Танкетка «Карден-Ллойд» (Carden-Loyd Mk. VI Tankette) | Танки в бою

Танкетка «Карден-Ллойд» (Carden-Loyd Mk. VI Tankette)





Британская танкетка «Карден-Ллойд» Модель VI (Carden-Loyd Mk. VI) на фоне панорамы в Военном музее в Стокгольме (Швеция)

Британская танкетка «Карден-Ллойд» Модель VI (Carden-Loyd Mk. VI) на фоне панорамы в Военном музее в Стокгольме (Швеция)

«Карден-Ллойд» Модель VI (английский вариант — Carden-Loyd Mk. VI или Carden Loyd Tankette) — британская легкая танкетка периода 30-х годов прошлого века. В советской литературе встречается два названия машины: «танкетка Карден-Ллойд» и «гусеничный пулеметовоз Карден-Ллойда».

Британская танкетка «Карден-Ллойд» Модель VI (Carden-Loyd Mk. VI) в экспозиции Музея в Бовингтоне (Великобритания)

Британская танкетка «Карден-Ллойд» Модель VI (Carden-Loyd Mk. VI) в экспозиции Музея в Бовингтоне (Великобритания)

История и предпосылки создания.

Британское военное ведомство после окончания Первой мировой войны хорошо понимало, что в современном в тот период бою трудно обойтись без мощной огневой поддержки при наступлении пехоты. В ту пору бытовало мнение, что каждого пехотинца следует вооружить бронированной гусеничной машиной для обеспечения успеха в бою. Но впоследствии стало понятно, что один человек не может одновременно управлять такой машиной и вести огонь, поэтому от одноместных компоновок отказались. В 1928 году британский майор Г.Мертель предложил концепцию создания двухместной танкетки, которую впоследствии назвали по имени завода-производителя — «Карден-Ллойд» (Carden-Loyd). Первые пять прототипов с Mk. I по Mk. V оказались не достаточно удачными в конструкции, и лишь танкетка Carden-Loyd Mk. VI была принята на вооружение британской армии. Серийный выпуск танкеток «Карден-Ллойд» начала фирма «Виккерс-Армстронг» в средине 1929 года на своем заводе «Карден-Ллойд». Выпуск продолжался до конца 1931 года, и за этот период было выпущено 270 данных машин.

Танкетка «Карден-Ллойд» буксирует 94-миллиметровую гаубицу, 1936 год

Танкетка «Карден-Ллойд» буксирует 94-миллиметровую гаубицу, 1936 год

Компоновка.

Танкетка «Карден-Ллойд» была скомпонована классически для легких танкеток, лишенных башни, при достаточно большой плотности размещения агрегатов и узлов.  Трансмиссионное отделение находилось в передней части корпуса, в средней части находился двигатель, а чуть позади двигателя справа и слева — экипаж танкетки, который состоял из 2 человек: командира, который являлся пулеметчиком, и механика-водителя. Командир танкетки размещался в правой части корпуса, а механик-водитель – в левой.

Британская танкетка «Карден-Ллойд», 1937 год

Британская танкетка «Карден-Ллойд», 1937 год

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита танкетки «Карден-Ллойд» разрабатывалась по дифференцированному  противопульному принципу и могла защитить экипаж исключительно от пуль легкого стрелкового оружия средних калибров, а так же от мелких осколков.

Бронезащита танкетки «Карден-Ллойд» изготавливалась путем заклепочных и болтовых  соединений стальных бронелистов гомогенной катаной брони между собой с последующим креплением их на уголковый каркас. Броневые листы, которые формировали корпус танкетки, не имели рациональных углов наклона, поэтому сама танкетка имела коробчатую форму с выступающей рубкой механика-водителя. Толщина броневых листов была переменной, но в лобовой части и по бортам не превышала 8 миллиметров. Днище танкетки «Карден-Ллойд» формировалось из броневого листа толщиной в 4 миллиметра, что не обеспечивало защиты даже от взрыва противопехотной мины.

Погрузка танкетки «Карден-Ллойд» для транспортировки

Погрузка танкетки «Карден-Ллойд» для транспортировки

Вооружение.

В качестве вооружения танкетки «Карден-Ллойд» использовался тяжелый пулемет с водяным охлаждением ствола «Виккерс» калибра 7,7 миллиметров, который являлся британской версией американского пулемета «Максим». Боекомплект к пулемету состоял, по разным оценкам, от 1800 до 2600 патронов, которые снаряжались в ленты.

Руководители британского военного ведомства позируют возле танкетки  «Карден-Ллойд»

Руководители британского военного ведомства позируют возле танкетки «Карден-Ллойд»

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки танкетки «Карден-Ллойд» использовался рядный карбюраторный четырехцилиндровый двигатель Ford T с жидкостным охлаждением фирмы Ford Motor Company, который развивал максимальную мощность в 22 лошадиные силы, что позволяло танкетке развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 45 километров в час.

Механическая трансмиссия танкетки «Карден-Ллойд» состояла из:

однодискового сухого сцепления;

механизма поворота, который обеспечивал поворот машины на месте;

четырехступенчатой механической коробки передач (при 4 передачах вперед и одной назад);

дифференциала с тормозами колодочного типа;

двух бортовых редукторов.

Подвеска танкетки «Карден-Ллойд» относилась по классификации к блокированным полужесткого типа на листовых рессорах. Ходовая часть танкетки состояла из четырех опорных обрезиненных катка малого диаметра, ведущего колеса переднего расположения, которое снабжалось зубчатым венцом, направляющего спицованного колеса заднего расположения, оснащенного кривошипным механизмом для натяжения гусениц, а так же мелкозвенчатой гусеничной цепи, которая имела ширину трака в 152 миллиметра.

Колонна британских танкеток  «Карден-Ллойд» после военных маневров во Франции 1933 год

Колонна британских танкеток «Карден-Ллойд» после военных маневров во Франции 1933 год

Боевое применение.

Британская танкетка «Карден-Ллойд» Модель VI (Carden-Loyd Mk. VI) явилась прародителем и дала толчок к развитию этого вида техники в ряде стран мира. Наиболее массовым по производству продолжением танкетки «Карден-Ллойд» стала советская танкетка Т-27, которая была практически доработанной копией британской версии.

Кроме СССР, танкетки «Карден-Ллойд» поставлялись в 11 стран мира, среди которых Бельгия, Канада, Чили, Китай, Португалия, Италию, Чехословакия и даже Латвия (1 машина).

Поставленные в Боливию танкетки «Карден-Ллойд» приняли активное участие в Чакской войне между Парагваем и Боливией (1932-1935 года), где достаточно неплохо зарекомендовали себя при наступлениях боливийской армии.

Купленные танкетки «Карден-Ллойд» Финляндией приняли участие в Зимней войне 1940 года в качестве разведывательных машин финских пехотных подразделений. Эффективность их применения оказалась не очень высокой, так как большинство из них были потеряны от огня советской артиллерии. Был так же отмечен случай подрыва танкетки на собственной противопехотной мине.

Как ни парадоксально, но танкетка «Карден-Ллойд» проявила чудеса долгожительства и приняла даже участие во Второй мировой войне. В составе армий Польши, Великобритании и Финляндии эти машины использовались, как тягачи в тыловых частях и даже как санитарные транспортные средства (Финляндия, Карельский фронт).

Прототип транспортера пулемета VAD-50, разработанный на базе британской танкетки Carden-Loyd Mk. VI

Прототип транспортера пулемета VAD-50, разработанный на базе британской танкетки Carden-Loyd Mk. VI

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх