демультипликатор (при четырех передачах вперёд и одной – назад);

многоступенчатого карданного вала;

главной конической передачи;

двух бортовых многодисковых фрикционов, работающих по принципу сухого трения «сталь по стали» и ленточных тормозов с накладками из феродо;

двух однорядных простых бортовых редукторов.

Ходовая часть малого танка Т-40 являла собой новшество в тот период в отечественном танкостроении. Впервые в истории на танке Т-40 применили торсионную индивидуальную подвеску. По каждому борту в состав подвески входили четыре опорных односкатных катка небольшого диаметра (550 миллиметров) с резиновыми накладками и бандажами, три односкатных поддерживающих катка при наружной амортизации, ленивец и ведущее колесо.  Ведущие колёса, расположенные впереди, имели цевочное зацепление и собирались с зубчатыми венцами, а ленивцы, расположенные сзади, оснащенные механизмами натяжения гусениц.

Гусеница танка Т-40 по типу была мелкозвенчатой с шириной двухгребневого трака в 260 миллиметров.

Малые плавающие танки Т-40, погруженные на железнодорожные платформы для транспортировки

Малые плавающие танки Т-40, погруженные на железнодорожные платформы для транспортировки

Боевое применение.

Учитывая то, что малый танк Т-40 был выпущен в незначительных количествах, подробной информации о его боевом применении нет. Известно, что на начало вторжения Германии в прифронтовых округах насчитывалось 141 экземпляр танка Т-40. Безграмотное использование танков данного типа советским командованием привело к тому, что практически все танки этого типа были потеряны в первые месяцы войны. Однако, в некоторых источниках есть упоминания о том, что отдельные экземпляры танка Т-40 сохранились в РККА вплоть до лета 1944 года (Волховский фронт).

Несколько танков Т-40 на начальном этапе войны были захвачены Германией и ее союзниками, но какой-либо информации о их успешном применении нет. Известно, что в Вермахте в некоторых танковых подразделениях на вооружении состояло 8 машин Т-40, а в румынской армии – одна.

Вышедший из строя советский малый танк Т-40, Юго-Западный фронт, лето 1941 года. На фотографии видно, как красноармейцы при помощи местных жителей пытаются отремонтировать машину

Вышедший из строя и брошенный экипажем советский малый танк Т-40, Юго-Западный фронт, лето 1941 года. На фотографии видно, как красноармейцы и местные жители осматривают машину

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх