Танк Т-80 | Танки в бою

Танк Т-80





Рисунок легкого советского танка Т-80 в атаке

Рисунок легкого советского танка Т-80 в атаке

Т-80 – советский легкий танк среднего периода Великой Отечественной войны, явившийся продолжением линейки советских легких танков и ставший последним в ней. В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а число «80» – тип танка по порядку разработок.

Легкий танк Т-80 в экспозиции музея в Кубинке (Россия)

Легкий танк Т-80 в экспозиции музея в Кубинке (Россия)

История и предпосылки создания.

Состоявший в начальный период Великой Отечественной войны на вооружении РККА легкий танк Т-70 имел массу недостатков, основным из которых являлась одноместная башня, лишавшая возможности включить в экипаж заряжающего. Установка на шасси танка Т-70 башни больших размеров приводило к нагрузкам, которые пагубно сказывались на ходовой части и трансмиссии танка. В средине 1942 года комплексная модернизация Т-70 и Т-70М привела к созданию прототипа, который получил условный индекс 080. В декабре 1942 года прототип 080 прошел полигонные испытания и был принят на вооружение РККА под названием Т-80. Первоначально наладить серийное производство танков Т-80 планировали на Горьковском Автомобильном заводе, однако дополнительная нагрузка снизила бы объемы выпуска самоходных артиллерийских установок СУ-70М, в коих так сильно нуждался фронт. Поэтому производство новых легких танков в феврале 1943 года наладили на Мытищенском заводе № 40. Объемы выпуска Т-80 были невелики, и до окончания серийного производства было выпущено всего лишь порядка 85 машин, включая прототипы и опытные модели. Прекращение выпуска в настоящее время связывают с ненадежной силовой установкой танка и растущей потребностью РККА в САУ СУ-76М.

Легкий танк Т-80 во время полигонных испытаний, 1942 год

Легкий танк Т-80 во время полигонных испытаний, 1942 год

Компоновка.

Компоновочная схема советского легкого танка Т-80 не отличалась от схем компоновки практически всех танков из линейки малых и легких. Как и у других легких танков, у Т-80 было пять отделений. Трансмиссионное отделение размещалось в передней части корпуса, за ним следовало отделение управления. Моторное отделение находилось в средней правой части корпуса, а боевое – в средней левой и двухместной башне. В кормовой часть корпуса размещалось кормовое отделение, где устанавливались жидкостные радиаторы охлаждения двигателя и топливные баки.

Экипаж легкого танка Т-80 состоял из трех человек. В него входили: командир танка, заряжающий орудия и механик-водитель. Механик-водитель располагался в передней части корпуса практически на продольной его оси. Командир танка и заряжающий находились в левой средней части корпуса и двухместной башне, которая при установке смещалась от продольной оси влево. В боевых условиях командир танка руководил действиями экипажа и осуществлял наблюдение за местностью через оптические приборы, а так же при необходимости вел огонь из орудия и спаренного пулемета. В бою в обязанности заряжающего входило заряжать орудие и спаренный с ним пулемет и в случае надобности вести из них огонь.

Для посадки и высадки командир пользовался правым круглым одностворчатым откидным люком на поперечной оси танка, заряжающий – аналогичным люком в левой части, который смещался от поперечной оси чуть назад, механик-водитель – выпуклым квадратным откидным люком в передней верхней части корпуса, который был смещен от продольной оси танка влево. Для экстренной эвакуации членов экипажа из танка использовался люк в днище корпуса.

Легкий танк Т-80, один из немногих изготовленных на Горьковском автомобильном заводе (вид спереди)

Легкий танк Т-80, один из немногих изготовленных на Горьковском автомобильном заводе (вид спереди)

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита легкого танка Т-80 разрабатывалась по дифференцированному противопульному принципу и могла защитить танк и его экипаж от поражения боеприпасами винтовочных калибров, небольших осколков и снарядов мелких калибров при определенных условиях.

Тип брони танка Т-80 классифицируется как гетерогенная с поверхностной закалкой стальных броневых плит.

Броневой корпус легкого танка Т-80 собирался из катаных стальных броне плит с различной толщиной путем их соединения между собой сваркой. Лобовая часть корпуса собиралась из трех последовательно сопряженных друг с другом бронеплит толщиной от 15 до 35 миллиметров, оба борта – из плит в 25 миллиметров, корма – из плит толщиной от 15 до 25 миллиметров. Крыша и днище корпуса формировались плоскими броневыми листами, имевшими толщину 15 и 10 миллиметров соответственно. Практически все бронеплиты, которые формировали корпус (за исключением бортов), имели рациональные углы наклона к вертикальной нормали в диапазоне от 44 до 81 градусов.

Двухместная башня легкого танка Т-80 имела шестигранную форму, слегка напоминающую усеченную пирамиду и собиралась путем сваривания между собой стальных катаных броневых плит. Борта башни и передняя часть полностью закрывавшаяся броневой маской имели толщину бронирования в 35 миллиметров, при наклоне в 5 градусов к вертикали.  Толщина бронеплит крыши и кормовой части колебалась в промежутке от 10 до 15 миллиметров.

Легкий танк Т-80 (вид сзади)

Легкий танк Т-80 (вид сзади)

Вооружение.

Основным вооружением советского легкого танка Т-80 являлась, ранее с успехом использованная в танках Т-50 и Т-70, нарезная 45-миллиметровая пушка К-20 с длиной ствола в 46 калибров. Установка пушки производилась на цапфы в бронемаску полуцилиндрической формы без смещения от продольной оси башни. Боекомплект к пушке К-20 состоял от 94 до 100 выстрелов унитарного заряжания. Как и у танка Т-70, двадцать первых выстрелов укладывались в спецмагазин, а остальные – по бортам башни и левому борту корпуса.

Легкий танк Т-80 в качестве вспомогательного вооружения, оснащался еще и спаренным с пушкой 7,62 миллиметровым пулеметом ДТ. Боекомплект к спаренному пулемету состоял из 1008 патронов, снаряженных в 16 дисков.

Вооружение экипажа танка, предназначенное для его самообороны, состояло из одного пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом в 213 патронов, снаряженных в трех дисковых магазинах, и 10-12 ручных гранат Ф-1. Иногда экипаж танка Т-80 так же вооружался пистолетом для отстрела сигнальных ракет.

Унитарные 45-мм выстрелы к танковой пушке 20-К:  1. УБР-243П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-240П  2. УБР-243СП со сплошным бронебойным снарядом БР-240СП  3. УБЗР-243 с бронебойно-зажигательным снарядом БЗР-240  4. УО-243 с осколочной гранатой О-243  5. УЩ-243 с картечью Щ-240

Унитарные 45-миллиметровые выстрелы к пушке 20-К советского легкого танка Т-80:
1. УБР-243П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-240П
2. УБР-243СП со сплошным бронебойным снарядом БР-240СП
3. УБЗР-243 с бронебойно-зажигательным снарядом БЗР-240
4. УО-243 с осколочной гранатой О-243
5. УЩ-243 с картечью Щ-240

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки советского легкого танка Т-80 использовался силовой агрегат ГАЗ-203Ф (позже обозначался как М-80), который состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых рядных карбюраторных двигателей ГАЗ-80 с жидкостным охлаждением. Максимальная суммарная мощность, выдаваемая силовой установкой, составляла 170 (в ряде источников – 175) лошадиных сил, что позволяло танку развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 42 километров в час.

У легкого танка Т-80 в состав трансмиссии входили следующие узлы агрегаты:

полуцентробежный двухдисковый основной фрикцион, работавший по принципу сухого трения «сталь по феродо»;

четырехступенчатая коробка передач (при 4-х передачах вперед и 1 – назад), в которой использовались детали от коробки грузового автомобиля ЗИС-5;

ступенчатый карданный вал;

главная передача конического типа;

два бортовых многодисковых фрикциона, работавших по принципу сухого трения «сталь по стали»;

ленточных тормозов;

два однорядных простых бортовых редуктора.

По своему типу подвеска танка Т-80 была индивидуальной торсионной без использования амортизаторов. Ходовая часть танка состояла из пяти сплошных односкатных опорных катков, производимых штамповкой, с диаметром в 550 миллиметров и резиновыми бандажами, трех поддерживающий верхнюю ветвь гусеницы катков, ведущего колеса переднего расположения и ленивца с механизмом натяжения гусеницы.

Гусеница танка Т-80 собиралась из 80 траков шириной в 300 миллиметров и по своему типу классифицировалась как мелкозвенчатая двухгребневая.

Легкий танк Т-80, выпущенный в первой серии на Мытищенском заводе № 40

Легкий танк Т-80, выпущенный в первой серии на Мытищенском заводе № 40

Боевое применение.

О боевом применении легкого танка Т-80 имеется весьма скудная информация. В основном она связана с жалобами на силовую установку танков в части ее поломок и выхода из строя.

Доподлинно известно о том, что несколько машин Т-80 принимали участие в летней кампании 1943 года на центральных участках фронта. Есть упоминания о потерях нескольких Т-80 в Курской битве как в оборонительных боях, так и во время начавшегося контрнаступления. Последняя информация о потере танка Т-80 приходится на весну 1944 года на Втором Украинском фронте.

Так же имеется информация о том, что один подбитый Т-80 был захвачен Вермахтом во время наступательных действий на Курской дуге, но как он при этом был использован немецкой стороной неизвестно.

Испытания опытного образца 45-мм танковой пушки ВТ-43 в Т-80. Сентябрь 1943 года. Орудие на максимальном углу возвышения

Испытания опытного образца легкого танка Т-80, оснащенного 45-миллиметровой танковой пушкой ВТ-43 повышенной пробиваемости. На фото орудие возведено под максимальным углом возвышения, сентябрь 1943 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх