Танк Т-60 | Танки в бою

Танк Т-60





Советский легкий танк Т-60 в экспозиции Музея бронетанковой техники в Кубинке (Россия)

Рисунок советского легкого танка Т-60 на марше под Моской, декабрь, 1941 года

Т-60 – советский легкий танк периода Великой отечественной войны, который явился продолжением линейки малых танков Т-40 и Т-30 и их дальнейшим усовершенствованием. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «60» – тип разработанного танка по порядку.

Легкий танк Т-60 в экспозиции Музея бронетанковой техники в Кубинке (Россия)

Легкий танк Т-60 в экспозиции Музея бронетанковой техники в Кубинке (Россия)

История и предпосылки создания.

В начале Великой Отечественной войны стало ясно, что слабое бронирование и вооружение малых танков Т-40 и Т-30 является их самым уязвимым местом при их использовании в боевой обстановке и приводило к катастрофических потерь этих машин на начальном этапе войны. Поэтому в средине августа 1941 года конструкторским бюро московского завода № 37 под общим началом Н.А. Астрова была разработана техническая документация по созданию нового легкого танка, которому был присвоен индекс «Т-60». Уже в начале сентября этого же года легкий танк Т-60 был принят на вооружение РККА, и, практически сразу же, началось его серийное производство на нескольких заводах страны, в том числе Москве, Сталинграде, Горьком и Харькове. Серийное производство танка Т-60 продолжалось до начала февраля 1943 года, именно в этот период на конвейере он уступил место своему последователю Т-70. Всего за период серийного выпуска стены завода покинуло 5920 выпущенных легких танков Т-60.

Колонна советских легких танков Т-60 на марш под Москвой, зима 1941 года

Колонна советских легких танков Т-60 на марш под Москвой, зима 1941 года

Компоновка.

Легкий танк Т-60 был скомпонован весьма характерно для всех малых и легких танков того периода. Как и у его предшественника малого плавающего танка Т-40, у Т-60 было пять отделений. Трансмиссионное отделение располагалось в носовой части корпуса и плавно переходило в отделение управления. Моторное отделение занимало среднюю правую часть корпуса, а в левой части располагалось боевое отделение, которое распространялось так же и на башню. В кормовой части корпуса размещалось кормовое отделение, в котором находились радиаторы двигателя и топливные баки. Кормовое отделение отделялось от боевого перегородкой, которая исключала попадание топлива на экипаж танка в случае его поражения.

Экипаж легкого танка Т-60 состоял из двух человек. В составе экипажа находились механик-водитель и командир танка. Место механика-водителя находилось в передней практически центральной части корпуса, командир же танка находился в левой средней части корпуса и башне, которая монтировалась на корпус на подбашенную коробку со смещением от продольной оси влево. В бою командир танка осуществлял руководство действиями механика-водителя, наблюдение за местностью через оптические приборы, а так же вел огонь из автоматической пушки и спаренного с ней пулемета.

Для посадки в танк и высадки из него командир и механик-водитель пользовались своими люками, которые размещались соответственно в крыше башни и поднятой рубке корпуса. Для экстренной эвакуации из танка командира в днище корпуса был устроен нижний люк.

Легкий танк Т-60, приданный саперам, Ленинградский фронт, зима 1942 года

Легкий танк Т-60, приданный саперам, Ленинградский фронт, зима 1942 года

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита легкого танка Т-60 была гомогенной катанной высокой твердости и разрабатывалась по дифференцированному противопульному принципу.  Танк и его экипаж были защищены от пуль винтовочных и, в ряде случаев, крупных калибров, а так же осколков с незначительной кинетической энергией.

Бронекорпус легкого танка Т-60 был разработан инженером А. В. Богачевым на базе корпусов малых танков Т-40 и Т-30 и сваривался из катаных стальных бронеплит различной толщины. Так, лобовая часть корпуса формировалась из броневых плит толщиной в 35 миллиметров вверху и средине и 30 миллиметров – снизу. Борта корпуса формировались из плит толщиной в 15 миллиметров, а днище – в 10. Корма была выполнена из двух сопряженных верхней и нижней плит, имевших толщину соответственно 10 и 25 миллиметров. Толщина бронеплиты, формировавшей крышу корпуса, составляла 13 миллиметров. Все конструкции корпуса имели рациональные углы наклона к вертикальной нормали в диапазоне от 14 до 76 градусов, что повышало его бронезащиту. Танки Т-60 более позднего периода выпуска имели усиленную броню.

Башня легкого танка Т-60 имела коническую восьмигранную форму и была разработана инженером Ю. П. Юдовичем. Она изготавливалась путем сварки из стальных катаных бронеплит толщиной в 25 миллиметров, при этом бронеплиты бортов башни имели наклон в 25 градусов к вертикальной нормали. В более поздние периоды выпуска танка Т-60 броню его башни усилили до 35 миллиметров. В лобовой часть башни изготавливалось отверстие в виде прямоугольной ниши для установки пушки и пулемета и защищающей их броневой маски с толщиной брони в 20 миллиметров. Толщина брони крыши башни составляла 13 миллиметров. Башня устанавливалась со смещением от продольной оси танка влево на 285 миллиметров.

Колонна легких танков Т-60 с десантом на марше

Колонна легких танков Т-60 с десантом на марше, Ленинградский фронт, зима 1942 года

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого танка Т-60 использовалась автоматическая нарезная пушка ТНШ, которую еще маркировалась, как ТНШ-1 (танковая Нудельмана — Шпитального) калибром в 20 миллиметров. Пушка стала танковой модификацией авиационной автоматической нарезной пушки ШВАК и разрабатывалась в конструкторских бюро авиационного вооружения ОКБ-16 и ОКБ-15. Она устанавливалась на цапфы в башню танка, кроме маски основание ее ствола дополнительно был защищен бронекожухом. Длина ствола пушки ТНШ составляла 82,4 калибра. Боекомплект к автоматической пушке состоял из 750 унитарных выстрелов. С целью беспрерывного автоматического питания пушки выстрелы снаряжались в ленту по 58 штук при 58 разъемных звеньях. Лента была уложена в коробку, прикрепленную на кронштейн внизу пушки.  Двенадцать запасных коробок с лентами размещались на стеллажах вдоль стенок боевого отделения в корпусе. При стрельбе гильзы выбрасывались за пределы танка, а пустая лента сбрасывалась на днище корпуса. В состав боекомплекта входили различные по типу боеприпасы:

БЗТ-20 – унитарный выстрел с бронебойно-зажигательным снарядом;

ОТ-20 – унитарный выстрел, оснащенный осколочно-трассирующим снарядом со взрывателем мгновенного действия;

ОЗ-20 – унитарный выстрел, оснащенный осколочно-зажигательным снарядом со взрывателем мгновенного действия;

унитарный выстрел с бронебойно-зажигательным подкалиберным снарядом;

унитарный выстрел с бронебойно-зажигательным подкалиберным снарядом с сердечником, выполненным из карбида вольфрама (применялся со средины 1942 года).

В качестве спаренного с пушкой, устанавливался со смещением в левую сторону 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, боекомплект к которому состоял из 945 патронов, снаряженных в 15 дисковых магазинов.

Итальянские солдаты осматривают брошенный советский легкий танк Т-60, Сталинградское направление, лето 1942 года

Итальянские солдаты осматривают брошенный советский легкий танк Т-60, Сталинградское направление, лето 1942 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Легкий так Т-60 был оснащен рядным четырехтактным карбюраторным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-202 с жидкостным охлаждением. Данный двигатель представлял собой дефорсированную и переработанную версию двигателя ГАЗ-11. Его разработчики намерено уменьшили по сравнению с базовой моделью его мощность с 85 до 70 лошадиных сил, предполагая, что таким образом увеличится моторесурс двигателя и повысится его надежность. При всем при этом танк Т-60 мог развивать максимальную скорость при движении по шоссе в 42 километра в час.

Легкий танк Т-60 имел механическую трансмиссию, включающую в свой состав такие основные узлы и агрегаты:

основной (главный) однодисковый фрикцион, работающий по принципу сухого трения «сталь по феродо» и устанавливавшийся на маховик двигателя;

четырехступенчатая коробка передач, имевшая демультипликатор (при четырех передачах вперед и одной – назад);

ступенчатый карданный вал;

главная передача конического типа;

два бортовых многодисковых фрикциона, работающих по принципу сухого трения «сталь по стали» с тормозами ленточного типа и накладками из феродо;

два однорядных простых бортовых редуктора.

Все приводы для управления трансмиссией танка Т-60 были механическими, и механик-водитель управлял торможением и поворотами машины с помощью двух рычагов, расположенных по обе стороны от своего места.

Ходовая часть танка легкого танка Т-60 была практически полностью заимствована у своих предшественников Т-30 и Т-40. По своему типу подвеска танка была индивидуальной торсионной, не имевшей амортизаторов для всех четырех опорных односкатных катков малого (550 миллиметров) диаметра, имевших резиновые бандажи, применительно к каждому борту. Опорные катки производились либо литьем в спицованном исполнении, либо штамповкой – в сплошном (все это зависело от завода-производителя).  По крайним узлам подвески к броневому корпусу сваркой монтировались ограничители хода для балансиров подвески, оснащенные резиновыми буферами, смягчающими ударные нагрузки. Ведущие колеса цевочного типа располагались спереди, они оснащались съемными зубчатыми венцами. Ленивцы, оснащенные механизмами натяжки гусениц, устанавливались сзади. Верхняя составляющая гусеницы опиралась на три малых поддерживающих катка применительно к каждому борту.

Гусеница легкого танка Т-60 по своему типу была мелкозвенчатой, двухгребневой, с шириной трака в 260 миллиметров.

Советские легкие танки Т-60 с десантом на опушке леса перед началом наступления, Ленинградский фронт, лето 1943 года

Советские легкие танки Т-60 с десантом на опушке леса перед началом наступления, Ленинградский фронт, лето 1943 года

Боевое применение.

Так получилось, что разработанный и запущенный в серийное производство в первые дни  Великой Отечественной войны легкий танк Т-60 сразу же попал в ее горнило. К моменту его появления на фронтах командиры и личный состав танковых подразделений уже определились со стратегией использования малых и легких танков, что уберегло машины этого типа от катастрофических потерь.

Танки Т-60 с успехом применялись на всех фронтах в качестве разведывательных и командирских, тягачей, транспортных средств, а так же неплохо поддерживали пехоту в наступлении, особенно в тех местах, где применить тяжелую бронетехнику не позволяли природные условия. Особенно успешным было боевое использование танков этого типа на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах в условиях заболоченной и лесистой местности. Довольно известным является бой советского легкого танка Т-60 против двух немецких танков «Тигр» под Ленинградом 16 января 1943 года. В этом бою танк лейтенанта Осатюка Д.И. (механик-водитель Макаренков И.М.) поддерживая атаку пехоты на немецкие позиции, столкнулся с двумя немецкими тяжелыми танками «Тигр». Удачно маневрируя на местности и отстреливаясь из автоматической пушки, экипаж танка Т-60 заманил немецкие танки под фланговый огонь своей замаскированной противотанковой батареи, в результате чего оба немецкие танка были уничтожены.

Несколько десятков танков Т-60 были захвачены немецкими и финскими войсками в период конца 1941 – конца 1942 годов, а потом определенное время ими использовались. Но информации об их успешном применении в источниках нет.

В составе фронтов РККА, приняв участие практически во всех значимых сражениях ВОВ, легкие танки Т-60 дошли до Вены, Берлина и Харбина, а потом еще долгое время находились на вооружении после войны, пока в 1951 году не были сняты с вооружения.

Подбитый советский легкий танк Т-60, Московское направление, осень 1941 года

Подбитый советский легкий танк Т-60, Московское направление, осень 1941 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх