Танк Т-46 | Танки в бою

Танк Т-46





Компьютерная модель по версии игры World оf tanks советского легкого колесно-гусеничного танка Т-46

Компьютерная модель по версии игры World оf tanks советского легкого колесно-гусеничного танка Т-46

Т-46 – советский колесно-гусеничный легкий танк, разрабатываемый во второй половине 30-х годов прошлого века на базе однобашенного танка Т-26 с использованием его основных узлов и агрегатов. В названии танка буква «Т» обозначает слово «танк», а числовой индекс «46» — порядковый номер типа танков по порядку.

Легкий танкТ-46 без ходовой части в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Использовался в качестве неподвижной огневой точки в укрепрайоне. Найден на Карельском перешейке у посёлка Сосново.

Легкий танк Т-46 без ходовой части в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. В ходе боев 1941-1942 годов использовался как неподвижная огневая точка укрепрайона у поселка Сосново в Карелии

История и предпосылки создания.

Разработанный и производимый советский легкий танк Т-26 в однобашенной компоновке по мнению руководства РККА хотя и имел достаточную для того времени огневую мощь, но не отличался скоростными и динамическими характеристиками. С целью улучшения этих качеств танка Т-26 была утверждена специальная программа модернизации машины. В рамках данной программы предлагалось создать легкий танк для поддержки пехоты при наступательных действиях на колесно-гусеничном ходу. Разработка нового танка, которому был присвоено название Т-46, началась в средине 1933 года конструкторским бюро завода № 174 под руководством конструкторов О.М. Иванова и М.В. Симонова. Первый опытный образец танка Т-46 был собран уже к началу ноября 1935 года, а в декабре этого же года все работы и документация были переданы в ведение Опытного завода спецмаштреста. 29 февраля уже следующего года правительственной комиссией Т-46 был официально принят на вооружение РККА. Планировалось произвести на начальном этапе серийного производства 50 первых машин танка Т-46, а к концу 1939 году начать замену Т-26 на Т-46 в частях РККА. Но в средине 1937 года первые четыре машины, поступив на испытания в войска, зарекомендовали себя не с наилучшей стороны, в частности обнаружилась ненадежность их силовой передачи. В конечном итоге этот недостаток, а так же дороговизна производства танка привели к тому, что дальнейшие работы над усовершенствованием конструкции были остановлены. А в средине декабря 1937 года так Т-46 и вовсе был снят с производства. Всего за время разработки и производства было собрано 4 единицы танка Т-46 и один прототип.

Часть корпуса без ходовой и башня без пушки легкого танка Т-46 в музее в Кубинке (Россия)

Часть корпуса без ходовой и башня без пушки легкого танка Т-46 в музее в Кубинке (Россия)

Компоновка.

Легкий танк Т-46 компоновался по классической схеме с расположением моторного отделения в кормовой части корпуса, трансмиссионного отделения и отделения управления – в передней, а боевого – в средней части и башне.

Планировалось, что экипаж легкого танка Т-46 будет состоять из трех человек: командира, заряжающего и механика-водителя.

Для погрузки и выгрузки из танка было спроектировано три основных люка: два прямоугольных одностворчатых люка в крыше башни для командира и заряжающего и один откидной люк прямоугольной формы в лобовом возвышении передней части корпуса с правой стороны для механика-водителя.

Прототип легкого танка Т-46

Прототип легкого танка Т-46

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита легкого танка Т-46 была разработана по противопульному принципу. Она защищала основные узлы и агрегаты танка, а так же его экипаж от поражения мелкими осколками, шрапнелью и пуль пулеметно-винтовочных калибров.

Корпус легкого танка Т-46 планировалось собирать из стальных пластин как путем склепывания, так и сварки. Толщина броневых листов в лобовой части составляла 15 миллиметров, а в некоторых местах даже доходила до 22. Корма и оба борта корпуса формировались из броневых листов толщиной исключительно до 15 миллиметров. Днище и крыша имели толщину бронирования до 8 миллиметров.

Башня легкого танка Т-46 имела коническую форму с достаточно развитой кормовой нишей под планируемую установку радиостанции, поручневая антенна которой крепилась практически по всей окружности башни на выдающиеся кронштейны. Производить башню планировалось путем сваривания между собой стальных броневых листов, которые имели толщину до 16 миллиметров. Крыша формировалась из плоского бронелиста с толщиной до 8, а в некоторых источниках – до 10 миллиметров.

Один из четырех серийных танков Т-46, 1937 год

Один из четырех серийных танков Т-46, 1937 год

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого колесно-гусеничного танка Т-46 планировалось использовать уже хорошо зарекомендовавшую себя на танках Т-26 45-миллиметровую нарезную пушку 20-К. Пушка устанавливалась на цапфы в переднюю часть башни и защищалась небольшим кожухом и бронемаской, которая, как и у танка Т-26 (однобашенного), имела полуцилиндрическую форму. Планировалось, что боекомплект к пушке будет состоять из 101 выстрела унитарного заряжания, которые укладывались по бортам боевого отделения.

По вспомогательному вооружению предложений было несколько. Кроме спаренного с пушкой 7,62-миллиметрового пулемета ДТ-29, который монтировался справа от орудия в бронемаску, предлагали установить еще один аналогичный пулемет в кормовую нишу башни. Кроме этого так же планировалась оснастить Т-46 турельной установкой с третьим пулеметом ДТ-29 в качестве зенитного. Боекомплект к пулемету (пулеметам) мог состоять из 3000-4000 патронов, которые могли снаряжаться в дисковые магазины.

Легкий танк Т-46 (вид сзади)

Легкий танк Т-46 (вид сзади)

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки легкого танка Т-46 на проектной стадии использовался четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель МТ-5-1 с воздушным охлаждением, используемый с успехом на танках Т-26. Данный двигатель мог развить мощность до 330 лошадиных сил, что давало возможность танку двигаться по шоссе со скоростью до 55-58 километра в час на гусеничном ходу и до 80 километров в час на колесах. Предполагалось в будущем при серийном производстве оснащать танк, который в документации условно называли Т-46-1, дизельным двигателем ДТ-4, но его доводка затягивалась, а когда он уже был готов, то о танке Т-46 уже забыли.

Элементы трансмиссии легкого танка Т-46 были почти идентичны конструкции танка Т-26. К их числу относились:

основной однодисковый фрикцион, который работал по принципу сухого трения (сталь по феродо);

ступенчатый протяженный карданный вала;

пятиступенчатая механическая коробка передач;

механизм поворота;

тормоза ленточного типа;

бортовые передачи.

Ходовая часть легкого колесно-гусеничного танка Т-26 по каждому борту состояла из четырех обрезиненных опорных катков большого диаметра, которые на колесном ходу использовались как колеса, двух обрезиненных поддерживающих катков малого диаметра, которые монтировались со смещением к передней части корпуса относительно поперечной оси танка, ленивца и ведущего колеса, располагавшегося спереди.

Гусеницы легкого танка Т-46 с цевочным зацеплением имели ширину в 280 миллиметров. Они собирались из стальных одногребневых траков, производимых путем литья.

Легкий танк Т-46 во время испытаний на колесном ходу, 1937 год

Легкий танк Т-46 во время испытаний на колесном ходу, 1937 год

Боевое применение.

Есть упоминание о том, что минимум два танка Т-46 из произведенной опытной партии приняли участие в Зимней войне 1939-1940 года. Подробной информации на этот счет нет, но то, что такой факт имел место не вызывает никакого сомнения. Так же при этом стоит отметить, что не один танк Т-46 из двух принявших участие в данной войне РККА потерян не был.

Дожившие до великой Отечественной войны 4 единицы (по другим данным три единицы серийного танка и прототип) танков Т-46 использовались частями РККА в качестве неподвижных огневых точек в Карелии. Именно там поисковиками в настоящее время и было обнаружено два корпуса с башнями танка Т-46 без ходовой части, которые пережили наступление финской армии в 1941-1942 годах, а потом были оставлены и забыты на прежних боевых позициях.

В настоящее время в музеях на территории России в экспозициях находятся два экземпляра танков Т-46 без ходовой части и вооружения, восстановление которых возможно будет в будущем.

Остов танка Т-46-1 на карельском перешейке

Уцелевший остов легкого танка Т-46, использовавшийся в качестве неподвижной огневой точки и найденный поисковиками в наше время на карельском перешейке

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх