Танк «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch) | Танки в бою

Танк «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch)





Компьютерный рисунок британского легкого аэротранспортабельного танка «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch) по версии игры World of Tanks

Компьютерный рисунок британского легкого аэротранспортабельного танка «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch) по версии игры World of Tanks

«Тетрарх» (английский вариант – Light Tank Mk. VII Tetrarch)  – британский аэротранспортабельный легкий танк конца 30-х – начала 40-х годов прошлого века, который ограничено принял участие во Второй мировой войне. Танк был предназначен для поддержки подразделений воздушно-десантных войск в боевых операциях, а так же для его воздушной транспортировки, в частности планерами типа «Гамилькар». В переводе на русский «Tetrarch» переводится, как «Четырехарочный».

Британский легкий танк «Тетрарх» (английский вариант – Light Tank Mk. VII Tetrarch) в Музее города Бовингтон (Великобритания)

Британский легкий танк «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch) в Музее города Бовингтон (Великобритания)

История и предпосылки создания.

Находившийся к концу 30-х годов прошлого века легкий британский танк Mk. VI (Light Tank Mk. VI) и морально, и технически начал устаревать. Ни огневой мощью, ни маневрированием он уже в этот период не отвечал условиям современного боя. Первоначально разработанный фирмой «Виккерс» в период с 1938 по 1940 год новый танк, получивший название «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch), как раз должен был заменить своего предшественника по выполнению функций легкого разведывательно-дозорного танка.  Но начавшиеся боевые действия Второй мировой войны показали беспомощность легких британских танков в боях, которая приводила к огромным невосполнимым потерям, побудила руководство британского военного ведомства приостановить в 1940 году недавно начавшееся серийное производство танков «Тетрарх». Но в тоже время первые годы войны показали необычайную эффективность воздушно-десантных операций. С целью создания броневой и огневой поддержки высадившегося десанта и был приспособлен танк «Тетрарх». Возобновленное его производство на заводах фирмы «Метрополитен-Кэммел» (производственные площадя фирмы «Виккерс» были заняты производством других типов танков) в 1941 году продолжалось до средины 1942 года, в ходе которого было выпущено порядка 180 машин.

Британский легкий танк «Тетрарх» (английский вариант – Light Tank Mk. VII Tetrarch), 1943 год

Британский легкий танк «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch), 1943 год

Компоновка.

В отличии от своего предшественника – легкого танка Mk. VI, танк «Тетрарх» имел классическую компоновку. Отделение управление располагалось в носовой части корпуса, боевое – в средней части и башне, а силовое (моторное) – в корме.

Экипаж танка «Тетрарх» состоял из трех человек – командира танка, который исполнял, помимо командирских функций, еще и обязанности башенного стрелка, заряжающего и механика-водителя. Заряжающий и командир размещались в боевом отделении в средней части корпуса и башне танка, а механик-водитель – практически на продольной оси корпуса в передней его части в отделении управления.

Экипаж для посадки в танк и для высадки из него использовал два основных люка. Механик-водитель пользовался люком в лобовой части водительской рубки корпуса. Для командира и заряжающего был предназначен большой прямоугольный одностворчатый люк в передней части крыши башни.

Колонна легких танков «Тетрарх» ( Light Tank Mk. VII Tetrarch) в составе частей РККА движется к линии фронта, Северный Кавказ, 1943 год

Колонна легких танков «Тетрарх» ( Light Tank Mk. VII Tetrarch) в составе частей РККА движется к линии фронта, Северный Кавказ, 1943 год

Бронезащита корпуса и башни.

Бронированиt легкого танка «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch) разрабатывалась так же, как и у танка-предшественника,  в соответствии со стандартами I.T.70 (British Official Armour Specification I.T.70). Бронезащита танка «Тетрарх» была разработана по противопульному принципу и защищала исключительно от пуль винтовочных калибров и мелких осколков с незначительной кинетической энергией.

Корпус танка «Тетрарх» собирался путем заклепочных соединений броневых листов между собой и каркасом корпуса. Толщина бронелистов лобовой части составляла 16 миллиметров, бортов – 14, крыши – 7, а кормы 10 миллиметров. Все броневые листы лобовой части, кормы и бортов корпуса не имели рациональных углов наклона к вертикальной нормали, поэтому форма корпуса, скорее всего, была коробчатой, прямоугольной.

Башня легкого танка «Тетрарх» имела овальную цилиндрическую форму с небольшой кормовой нишей и скосом верхней задней части, которая была срезанной прямоугольным сегментом в лобовой части для установки броневой маски. Башня, как и корпус, изготавливалась путем склепывания катаных броневых листов между собой. Толщина брони в лобовой части башни и броневой маски составляла 16 миллиметров, по бортам и в корме – 14 миллиметров. Толщина брони крыши и прямоугольного люка не превышала 4 миллиметров. Броневые листы лобовой части и бортов башни имели незначительные углы наклона к вертикали, которые составляли 7 и 12 градусов соответственно.

Советские танкисты возле танка британского производства «Тетрарх», Северный Кавказ, 1943 год

Советские танкисты возле танка британского производства «Тетрарх», Северный Кавказ, 1943 год

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого танка «Тетрарх» использовалась нарезная 40-миллиметровая пушка QF 2 Pounder с длиной ствола в 52 калибра. Боекомплект пушки состоял из 50 выстрелов унитарного заряжания, которые размещались по бортам боевого отделения танка.

В качестве дополнительного вооружения танка «Тетрарх» использовали спаренный с пушкой пулемет «Виккерс» калибра 7,92 миллиметра. Боекомплект к пулемету состоял из 1600 патронов, которые снаряжались в ленты, а те, в свою очередь, укладывались в металлические короба.

Были так же попытки вооружить некоторые модификации танка «Тетрарх» 75-миллиметровой гаубицей. Но прототип, получивший название и индекс Tetrarch Mk. I CS, дальше опытного образца в своем развитии не продвинулся. Пытались найти замену и 7,92-миллиметровому пулемету «Виккерс» в лице 15-миллиметрового пулемета, но и эта затея особым успехом не увенчалась.

Кроме всего прочего вооружения, снаружи по бортам башни были установлены два гранатомета для стрельбы дымовыми гранатами.

Погрузка легкого аэротранпортабельного танка «Тетрарх» в планер

Погрузка легкого аэротранпортабельного танка «Тетрарх» в планер

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки легкого «Тетрарх» использовался горизонтально-оппозитный двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель «Медоус» MAT с жидкостным охлаждением, который мог развивать мощность в 165 лошадиных сил, что позволяло танку развивать предельную скорость по шоссе в 64 километров в час.  Двигатель, радиаторы охлаждения и топливные баки размещались в кормовой части корпуса справа. При движении танка на марше он мог оснащаться дополнительным подвесным баком, крепившимся на кронштейны сразу же за кормой корпуса.

Трансмиссия легкого танка «Тетрарх» состояла из нескольких основных узлов, к которым относились:

основной фрикцион, работающий по принципу сухого трения;

коробка передач;

карданный ступенчатый вал;

поворотный механизм из двойных дифференциалов.

Ходовая часть танка «Тетрарх» была оснащена индивидуальной по каждому опорному катку гидропневмодинамической подвеской. Его ходовая часть состояла из четырех опорных обрезиненных колес среднего диаметра, при этом задний каток выполнял функции ленивца, а передний – ведущего колеса.

Гусеница танка «Тетрарх» была мелкозвенчатой, одногребневой, что было весьма характерно для легкого танка.

Британский легкий аэротраспортабельный танк «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch)

Британский легкий аэротраспортабельный танк «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch)

Боевое применение.

Боевое применение легких танков «Тетрарх» (Light Tank Mk. VII Tetrarch) не носило массового характера. Боевой дебют данной машины состоялся в Северной Африке в качестве разведывательной машины, но особого успеха оно не имело, так как силовая установка танка не слишком была адаптирована для эксплуатации в условиях пустынь.

В 1942 году британская армия использовала несколько танков «Тетрарх» (около роты) в боевых действиях в ходе Мадагаскарской операции. В этом случае «Тетрархи» использовались, как строевые танки поддержки пехоты. Эффективность их применения, скорее всего, была высокой, если судить по общему результату Мадагаскарской операции.

В период конца 1942 – начала 1943 года 19 танков «Тетрарх», поставленных в СССР в рамках программы ленд-лиза, поступили на вооружение частей РККА, воевавших на Северном Кавказе (один танк был направлен в распоряжения танкового полигона в Кубинке для исследований). Использование данного типа танков подразделениями РККА, как танков поддержки пехоты при наступательных действиях, привела к тому, что октябре 1943 года был потерян последний танк этого типа.

Небольшое количество танков «Тетрарх» в июне 1944 года было использовано по своему прямому назначению в ходе операции «Оверлорд». Несколько машин было высажено планерным способом в Нормандии в составе разведывательного полка 6-й британской воздушно-десантной дивизии. Большинство этих танков было потеряно в первые же часы боя, и эффективность их применения была достаточно низкой, но все это объясняется небольшим их количеством.

Несколько экземпляров танка «Тетрарх» пребывали на вооружении британской армии вплоть до средины 1949 года. В этот период Британия расформировала свои планерно-десантные части, а в связи с этим и сняла вооружения и оставшиеся танки «Тетрарх».

Колонна советсткий танков «Тетрарх», Восточный фронт, 1943 год

Колонна советсткий танков «Тетрарх», Восточный фронт, 1943 год

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх