Танк Т-70 | Танки в бою

Танк Т-70





Рисунок советского легкого танка Т-70 в бою. Реконструкционная версия компьютерной игры World of Tanks

Рисунок советского легкого танка Т-70 в бою. Реконструкционная версия компьютерной игры World of Tanks

Т-70 – советский легкий танк периода Великой отечественной войны, который  стал усиленной версией легкого танка Т-60. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «70» – тип разработанного танка по порядку.

Легкий танк Т-70 на памятнике в Солоницевке (Украина)

Легкий танк Т-70 на памятнике в Солоницевке (Украина)

История и предпосылки создания.

За время использования в боевых действиях Зимней войны и первых этапов Великой Отечественной войны малых и средних танков Т-38, Т-40, Т-30 и Т-60 стало понятно, что их вооружение и бронирование не могут в полной мере удовлетворить требований современного, в тот период, боя. Попытка создания легкого танка Т-50 и его оснащения орудием калибра 45 миллиметров фактически ни к чему не привела из-за нехватки комплектующих и частых эвакуационных переездов завода-изготовителя. Но идея, воплощенная в создании этого танка и его орудийном вооружении, вдохновила конструктора советских легких танков Астрова Н.А. на создание нового типа легких танков с более мощным вооружением, которые получили индекс «Т-70». За основу был принят легкий танк Т-60, который в боевых условиях достаточно хорошо себя зарекомендовал. Техническая документация танка Т-70 была готова еще в средине ноября 1941 года, а уже в начале января 1942 года легкий танк Т-70 был официально принят на вооружение РККА, после чего началось его серийное производство на заводе ГАЗ и нескольких смежных заводах в различных регионах страны. Выпуск танков Т-70 продолжался до средины октября 1943 года, когда было принято решение, заменить на производственных линиях Т-70 самоходными установками СУ-76М, в которых остро нуждалась РККА. За период серийного производства было выпущено более 8200 единиц танков данного типа.

Советский легкий танк Т-70

Советский легкий танк Т-70

Компоновка.

Схема компоновки легкого танка Т-70 напоминала компоновочные схемы практически всех танков-предшественников легкого и малого классов. Как и у танка Т-60, взятого за основу при разработке, у Т-70 было пять отделений. Трансмиссионное отделение находилось в передней части корпуса, за ним следовало отделение управления с местом расположения механика-водителя. Моторное отделение распространялось на среднюю правую часть корпуса, а боевое отделение – на среднюю правую и башню. Кормовую часть корпуса занимало кормовое отделение с размещавшимися в нем жидкостными радиаторами охлаждения двигателя и топливными баками.

Экипаж легкого танка Т-70 состоял из двух человек. В его экипаж входили два человека: командир танка и механик-водитель. Место механика-водителя располагалось в передней части корпуса практически на продольной оси танка. Командир танка располагался в башне, смещенной от продольной оси корпуса влево, и левой средней части корпуса. В бою командир танка руководил действиями механика-водителя, осуществлял наблюдение за местностью через оптические приборы в башне, заряжал орудие и вел из него и спаренного пулемета огонь по противнику.

Как для посадки в танк, так и высадки из него командир пользовался своим люком овальной формы в крыше башни, а механик-водитель – люком в поднятой рубке в лобовой части корпуса. Для эвакуации командира из танка использовался люк в днище корпуса.

Колонна легких танков Т-70 в районе Красного Села, декабрь 1942 года

Колонна легких танков Т-70 в районе Красного Села, декабрь 1942 года

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита легкого танка Т-70 в ранний партиях выпуска была гомогенной катанной высокой твердости, а в более поздней – гетерогенной с поверхностной закалкой стальных бронеплит. Она была разработана по дифференцированному противопульному и противоснарядному принципу.  Танк и его экипаж достаточно надежно защищались от пуль винтовочных и крупных калибров, некрупных осколков, а так же в ряде случаев от снарядов средних калибров при их попадании в определенные части корпуса и башни.

Бронекорпус легкого танка Т-70 собирался из катаных стальных броневых плит различной толщины путем соединения их сваркой. Лобовая часть корпуса формировалась из трех поочередно сопряженных друг с другом броневых плит толщиной в 35 миллиметров вверху и 45 и 15 миллиметров – соответственно внизу и средней части. Борта и верхняя часть кормы корпуса были сформированы из броневых плит толщиной в 15 миллиметров, нижняя часть кормы – в 25, а днище и крыша – в 10 (в некоторых местах дниже имело толщину бронеплиты в 6 миллиметров). Практически все плиты, формировавшие корпус (кроме бортов), имели рациональные углы наклона к вертикальной нормали в диапазоне от 23 до 81 градусов.

Башня танка Т-70 имела восьмигранную форму, напоминающую усеченную пирамиду. Она собиралась путем сварки из стальных катаных бронеплит. Ее борта были сформированы из броневых плит толщиной в 35 миллиметров, наклоненных друг к другу под углом 23 градуса к вертикали. Для повышения жесткости конструкции башни ее сварные швы усиливали установкой броневых уголков. В лобовую часть башни в качестве дополнительной защиты устанавливалась броневая маска, имеющая толщину брони в 50 миллиметров. В ней исполнялись отверстия для установки орудия, прицелов и спаренного пулемета. Толщина брони крыши колебалась в пределах от 10 до 15 миллиметров.

Унитарные 45-мм выстрелы к танковой пушке 20-К:  1. УБР-243П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-240П  2. УБР-243СП со сплошным бронебойным снарядом БР-240СП  3. УБЗР-243 с бронебойно-зажигательным снарядом БЗР-240  4. УО-243 с осколочной гранатой О-243  5. УЩ-243 с картечью Щ-240

45-миллиметровые выстрелы унитарного заряжания к пушке К-20 легкого танка Т-70:
1. УБР-243П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-240П
2. УБР-243СП со сплошным бронебойным снарядом БР-240СП
3. УБЗР-243 с бронебойно-зажигательным снарядом БЗР-240
4. УО-243 с осколочной гранатой О-243
5. УЩ-243 с картечью Щ-240

Вооружение.

Основным вооружением танка Т-70 являлась, ранее использованная в танке Т-50, нарезная 45-миллиметровая пушка К-20, разработанная и модернизированная в период с 1932 по 1938 год. Пушка имела длину ствола в 46 калибров и устанавливалась на цапфы в маску со смещением от продольной оси башни в правую сторону, что облегчало обращение с ней командиру танка. Боекомплект пушки К-20 состоял из 90 выстрелов унитарного заряжания. Для удобства заряжания орудия, двадцать первых выстрелов укладывались в специальный магазин, остальные укладывались по бортам башни и корпусу танка.

Танк Т-70 так же спаренным с пушкой 7,62 миллиметровым пулеметом ДТ, который обеспечивался боекомплектом в 945 патронов, снаряженных в 15 дисковых магазинов. Вооружение экипажа танка состояло из одного пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом в 3 диска на 213 патронов в общей сложности и десяти ручных гранат Ф-1.

Советский легкий танк Т-70 форсирует водную преграду

Советский легкий танк Т-70 форсирует водную преграду

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки легкого танка Т-70 использовался силовой агрегат ГАЗ-203, который состоял из двух рядных четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 с жидкостным охлаждением, которые спаривались друг с другом по схеме, в которой двигатель ГАЗ-70-6004 располагался спереди, а ГАЗ-70-6005 — сзади. Двигатель ГАЗ-202 дефорсировался до 70 лошадиных сил с целью увеличения моторесурса и повышения его надежности, что позволяло танку Т-70 развивать максимальную скорость в 42 километра в час при движении по шоссе и в 25 километров в час – по пересеченной местности.

У легкого танка Т-70 имел механическая трансмиссия очень сильно (за незначительным исключением) напоминала трансмиссию танка Т-60. В частности она состояла из:

полуцентробежного основного (главного) двухдискового фрикциона, работающего по принципу сухого трения «сталь по феродо»;

четырехступенчатой коробки передач (при четырех передачах вперед и одной – назад);

ступенчатого карданного вала;

главной передачи конического типа;

двух бортовых многодисковых фрикционов, работающих по принципу сухого трения «сталь по стали» с тормозами ленточного типа и накладками из феродо;

двух простых однорядных бортовых редукторов.

Ходовая часть танка легкого танка Т-70 по своей конструкции была практически полностью аналогична танкам-предшественникам Т-30, Т-40 и Т-60. По типу подвеска танка Т-70 была индивидуальной торсионной без использования амортизаторов для четырех опорных односкатных катков малого диаметра (550 миллиметров), которые имели резиновые бандажи. По крайним узлам подвески к броневому корпусу сваркой монтировались ограничители хода для балансиров подвески, оснащенные резиновыми буферами, смягчающими ударные нагрузки. Ведущие колеса танка цевочного типа имели переднее расположение, на них устанавливались съемные зубчатые венцы. Ленивцы оснащались механизмами натяжения гусениц и располагались сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три небольших поддерживающих катка по каждому борту.

Гусеница танка Т-70 по своему типу была мелкозвенчатой, двухгребневой и собиралась из 91 трака, шириной в 260 миллиметров.

Колонна немецких военнопленных проходят мимо подбитого немецкого танка Т-70 советского производства, район Киева, весна 1944 года

Колонна немецких военнопленных проходят мимо подбитого захваченного ранее Вермахтом легкого танка Т-70 советского производства. Под стенкой справа стоят советские танкисты, которые, вероятнее всего, пытаются восстановить танк, район Киева, весна 1944 года

Боевое применение.

Первые танки Т-70 начали прибывать в действующую армию в марте-апреле 1942 года и практически сразу же зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Они с успехом применялись для проведения разведки в танковых подразделениях, а так же для поддержки стрелковых частей в наступлении и обороне в условиях заболоченной и лесистой местности, где использовать более тяжелые танки не было возможности.

Апогеем в боевой истории легкого танка Т-70 стало сражение на Курской дуге, где принимало участие по различным оценкам от 70 до 150 машин этого типа.

В умелых руках танк Т-70 становился грозным оружием в боевых столкновениях с противником. Так, к примеру, весьма примечательным является бой, имевший место 26 марта 1944 года, когда командир легкого танка Т-70 младший лейтенант Пегов Г.И., пребывая в разведке, обнаружил колонну немецких средних танков «Пантера», которые намеревались нанести контрудар по наступающим частям РККА. Заняв замаскированную позицию у обочины дороги, танк Пегова Г.И. с первых выстрелов подбил в борт два немецких танка, шедших во главе колонны. Немецкие танки, так и не обнаружив позицию танка Пегова и приняв огонь его танка за сильную противотанковую оборону на этом участке, поспешно отошли. Умелыми действиями экипажа легкого танка Т-70 была сорвана контратака противника.

Танки Т-70 применялись подразделениями РККА вплоть до окончания ВОВ, а потом и в ходе боевых действий против Квантунской армии.

Несколько танков Т-70 были захвачены финскими и немецкими войсками и использовались этими армиями, но особого успеха на службе у противника танки Т-70 не снискали.

В послевоенный период танки Т-70 использовались в основном, как БРЭМы, тягачи и мостоукладчики. Окончательно танк был снят с вооружения в апреле 1953 года.

Советский легкий танк Т-70, подбитый в боях под Ржевом, 1942 год

Советский легкий танк Т-70, подбитый в боях под Ржевом, 1942 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх